16
17
Читатель продолжает эазговор о моральном климате дорогиСпасибо вам, Николай Семенович!Случай, о котором я хочу рассказать, произошел со мной в 1970 году. В июне, получив очередной отпуск, я отправился в мотоциклетное путешествие. И оно чуть не окончилось трагедией. На одном отрезке дороги из-за поворота навстречу мне выскочили два автомобиля, занимавшие всю проезжую часть. Словно на гонках ни один из водителей не хотел уступить, автомобили стремительно приближались. Чтобы избежать столкновения, мне пришлось свернуть в кювет. Когда я встал на ноги, автомобили умчались, не сбавив скорости. У меня кровоточило лицо, была сломана рука, мотоцикл разбит. Это случилось километров за 50 до Одессы. Я решил не вызывать инспекцию — все равно номеров не рассмотрел — и вернуться домой. В это время в сторону Николаева шла военная машина, в которой сидели солдаты. Они остановились, погрузили мой мотоцикл и меня в кузов и довезли до поворота на Херсон — дальше нам было не по пути. Тут началось самое трудное. Сколько я ни «голосовал» — ни одна машина не останавливалась. Только с помощью автоинспектора удалось остановить грузовик, но его водитель не соглашался взять меня, пока я не пообещал заплатить сколько попросит. Таким образом к семи часам вечера я оказался в Херсоне, а после еще одной пересадки — в Каховке. К этому времени все мои денежные запасы кончились. Состояние ухудшилось, рука нестерпимо ныла. Каждый шаг давался с трудом. В это время неподалеку остановился автобус, из него вышел водитель. Наверное, мой вид привлек его внимание, и он подошел ко мне. Узнав, в чем дело, отругал меня, что я до сих пор не обратился к врачу, и предложил свою помощь. Погрузил мотоцикл, потом промыл мне раны на лице. Утром, как только рассвело, мы поехали в больницу, но дежурившая там медсестра сказала, что врач будет только в9 чатов утра. Николай Семенович (так звали водителя автобуса) решил не ждать, а довезти меня до Мелитополя. И до вез. Причем так бережно, что не расплескал бы и воду из стакана. Уважаемые товарищи! Прошу вас, поблагодарите от моего имени администрацию и партийную организацию Ялтинского автопредприятия 11122, воспитавших такого водителя, каким оказался Прокопенко Николай Семенович. В. МИТИН г. Мелитополь Редакция связалась по телефону с директором Ялтинского предприятия 11122 Л. С. Адамановым и передала ему благодарность читателя. Лев Савельевич ответил, что водитель Прокопенко работает на предприятии 14 лет, пользуется большим уважением товарищей, постоянно выполняет производственные планы. «По-другому он поступить не мог», — сказал в заключение директор.Иб этом путешествии мы мечтали давно. Строили планы, вырабатывали маршруты, намечали дневки. И вот наконец наша группа на трех мотоциклах выехала из Москвы. Как и было намечено, мы двинулись по Каширскому шоссе. До Воронежа дорога была знакома, а затем начался новый для нас участок, но и он не принес неожиданностей. Миновали Ростов-наДону, станицу Павловскую и ушли влево на Пятигорск. Затем Баксан — Орджоникидзе — Тбилиси — Казах, и на шестой день пути мы вступили на землю Армении... Проезжаем Иджеван, остановившись только для заправки. Знаем, что где-то рядом Агарцинский монастырь, но сейчас не до него. Минуем Дилижан и начинаем по серпантинам Севанского перевала карабкаться наверх. Дорога словно гигантская лестница. Одна ступень, вторая, третья — и мы попадаем в туман, густой как кисель. Скорость падает до 5—10 км/час. Двигаемся ощупью, с включенными фарами, часто сигналим. Долго-долго тянется подъем, но и ему приходит конец. На вершине сыро, холодно, но тумана нет. Он остался ниже. После одного из поворотов, как на ладони, открывается озеро Севан. Сверху видно: ветер гоняет по нему белые барашки. Спускаемся к озеру — и оказываемся на великолепной дороге с двумя раздельными полосами движения. Это уже сданный в эксплуатацию участок новой 70-километровой современной автострады Ереван—Севан, одной из важных для республики строек пятилетки. В сумерках въезжаем в Ереван. По ярко освещенным улицам, воспользовавшись советом регулировщика, добираемся до турбазы и глушим моторы. Первая цель достигнута. Наши радиальные выезды из Еревана были коротки и не утомительны. Но объем получаемой информации к вечеру был очень велик. Сейчас мы уже разобрались в записях, систематизировали их. Попробуем здесь хоть конспективно рассказать о главном. Армению называют музеем под открытым небом. И мы день ото дня все больше убеждались в правоте этих слов. Поразительные памятники старины окружают туриста постоянно, где бы он ни находился — в глухой деревушке или в городе, на автомагистрали или в горном ущелье. И, слитая неразрывно с прошлым, рядом живет новая Армения, еще более прекрасная и удивительная. Эребуни... Воздвигнутая 28 веков назад на вершине холма крепость считается колыбелью, из которой вырос Ереван. Можно часами любоваться отсюда вольно раскинувшимся у подножья городом, ровесником Рима и Вавилона, древней и вечно юной столицей Армении. Окрестности Еревана... Великолепные архитектурные памятники — постройки Эчмиадзина, воздвигнутые в IV веке, развалины храма Звартноц VII века, строгие и изящные храмы Гаяне и Рипсиме VII века. В 50 километрах от Еревана, рядом с небольшим городом Октемберяном, на холме сооружен великолепный ансамбль — памятник в честь Сардарабадской битвы. Для туристов он интересен еще и тем, что здесь есть стоянка для автомобилей, гостиница и кафе. Асфальтовая дорога возвращает нас в сегодняшний день. Розовый, обласканныйсолнцем, окутанный зеленью садов и парков прекрасный Ереван снова встречает нас. Мы без устали бродим по его улицам. Нас поражают монументы Давиду Сасунскому и Матери-Армении. Мы восхищаемся величественным памятником В. И. Ленину, который венчает просторную главную площадь, носящую имя вождя. А наши армянские друзья не устают рассказывать и показывать. За годы Советской власти с помощью народов братских республик в Ереване построено около 200 крупных промышленных предприятий. Среди них — первенец станкостроительной промышленности Армении завод имени Ф . Э. Дзержинского, электроламповый, кабельный, приборостроительный, часовой, компрессорный. В 1966 году выдал первую продукцию Ереванский автомобильный завод. В конце тридцатых годов в Ереване возникли первые предприятия химии, а сейчас на базе завода имени Кирова созданы такие гиганты, как «Поливинилацетат» и шинный. В их проектировании и оснащении участвовали институты и предприятия Москвы, Ленинграда, Ярославля, Тамбова и многих других городов. Далеко за пределами республики известна продукция Ереванского мраморообрабатывающего комбината. Армянским мрамором облицованы станции метро Москвы, Ленинграда и Киева, он применяется не только на стройках Баку и Тбилиси, но и за рубежом. Ереван — город ученых и студентов. Здесь сосредоточена большая часть научно-исследовательских институтов республики, много вузов и техникумов, в которых вместе с советскими студентами учатся посланцы стран Азии и Африки. Армения — огромная строительная площадка. Ее народу теперь по плечу такие дела, о которых раньше можно было только мечтать. К их числу относится новый транспортный тоннель, пробитый под Базумским хребтом. С вводом его в строй резко возрос грузооборот между Грузией и Арменией, тормозившийся до этого трудностями транспортировки через Пушкинский перевал. Чтобы сохранить жемчужину Армении озеро Севан и дать энергию СеваноРазданскому каскаду ГЭС, прокладывают уникальный 48-километровый тоннель, по которому воды Арпы, одного из притоков Куры, будут переброшены в озеро. Можно много рассказывать об Армении. О горном чудо-озере Севане, о третьем по величине городе республики Кировакане, где установлен обелиск в память о его жителях, погибших на фронтах минувшей войны, о сокровищнице древностей городе Аштараке. Но пришло время прощаться с Арменией. Хочется еще раз вернуться сюда, к этим городам и людям. Потому что в душе каждого, кто хоть раз видел этот край, навсегда останется любовь к Армении. Пожалуй, лучше всего сказал об этом писатель и художник Рокуэлл Кент: «Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я назвал бы прежде всего Армению. Поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут явиться украшением и гордостью всего мира. Трижды будь прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений». Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта16 КРАЙ ДРЕВНИЙ, КРАЙ ЮНЫЙд НСК АЯ - Кrt oС СР "c u—|?6едаш|мV3Аккерпик Лагалцихе,/^'23 Степанаван*;-д* >*',(20 Ч—. —•,. ЬНоемберон * -Syrр ИдЬКазахКалининО''*^ укасин|Дли6ейли Тюлагараку^^^рКолагеран Иджеван« 56 Спитак |Ji \2г1ировак 1Алагяа "во #Маралик . /Агин Апаран' Анкавак-: \ Агверан jj Гамзачиман ' /дилижан Цоаагюх Севан! -о >ерин Талин ^Чаренцаг33 Кама! Л Красносельск Цоржа \ V •в л, И автозаправочные станции турбазы памятники архитектуры, достопримечательные места 42 дороги общегосударственного значения дороги республиканского значения прочие дороги/У»Ч. .453^Ь ЛКаракерт Аштарак Абовян ЕРЕВАН Октемберян\ »Шишкая VТу%Гехард ^Гарни)д$СIUСовЕташен 29 •*Х 1М*Двин •&д»Арта.шат 43 [Ширазлу ^раратВарденис г39--"—"—,,165* \ Агнджадзор 40 \ * "^л?Д*ермук9Л^•9 '^ *•**Ч.56Ангехакот\~~Чайкенд*1\Г\->^>ч [влах>.—^ *\Wi•\,.sia<0$,uee-.Фi / iУ . З а рулем» Ла 8чiИH