К аждый год армия мотоспортсменов пополняетсяновичками . Но не всем же л ающими не сразуудается сесть на спортивнуюмашину — их часто не хватаетвклубах . В ыходмежду тем есть — п еределкадорожныхмотоциклов . Т ак пос тупаютмногие . Р еконструкция ходовой частиобычно не вызываетзатруднений . С ложнеесдвигателем , в которыйприходитсявноситьизменения , т ребующие опр еделеннойквалификации . В помощьмолодымспортсменаммыпубликуем сегодн яматериалыофорсировкедорожных моторов длямашинсамыхмладшихклас 3 сов — 1 25н 50 см . Они рассчитаны не только на мотоциклистов , но и на кар т ингистов , к оторыеширокоиспользуют те жедвигателиминскогоишяуляйскогозаводов . Следует иметьввиду , что ресурс двигателя после переделкиуменьшаетсяпочтипропорционально степени форсировки . Поэтому, н апример , ф орсированныемоторыШ - 5 1или Ш-52 непригодныдляэксплуатации на дорожныхмотоциклах .М-106Девять лошадиных сил! Еще недавно эта мощность для 125-кубового минского мотора М-105 была почти предельной, а ныне ею обладают новые серийные двигатели М-106. устанавливаемые на дорожные мотоциклы. Благодаря значительному увеличению количества и площади ребер на цилиндре и головке улучшилось охлаждение и появилась возможность дальнейшего форсирования мотора для спортивных целей. Мы расскажемо самом простом варианте форсировки. позволяющем достигнуть 10.3 — 10,8 л. с. при 5700 - 6 200 об/мин. Он рассчитан прежде всего на ту, довольно значительную группу гонщиков, которые делают только первые шаги в спорте и не располагают ни большим опытом в подготовке машин, ни оборудованием кроме того, что можно встретить в средней механической мастерской. Некоторые мотоциклисты считают, что повышение степени сжатия — самый эфф ективный способ сделать мотор мощнее. В действительности это не совсем так. Если повысить степень сжатия только уменьшением объема камеры сгорания (подрезкой головки, например), то прирост мощности будет незначительным, а при чрезмерном увеличении степени сжатия вообще нарушится работа двигателя. Поэтому, чтобы добиться ощутимого эффекта , одновременно изменяют фазы газораспределения (переделывают окна в цилиндре), камеру сгорания. системы впуска и выпуска, карбюратор. Для переделки берут обкатанный двигатель, когда есть уверенность, что все его детали и механизмы работают нормально. Начнем с камеры сгорания. Чтобы получить нужную степень снсатия — 10,7 —11,5, переделываем головку согласно рис. 1. Выбранная форма камеры со смещенной сферой (ее называют «жокейской шапочкой») наиболее подходит для нашего двигателя. Кстати, убедиться, что одно лишь увеличение степени сжатия почти ничего не дает, можно, олробовав эту головку со свечой ПАЛ 14—13 (калильное число 310 — 370). Цилиндр, предназначенный для переделки, не должен иметь никаких дефектов на рабочей поверхности. Разделываем окна в нем согласно рис. 2 и снимаем фаски размерами 0,3 —0,4X30° с их кромок, чтобы ослабить стук и увеличить надежность работы колец. Затем шлифуем мелкой шкуркой поверхность каналов цилиндра — это сократит сопротивление движению газов. Ставим цилиндр на картери по отпечатку на бумажной прокладке проверяем совпадение продувочных каналов. Этой важной «мелочью» н ачинающие спортсмены нередко пренебрегают. Серийный карбюратор К-36С не обеспечивает приготовление смеси в нужном количестве. Поэтому вместо него ставим карбюратор К-28Д с переходным патрубком. Необходимые для его изготовления размеры приведены на рис. 3. С целью улучшить наполнение цилиндра смесью и очистку его от продуктов сгорания, что заметно влияет на мощность двигателя, делаем новые глушитель (рис. 4) и воздухоочиститель (рис. 5). При доводке двигателя для получения наибольшей мощности можно попробовать укоротить заднюю трубу глушителя до 150 мм. В воздухоочистителе используем бум ажный воздушный фильтр (например, от мотоциклов «Ява» или «Чезет»), обладающий малым сопротивлением и высокой очищающей способностью. Корпус воздухоочистителя сконструирован таким образом, чтобы при обратном выбросе из карбюратора смесь не попадала нафильтр. Размеры корпуса определяем по имеющемуся фильтру. Надежную передачу увеличившегося крутящего момента обеспечиваем, заменив четыре диска сцепления с пробковыми вкладышами шестью пластмассовыми (от ковровских мотоциклов) и добавив еще два стальных ведомых диска. При сборке двигателя особое внимание следует обратить на чистоту отверстий в картере, через которые масло поступает к правому коренному подшипнику. Форсированный таким образом мотор хорошо работает на бензине с октановым числом не ниже 80. Масло желательно применять авиационное типа МС. Наивыгоднейшее опережение зажигания лежит в пределах 2,7 — 3,0 мм. Обкатывать переделанный двигатель нужно осторожно, особенно если были установлены новые цилиндр, поршень. кольца. Без нагрузки ни в коем случае не давайте больших оборотов] В противном случае подшипник нижней головки шатуна очень быстро выйдет из строя. После обкатки приступают к окончательной регулировке двигателя, которая должна обеспечить максимальную мощность. С чего здесь начать? Прежде всего ставят главный жиклер с заведомо большей пропускной способностью и новую или совершенно чистую свечу. Прогрев двигатель, проезжают на шоссе 0,5 — 0,8 километра с полностью поднятым дросселем карбюратора («на полном газу») и, быстро опустив дроссель, выключив сцепление и зажигание, останавливаются. Вывертывают и внимательно осматривают свечу. Если цвет электродов и юбки изолятора белый или светло-серый — значит смесь бедная и отверстие жиклера надо увеличить; если электроды коричневые — смесь богатая. При соответствующем двигателю жиклере юбка изолятора будет кирпично-коричневого цвета, а электроды — темносерые, почти черные. Подобрав главный жиклер, регулируют карбюратор, добиваясь равномерной работы двигателя и наилучшей приемистости. Для этого сначала пользуются упорным винтом качества смеси, а затем выбирают подходящее положение дозирующей иглы. Если карбюратор отрегулирован правильно, то на холостых оборотах двигатель работает устойчиво, а при подъеме дросселя быстро и ровно (без провалов) набирает обороты. Подготовку двигателя заканчивают подбором свечи зажигания, наиболее надеишо воспламеняющей смесь на всех режимах. Ю.УРУСОВ, н ачальник бюро двигателей Минского мотовелозавода г. МинскШ-51 И Ш-52Успех в гонке, если говорить о технике, зависит прежде всего от двигателя. В то же время форсировка его, пожалуй, наиболее тонкая работа в процессе приспособления дорожной машины для соревнований. Новый двигатель мопеда, предназначенный для спортивного мотоцикла или карта, не следует пускать и тем более обкатывать. Надо его снять, вымыть, слить масло из картера и, соблюдая правила, разобрать. Все детали проверить на отсутствие дефектов. Двигатель будет мощнее, если переделать коленчатый вал, цилиндр и его голоэку, поршень, кольца, глушитель и карбюратор. Конечно, после сборки двигатель нужно обкатать. Коленчатый вал. Для уменьшения мех анических потерь увеличивают диаметр втулки верхней головки шатуна на 0,02 — 0,03 мм (до 12,03 мм), нижней — на 0,003—0,004 мм; шлифуют цапфы вала, чтобы они свободно входили в коренные подшипники: уменьшают до 0.6—0,8 мм натяжение сальников. При правильном зазоре в соединении шатуна с коленчатым валом верхняя головка шатуна, установленного на игольчатом подшипнике, может отклоняться из стороны в сторону на 1,5—2 мм. Чтобы исключить трение нижней головки шатуна о щеки вала, необходимо сошлифовать боковые поверхности головки на 0,4 мм с каждой стороны. Шатун со стороны впускного окна опиливают в виде буквы «Т» (в сечении) и полируют. Объем кривошипной камеры уменьшают изменением щек коленчатого вала. Этого можно добиться несколькими способами: изготовить новые щеки круглой формы; проточить по наружному диаметру на 4 мм существующие и напрессовать на них стальные кольца, а оставшиеся пустоты заполнить эпоксидной смолой; проточить старые щеки и закрыть их с двух сторон специальными крышками. Во всех случаях вал разбирают, а после переделок центрируют и балансируют. Эти довольно сложные работы можно провести только в хорошо оборудованных мастерских под руководством опытных механиков. При отсутствии подходящих условий допустимо ограничиться развертыванием втулки верхней головки шатуна, но прирост мощности будет, конечно, меньше, чем при полной переделке вала. Установленный в картере коленчатый вал долясен вращаться легко и без заеданий. Чтобы он находился в центре кривошипной камеры и не смещался вбок. отрегулируйте его положение стальными шайбами. Цилиндр. В нем разделывают окна согласно рис. 1, не меняя углов выхода продувочных каналов. Для этого гильзу вынимают из рубашки после нагрева цилиндра. Когда детали готовы, нагревают рубашку (температура достаточна, если головка спички оставляет след) и быстро вставляют гильзу. После остывания цилиндра окончательно доводят до совпадения окна гильзы и рубашки. Не забудьте снять фаскис острых кромок окон. После проверки на эллиисность, конусность и перпендикулярность посадочного фланца цилиндр ставят на двигатель. Поршень желательно изготовить новый, из сплава АК-4 с последующей термообработкой. При отсутствии такой возможности допустимо проточить на поршне от мопеда дополнительную канавку 1 согласно рис. 2. В нее вставляют Г-образное кольцо, переделанное из серийного. к ак показано на рис. 3. Стопорный штифт для его замка располагают со стороны впускного окна. С этой же стороны подрезают на 5 мм юбку поршня, чтобы увеличить период впуска. Во вторую канавку поршня монтируют серийное кольцо, а в третью вставляют со стороны выпускного окна два штифта 2 (см. рис. 2) из алюминиевой или латунной проволоки и запиливают их заподлицо с поверхностью канавки . Поршневой палец должен легко (от наж атия пальцем) входить в бобышки поршня. Для этого отверстия в них обрабатывают разверткой. Чтобы шатун не смещался по пальцу, между головкой шатуна и бобышками ставят дистанционные стальные шайбы, обеспечивающие, однако, легкость вращения вала. Головка цилиндра. С целью получить возможно большую мощность необходимо увеличить степень сжатия до 11 —12 уменьшением объема камеры сгорания и изменить ее форму (ради лучшей продувки). Одновременно надо улучшить охлаждение головки. На имеющейся добиться этого трудно. Приходится заваривать камеру сгорания, чтобы придать ей новую форму, а также наваривать дополнительные ребра охлаисдения. Лучшие результаты дает специально отлитая или изготовленная из куска дюралюминияОкончание — на стр. 3421