МОТОРИЗАЦИЯЛ. СТРАХОВ, председатель президиума Федерации мотоспорта СССР Рассказывают, что однажды на проходивших под Москвой соревнованиях по мотоциклетному кроссу среди зрителей неожиданно оказалась в полном составе одна из популярнейших столичных хоккейных команд во главе со своим наставником. Это посещение было не случайным: на- следующий день «ледовой дружине» предстоял трудный матч, и, как объяснил ее тренер, он привел своих спортсменов поучиться мужеству, выносливости, быстроте — всему тому, что видишь на трассах мотокросса. Эта маленькая история убедительно говорит о привлекательных чертах мотоциклетного спорта. Благодаря им и растет с каждым годом его популярность. Никого уже не удивляет, что соревнования мотоциклистов посещают до 200 тысяч зрителей, что за один сезон кроссы, кольцевые и трековые гонки собрали в общей сложности около 700 тысяч участников. Привычными стали для нас и успехи советских гонщиков на международной арене. К традиционному триумфу в личном чемпионате мира по мотогонкам на льду (Габдрахман Кадыров в пятый раз выиграл золотую медаль) наши мотоциклисты прибавили в прошлом году победу в «Кубке Дуная» по мотокроссу и почетное второе место в командном первенстве мира по спидвею. Можно также назвать успешные выступления советских гаревиков в борьбе за «Балтийский Кубок», удачные старты А. Кибирина, Г. Моисеева и В. Кавинова в проходящем сейчас личном чемпионате мира по мотокроссу в классе 250 см 3 . Казалось бы, приведенные цифры, показывающие популярность мотоциклетных соревнований, их массовость, высокие достижения советских гонщиков на международной арене, позволяют нам с большим оптимизмом смотреть в завтрашний день отечественного мотоспорта. Однако на фоне очевидных успехов нельзя не видеть серьезных проблем, мешающих ему быстро двигаться вперед. И среди таких проблем наиболее назревшей представляется необходимость коренным образом изменить взгляд на смысл и назначение мотоспорта. Пока число спортсменов у нас прямо пропорционально количеству мотоциклов, имеющихся в автомотоклубах и секциях. Здесь в основном и сосредоточена вся спортивная работа. Как ни велико было бы желание повысить массовость соревнований, привлечь на трассы новых юношей и девушек, все это в конечном счете — так получается •— лимитируется наличием спортив• ных машин. Выходит, мы сами добровольно ограничиваем круг людей, занимающихся мотоспортом. Между тем существуют огромные возможности для его развития. Ижевский и ковровский, минский и рижский, киевский и ирбитский, тульский и вятско-полянский, львовский заводы ежегодно выпускают сотни тысяч мотоциклов, мотороллеров и мопедов, поступающих в личное пользование советских людей. Подсчитано, что у нас уже 8 миллионов индивидуальных владельцев двух- и трехколесных машин. Мотоцикл, подобно телевизору или ' ра-МОТОЦИКЛЫ,МОТОСПОРТБюро президиума ЦК ДОСААФ приняло постановление «О состоянии мотоциклетного спорта в стране и задачах его дальнейшего развития». В этом документе определены наиболее важные вопросы,- от успешного решения которых зависит рост массовости мотоциклетных, соревнований, повышение мастерства советских спортсменов. Анализу некоторых проблем, стоящих сейчас перед мотоспортом, посвящена статья председателя президиума ФМС СССР генерал-майора Л. Н. Страхова. д иоприемнику , стал необходимымпред м етомвдоме , и прежде всего в сельских районах. За годы девятой пятилетк ивыпускмотоциклетной техники увеличится вполтора раза. Разве не здесь скрыты поистине неисчерпаемые ре з ервы для дальнейшего развития мото спорта! К онечно , речь идет не о привлечении владельцев дорожныхмашин на слож ные кроссы , на гаревые или ледяные трассы. И меютсяв виду простейшиеви д ы соревнований, участие вкоторыхпо может начинающим спортсменам повысить свое водительское мастерство, лучше узнать технику. П одобно тому каквавтомобильномспорте соревнования стали на службупрофессиии являются теперь надежнымипомощникамивповы шении водительских навыков, так ипро стейшие старты среди мотоциклистовдолжны быть средствомснижения аварийности, воспитания высокойдисципли ны. П риобщениек спорту этой огромной армии владельцев личных мотоцикловпо может организациям ДОСААФ усилить военно-патриотическое воспитание моло д ежи , п одготовку ее кслужбев рядах ВооруженныхСил СССР, лучше органи зовать сдачу нормативов третьей ступени комплекса ГТО. Эта сторона дела представляется сейчас наиболее важной . Спорт можетидолжен развиваться на базе прежде всего обычных дорожныхмашин . Как пока зали военизированные соревнования, предложенные и проведенные журнал ом «За рулем » в Богуславе (Киевская область). М арганце ( Д непропетров ская область) и Крымске ( К раснодарский край), старты владельцев личных мо т оцикловвызываютбольшой интерес имогут быть массовыми . П риумелойор ганизации их можно превратить впод линный спортивный праздник , и спользо вать как действенное средство пропа ганды. Теперь подобные состязания во шли во Всесоюзный календарь. О днако календарная строка так и останется стро к ой , если признание не будет подкреп лено планомерной , постоянной работой среди мотоциклистов наших клубов, с екций , т ренеров , с удей , с портив ного актива. Д ля этой цели в составе Федерациимотоспорта СССР созданко митет массовых видов соревнований . В ближайшембудущемон разработает на основеимеющегосяуже опыта положе ние о простейших соревнованиях для владельцев личных мотоциклов. Но главное, инициативу должны проявить местные организации . Исходя изкон кретных условий, м ожно устраивать сам ые различные состязания — и всемиз вестную « ф игурку » , и скоростнойподъ ем, и короткую линейную гонку. А разве не интересны такие испытания, к ак медленная езда или мотоориентирова ние, к оторыепользуются большой популярностью у мототуристов и вполне доступнырядовому водителю. Возможно, в процессе поисков различных форм появится что-то подобноехоккейномутурниру на приз «Золотая шайба» — такое жедоступноеилюби м ое всеми состязание. Вот тогда мото ц иклетныйспорт выйдет на дорогу настоящей массовости, появятся широкие возможности для раскрытияспортив ных талантов. Пока жессожалением приходится от мечать, что рядЦКДОСААФсоюзныхреспублик , краевых и областных комите тов ДОСААФ не уделяют должноговни 2. «За рулем» № 8.мания развитию мотоциклетного спорта, не используютегокак действенное средство военно-технической подготовки молодежи. Н еверным было бы в развитии мото спорта уповать лишь на клубыи секции ДОСААФ . М еждутем успехи гонщ иков «Динамо», «Спартака», «Труда» и «Буревестника» отошли в область далеких воспоминаний . А ведь когда-то эти общества, кстати и сейчас имеющие технику, задавали тон вмотоциклетном спорте, О собо хочется сказать о «Буревестнике». Если вдругих обществах мо т осекциинужно создавать заново, то здесь они существуют, м ногие из них активно действуют. О б этом свидетельствует широкое представительство студ енческих коллективов на традицион н оммотокроссев Киеве, который проводитавтодорожный институт столиц ыУкраины , на многихдругихсорев нованиях. В интересах всего нашего мо тоспорта, чтобы Центральный Совет «Буревестника», от которогомногое зависит, содействовал возрождению этого вида спорта в вузах и техникумах. Это тем более важно , если учесть, что изучение мотодела там окажетнеоценимую помощь молодым специалистам — агрономам, инженерам по сельскохозяйственной технике, врачам в выполнении их многотрудныхобязанностей . С портивную общественность волнует и судьба большого спорта. Его дальнейшее развитие тормозится медленным строительством треков , м отодромов и, особенно, шоссейно-кольцевых трасс. Разве нормально , что наши «кольцевики» из года вгодоспариваютнаграды чемпионата только в трех городах — Риге, Таллине и Вильянди. К ак итог — с окращение числа участников, падение интереса зрителей к этому увлекательн ому виду соревнований. А ведь пре дусматривалось строительство шести кольцевых трасс (в Серпухове, К расно даре, а такжевгородахУкраины , К а захстана, Узбекистана и Грузии). Но до сих пор ни однойиз них нет. Собственного трека не имеет даже Москва . С портсмены столицы, культив ирующие все виды мотоциклетныхсо ревнований, в ынуждены почти все вре м я выступать в гостях. Это отрицательно сказывается и на пропагандемото спорта, п оскольку лишает корреспондентов центральных газет, ж урналов , р а д иои телевидения возможностишироко освещать крупнейшие встречи мотоцик листов, В большом долгу передмотоспортсме нами и наша промышленность . На заводах почти не ведутся работы по созда нию уникальных гоночных и спортивных машин. Появляющиеся изредка на трассах интересные новинки так и остаются в ранге многообещающих образцов, к оторыетребуютдоводки . В итоге во всех международных соревнованиях советские гонщикивынуждены выступать на зарубежныхмотоциклах . Даже наша национальная команда на шестид невкеФИМ , являющейся смотромдо стижений стран вмотоциклостроении , ныне стартует на машинах чехословацк ого производства. Если конкретно обращаться к нашим мотозаводам , то можно сказать, что конструкторы Ижевска и Коврова крайне медленно повышают технический уро вень машин для кроссаимногоднев к и . У же давно ждут «кольцевики» от рижской «Саркана Звайгзне» 50-кубо-вых мотоциклов , к оторые позволили бы нашим спортсменам выйти на междуна родную арену в этом перспективном классе машин . В сестороннююпроверкупрошливминувшем году на розыгры ше КубкаФИМмотоциклыИрбитского завода. Но они нуждаютсявдоводке . Острая нехватка высококачественной спортивной техники не может не сказы ваться на росте мастерства советских мотоциклистов. У нас много мастеров спорта, но истинная цена этого почетного звания зачастую не соответствует современным требованиям, поскольку необходимое количество классификационных очков получено на традиционных межобластных соревнованиях. Н амнуж но поднять престиж звания «Мастер спорта СССР». М отоциклистс таким значком должен быть действительно классным мастером , о бладающим высок ими волевыми качествами, отличной общефизической подготовкой, — словом, с пособным на равных вести борьбуссамыми сильными зарубежнымигонщи ками. Конечно, одним ужесточением требований классификации эту задачу не ре шить, Н амнужны вдумчивые, умелые воспитатели, с пособные заметить и развить лучшие качества у своих учеников (речь идет не о сборных командах, а о положении дела на местах), большой отряд квалифицированных судей, о б щественных инструкторов и, наконец, четкая, праздничная организациясорев нований любого ранга. К омитетыиклубыДОСААФеще слабо привлекаютктренерской деятельности ведущих спортсменов , обладающих большимопытом , зачастую не заботятся оподготовке судей, в результате чего некоторые судейские специ альности, н апример счетчика кругов, стали крайнедефицитными . М ного лучш его оставляет желать иорганизациясо ревнований. Создается впечатление, что часто комитетыиклубы проводят те или иные старты лишь для того, чтобы разыграть медали. Н епременныйи не последний по значимости участник спор тивных событий — зритель не удостаивается внимания таких организаторов. М отоспорт по праву занимает одно из ведущих мест среди военно-прикладных состязаний. У него есть все возм ожности стать самыммассовым , с амымлюбимым спортом советской молодеж и . П отомуи представляются такими важныминамеченныев постановлении бюро президиума ЦК ДОСААФ мероприятия, цель которых — повышение массовости мотоциклетных соревнований, дальнейший рост мастерства со ветских гонщиков . В этой большой иблагородной работе не должно быть ме лочей. Только совместными усилиями штатных сотрудников комитетов и клубов ДОСААФ , т ренеров , и нструкторов , судей, с портивного актива можносоз дать для развития мотоспортасовер шенно иную базу и на ее основе добиться подлинной массовости и качественн ого роста мастерства мотоциклистов . На снимках (сверху вниз): водители личных мотоциклов перед стартом однодневных военизированных соревнований на призы журнала «За рулем» в городе Крымске Краснодарского края; на трассе шоссейно-кольцевых гоноксамого скоростного вида мотоциклетных соревнований. Фото В. Ш иршоваи Э. Пярнаметса9