12
13
НАДО МНОЙ НЕ КАПЛЕТ...Сегодняшняя наша тема — борьба с проникновением воды в кузов. Это в первую очередь борьба за долговечность автомобиля. Преграждая дорогу влаге, мы защищаем машину от коррозии, бурно развивающейся под ковриками ив других местах кузова. В этом смысле предлагаемая беееда инженера Д. А. ОСТРИНА дополняет материалы 99-го заседания нашего «Клуба» (За рулем», 1972, № 5) «Берем кузов под защиту».Любая неполадка в автомобиле досадна. Одна из самых неприятных — лужи воды на полу под ногами или полные «карманы» в багажном отделении. Когда поднимаешь резиновые коврики пола и видишь намокшие войлочные прокладки и картон, настроение портится. Откуда попала влага, как найти и устранить неплотность? На рисунке стрелками показаны основные места, через которые вода может проникнуть внутрь кузова. Стрелки помечены цифрами. На них мы будем ссылаться в нашей беседе. «Сырость» может быть сравнительно быстро и легко удалена — главное найти неуплотненное место. Остальное, как говорится, дело техники. Каждая модель автомобиля имеет свои специфические особенности. Мы остановимся лишь на двух, с унифицированными кузовами — «Москвиче-408» и «412». Возможных мест попадания воды внутрь кузова не так много, и вряд ли именно на вашем автомобиле их окажется больше одного-двух. Вам, конечно, известно, что на заводе все автомобили тщательно проверяются на герметичность, в том числе ив «душевой» камере, и подавляющее большинство автолюбителей в этом смысле не знают никаких хлопот. Но может получиться, что в период эксплуатации произойдет усыхание уплотняющей мастики или деформация уплотнителей. Именно эти два обстоятельства и служат основной причиной появления воды в кузове. Возможные места проникновения воды мы знаем. Для проверки лучше всего брать воду из крана через насаженный на него шланг. Если рядом нет водопровода — не беда, его может заменить ведро с водой, подвешенное над автомобилем несколько выше крыши.Выявив место течи, тут же раз и навсегда закрываем влаге дорогу в кузов. В этих целях советуем пользоваться комбинированной оконной замазкой. Ее можно купить в хозяйственном магазине. Расфасовка — 500 г (стоит 30 коп.). Эта замазка отлично «прилипает» к металлу, долго не высыхает, и надо только ее закрасить. Приступаем к делу. Берем шлангрезиновую трубку внутренним диаметром 5—7 мм — и начинаем поливать предполагаемую негерметичную зону. Хорошо, если будет помогать кто-либо из друзей — вы сэкономите время. Вода не сразу «пробирается» внутрь кузова, а лишь после 3—5 минут проливного «дождя». Потому не торопитесь ставить диагноз. К тому же часто влага проникает в одном месте, а вытекает в другом, что может ввести в заблуждение. Дабы избежать этого, воспользуйтесь «переноской», блики от которой на мокрой внутренней поверхности кузова помогут точно проследить весь путь ручейка до самого «истока». Допустим, что на передних ковриках и под ними в зоне ног водителя или пассажира появилась вода. Подозрение могут вызывать следующие места (см. рисунок): уплотнение лобового стекла 1; стык боковины с панелью передка 2 под задней частью передних крыльев; уплотнение отверстий 3 для провода фонарей указателей поворота; уплотнение шпилек 4, крепящих петли люка воздухозаборника; уплотнение антенны 5; уплотнение поворотной форточки 6 передних дверей. Уплотнение лобового стекла. Чтобы выявить неплотность, стекло надо поливать сперва в нижних углах. Если начать сверху, можно ошибиться, так как вода во всех случаях бу-Места возможнойтечикузова : 1 — лобовое стекло; 2 — с тыкбоковиныс панелью передка; 3 — отверстие для провода фонаря уназателя поворота; 4 — ш пильки петель люка для забора воздуха; 5 — а нтенна ; б — п оворотная форт очка ; 7 — заднее стекло ; 8 — стояночные фонари или декоративныенакладки ; 9 — ш пильникрепления молдинга; 10 — о тверстияв зоне нижнихуглов проема заднего стекла; 11 — ш выстыка заднего крыла ; 12 — с тыкнищ_задних колес с полом; 13 — с тык «кармана» г орловины бензобака с панелью задка ; 14 — задние фонари.дет попадать внутрь кузова из-под уплотнителя в нижних углах проема. Убедившись, что нижние углы стекла вне подозрений, постепенно поднимайте струю до верхнего угла проема (естественно, левую и правую стороны проверяют отдельно). Заметите течь в зоне нижних углов — промажьте замазкой зазор между стеклом и пером уплотнителя по всей нижней части проема, примерно до середины стекла. Для этого деревянной лопаточкой (по форме напоминающей широкую отвертку) отведите уплотнитель от стекла и положите в образовавшуюся щель замазку (предварительно ее раскатывают «колбасками» длиной 100—150 мм и диаметром 3—4 мм). Перемещая лопаточку и укладывая в зазор замазку, старайтесь не разрывать «колбасок» и не оставлять промежутков в их стыках. Промазку начинают от середины нижней части стекла, перемещая лопаточку на себя к углам, а затем вверх. В верхней части стыка ветрового стекла с кузовом вода проникает, как правило, в углах уплотнителя, где он иногда несколько отходит от поверхности кузова. Техника та же — лопатка и «колбаски» из замазки. Промазывать целесообразно, также начиная от12 середины верхней части проема к верхним углам и далее по боковой части вниз. Излишки замазки уберите и протрите поверхности кузова и уплотнителя. Попадание воды в кузов через стык боковины с панелью передка (фото 1) можно обнаружить, сняв картонную обивку боковины (слева отворачивается лишь три винта по металлу, справа — еще и нижняя точка крепления антенны). Теперь, обильно поливая зазор между передним крылом и кромкой панели передка, внимательно просматриваем стык (вид по стрелке «а») изнутри кузова при помощи переносной лампы. Если обнаружена течь, тщательно промажьте щель замазкой, а затем повторно проверьте уплотнение порцией воды. Воспользуйтесь тем, рто демонтирована картонная обивка боковины, и убедитесь, не пропускают ли влагу отверстия под провод указателя поворота (отмечены стрелкой «б»). Если следы ведут к резиновой уплотнительной втулке, тщательно покройте замазкой часть провода (на длине 510 мм), а также зону Еокруг отверстия. Необходимо защитить замазкой гайку и болт, крепящий переднее крыло в задней точке (отмечен стрелкой «в»). Если же вам когда-нибудь придется снимать передние крылья, не забудьте при установке их промазать стык панели передка с боковиной и уплотнение провода «мигалок» с наружной части боковины — это никогда не повредит. В тех случаях, когда вода капает на пол слева и справа от кожуха отоггателя, причину ищите в уплотнении одной или двух шпилек, крепящих ось петель люка воздухозаборника. Этот недостаток легко обнаружить и устранить. Попросите помощника направить струю на зону люка, ложитесь на пол кузова, осветите лампой пространство за панелью приборов и осмотрите шпильки, на которых навернуты гайки. Допустим, вода стекает по шпилькам. Тогда подтяните гайки и промажьте шпильки замазкой. Есть и другой, несколько более сложный, но и более надежный способ. Отверните гайки. Затем, выйдя из автомобиля, приподнимите заднюю часть крышки люка, подложите под основание шпилек замазку и поставьте Крышку на место. Затяните гайки шпилек и для страховки промажьте их изнутри кузова. После этого вторичным «дождеванием» проверьте достаточность принятых мер. Вода может попасть на коврик и через отверстие для антенны. Как правило, отвернув пластмассовый колпачок и подтянув гайку крепления, вы устраните течь. В случае проникновения воды через уплотнение поворотной форточки прежде всего надо очистить от пленки дренажные отверстия в нижней части уплотнителя. Для этого полностью откройте форточку н, нащупав отверстия, срежьте с них пленку. Вода может просочиться и через уплотнение кронштейна ручки запора. Если это так, промажьте по периметру наружную часть кронштейна. Обычно малоопытные автолюбители не придают «сырости» большого значения, а иногда просто не замечают ее. Но найти и устранить причину необходимо, если вы хотите надолго сберечь кузов. Перейдем теперь к диагностике и устранению течи в задней части кузова. Какие места здесь наиболее уязвимы? Это уплотнение заднего стекла7 (см. рисунок); уплотнение стояночных фонарей или декоративных накладок 8; отверстие для шпилек 9, крепящих молдинг в основании задней стойки; отверстия 10 в зоне нижних углов проема заднего стекла; швы 11 стыка в верхнем переднем углу заднего крыла (в конце водосточного желоба крыши); стык 12 ниш задних колес с полом (в багажном отделении); нижний стык 13 «кармана» горловины бензобака с панелью задка (под номерным знаком); уплотнение задних фонарей 14. Методика и ход работ остаются теми же — один направляет струю воды, другой наблюдает, где она проникает в кузов. Если в углах полки задка появилась вода, необходимо уплотнить заднее стекло.' Делают это теми же приемами, как и на лобовом. Следы проникновения воды через уплотнение стояночных фонарей, шпилек крепления молдингов на задних стойках и через отверстие в зоне нижних углов проема заднего стекла нужно искать изнутри багажника. Проверку водой начинайте от основания стойки. Если вода (как правило каплями) начнет проникать внутрь багажного отделения, ее легко обнаружить на колесной нише. Затем она стекает вниз и попадает в «карман», где скапливается, вызывая коррозию крыла и пола. Удаляют влагу так. Откройте отверстие в вертикальной стенке пола, закрытое заглушкой. Когда вся вода вытечет, протрите все насухо, а заглушку поставьте на место. После этого можно устранить причину сырости в «кармане». Снимите обивку стойки и подтяните гайки шпилек, крепящих стояночные фонари (или декоративные накладки). Одновременно, отвернув гайку шпильки молдинга, снимите его, положите немного замазки по всему периметру молдинга в основание шпильки и снова поставьте на место. Около грамма замазки введите пальцем в отверстия, в зоне нижних углов проема заднего стекла, что удобно делать при демонтированном молдинге. Неплотности сварочного шва на стыке верхнего переднего угла задних крыльев (фото 2) легко обнаружить при помощи переносной лампы. При открытой задней двери и крышке багажника ваш помощник освещает лампой зону шва, а вы осматриваете стык изнутри багажного отделения. Если видны блики от переносной лампы, тщательно промажьте замазкой стык, сотрите ее излишки и закрасьте кисточкой. Вода в «карман» может просачиваться и через неплотности в стыках ниш задних колес с полом (фото 3). Это легко обнаружить по следам попавшей внутрь из-под колес грязи и воды или же при помощи переносной электролампы по бликам, если снять коврик пола багажного отделения сразу же после поездки по мокрому шоссе. Обнаружили течь — тщательно промажьте замазкой стык. Надо еще установить, насколько герметично уплотнение нижнего стыка (фото 4) «кармана» горловины бензо бака с панелью задка. Направим на стык струю из шланга (при этом крышка багажника открыта, кронштейн номерного знака опущен, а пробка бензобака закрыта) и осмотрим13