Окончание. Начало — на стр. 21 марок Д16Т или В-95 головка с так называемой смещенной камерой сгорания и увеличенной площадью оребрения. Карбюратор. Для форсированного двигателя карбюратор мопеда непригоден. Его нужно заменить карбюратором с диффузором диаметром 16--20 мм (например, К-30, К-55, «Ииков» и др.). К ним делают новый патрубок согласно рис. 4 с таким же внутренним диаметром, как у патрубка карбюратора. Воздушный фильтр лучше взять бумажный (от мотоцикла «Ява») и защитить его от попадания грязи и воды колпаком. Система зажигания может остаться прежней (от маховичной магдины с выносным высоковольтным трансформатором). Однако катушку освещения из магдины нужно удалить. При использовании бензина АИ-93 или Б-91 и степени сжатия 11 — 12 опережение зажигания должно составлять 1.3 —1,6 мм, а при степени сжатия 9 единиц — 2,2—2,3 мм. Чтобы исключить потери на вращение магдины, можно вместо нее для питания катушки зажигания использовать аккумуляторную батарею. Хорошие результаты дает и применение бесконтактного электронного зажигания, но оно дорого в изготовлении и поэтому не всегда доступно. Глушитель изготовляют из листовой стали толщиной 0,6—0,7 мм согласно рис. 5. Его герметично и надежно соединяют с выпускной трубой и рамой. Для лучшего рассеивания тепла трубу и глушитель можно покрасить теплостойкой краской в черный цвет. Задняя передача. Чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие на заднем Колесе, нужно иметь две-три ведущие звездочки с 13; 14; 15 зубьями (какую из них использовать, подскажет трасса) и ведомую с 55—56 зубьями. Особое внимание надо уделить задней цепи. Ее надежность не должна вызывать сомнений. Помните, что плохо смазанная и чрезмерно натянутая цепь отбирает лишнюю мощность у двигателя. Чтобы исключить соскакивание цепи с задней звездочки, приварите к задней вилке кронштейн и закрепите на нем ловушку. Топливо и смазка. В качестве топлива для форсированного двигателя можно применять только высокооктановые бензины: АИ-93, АИ-95, «Экстра». Для смазки двигателя используют авиационное масло МС-20, которое добавляют в бензин в соотношении 1 : 25. Большее количество масла нарушает нормальное сгорание смеси. И. ГРИГОРЬЕВ, з аслуженный мастер спорта СССР г. КиевСТОП. МАШИНА!Наверное, к аждый из нас, получив в ГАИ приятно похрустывающее удостоверение, свято верил, что с этого момента «стал настоящим водителем». А потом приходило разочарование — вдруг выяснялось , что научиться просто быстро ездить это еще не все. Едва ли не самымважнымв искусстве вождения оказывалось умение вовремя остановить мотоцикл (конечно, т акими способами, которые бы позволяли потом на нем нормально ехать даль ше!). На собственном опыте начинающие мотоциклисты убеждались, что торможение колес до появления юза (то есть их блокирования) приводит к заносу мотоцикла иопрокидыванию . Особенно трудно новичку на скользких дорогах. Вот он катит по отличному шоссе: ш ины словно приклеенык асфальту. Но стоит начаться дождю, дорога в одну минуту превращаетсяв каток. Первые редкие капли , размачивая слой пыли, п окрывающей дорожное полотно, превращают ее в отличную смазку. Опытный водитель сразу уменьшает скорость, нисколько не смущаясь тем, что его обгоняют коллеги : далеко не во всех случаях стремительная езда отличает «мастера» — нередко через несколько километров можно увидеть такого «скоростника» вместе смашинойв придорожной канаве. Новичок же, подчас руководствуясь ложным чувством стыда, стремится ехать в такой ситуации с большой скоростью — иногда намного быстрее, чем это допустимо в конкретной обстановке на дороге. Тем самым он ставит себя и окружающих в опасное положение : случись что впереди, — нормально остановиться нет возможности. П ытаясь избежать аварии, он изо всех сил давит на педаль тормоза и почти всегда в этом случае вместо привычного замедления чувствует, к ак мотоцикл, раньше такой надежныйи устойчивый, предательски скользит по дороге, разворачивается, н аклоняется , падает... И дажев эту секунду не отпускает тормозов! Как же избежать неприятных последствий? К ак правильно пользоваться тормозами ? Давайте разберемся. П режде всего заметим, что для машины-одиночки длительное блокирование любого из колес недопустимо, т аккак при этом неизбежны потеря устойчивости и падение. Одновременно скажем , что торможение с юзом вообще малоэффективно : сцепление шиныс дорогой в этом случае оказывается меньшим, чем при вращающемся колесе, и тормозной путь увеличивается. Блокированию колес способствуют ошибки, которые водители нередко допускают, стремясь погасить скорость. С амаяраспространенная из них — торможение заднего колеса свыжатым сцеплением или на «нейтрали». Такие действия допустимы только на сухой дороге, когда сцепление между покрытием и шиной велико. При необходимости особо резко затормозить сцепление выключают, чтобы на тормоза не ложиласьдополнительная нагрузка от вращающихся частей двигателя. На скользкой дороге этот прием опасен. Резкие манипуляции газом, тормозами, рулем здесь недопустимы : любое скачкообразное изменение моментов, прилож енныхк колесам, может привести к юзу. Если разобщить двигатель с трансмиссией и затормозить заднее колесо, то на него действует, с одной стороны, сила сцепления с дорогой, а сдругой — сила трения между тормозными колодк амии барабаном, с тремящаяся остановить вращение колеса. Миг, когда вторая сила превзойдет первую и колесо блокируется, наступает неожиданнодля водителя. Когда же водитель тормозит с включенным сцеплением, то, следя за работой двигателя, он контролирует вращение заднего колеса. П ри его блокировании мотор останавливается, и если быстро среагировать на уменьшение усил ия , прилагаемого к педали тормоза, то колесо вновь нормально покатится по дороге и мотоцикл сохранит устойчивость. Не забудем, что одновременно мотор играет и роль своеобразного буфера, смягчающего торможение. П ри включенном сцеплении силу торможения двигателем можноизменять плавно, без резких «скачков», к акими нарастает трение междуколодкамии барабаном. Т орможение становится более плавным и надежным. Несколько иначе обстоит дело с передним колесом, которое непосредственно с мотором не связано . Многие мотоциклисты боятся пользоваться передним тормозом и, к ак правило, д алеко не полностью используют возможности, которые он предоставляет. И змеханики известно, что сила сцепления колеса с дорогой равна произведению его сцепного веса на коэффициент сцепления. Этот коэффициент изменяется в зависимости от типа и состояния покрытия, Наибольшие его значения (0,8—0,9) относятся к сухому бетонному покрытию, а наименьшиехарактерныдля заснеженной или обледенелой дороги. Большое влияние на коэффициент сцеплен ия оказывает и чистота дорожного полотна, и наличие на нем воды. Например, на чистом мокром асфальте этот коэффициент уменьшается почти вдвое (до 0,3—0,4), а вначаледождя , когда еще не смыт слой пылии грязи, — до 0,1, и дорога становится скользкой, к ак лед. Б улыжная мостовая имеет свои особенности: колесо стремится соскользнуть впромежутокмежду отдельными камнями : ведь булыжник , отполированный шинами , становится очень гладким, а междукамнями всегда сохран яется «запас» п ылии грязи, играющей роль смазки, — т акая дорога остается опасной для мотоциклиста все время, пока она мокрая . Сцепление колеса с мостовой резко ухудшаетсяи когда ее покрывает слой песка, гравия, п ыли , опавшей листвы, хвои. Н а сельских дорогах бывают очень опасны участки, з асыпанные соломой. Д ругая величина, в лияющая на силу сцепления, — вес, п риходящийся на ко-ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 26 Правильные ответы — 1, 8, 10, 13, 15, 18, 20, 23. I. В новом ГОСТе на дорожные знаки так называется знак, показанный под буквой А. П. Ближе 20 метров от указателя остановки трамвая запрещено движение задним ходом, остановка и стоянка, а также обгон трамвая (ст. 31, 58 и 47). III. Этот знак запрещает дальнейшее движение транспортных средств по всей Ширине проезжей части независимо от того, на какой стороне ее он установлен (ст. 156, 2. 1 и примечание). IV. На автомобильных дорогах повороты налево и развороты водителям мотовелосипедов запрещены. Они должны переходить проезжую часть шагом, ведя машину руками (ст. 118). V. При стрелке «направо», включенной с зеленым сигналом, трамвай на поворот двигаться не имеет права (ст. 79). VI. При закрытом шлагбауме останавливаться надо не менее чем за 5 метров до него (ст. 95). VII. Из перечисленных мест только 20метровая зона в обе стороны от перекрестка является запретной для движения задним ходом (ст. 31) VIII. При перевозке пассажиров на грузовом автомобиле за рулем его может находиться водитель со стажем работы не менее трех лет (ет. 134).34