СОВЕТЫБЫВАЛЫХТРИ РЕКОМЕНДАЦИИ «ЯВИСТАМ»В мартовском номере журнала <.3а рулем» з а этот год публиковалось предложение помещать аккумуляторную батарею в банку из-под масла, чтобы электролит из нее не попадал вящикина глушители.ЗАЗОРЫ КЛАПАНОВ «ЗАПОРОЖЦА»Обычно зазоры клапанного механизма двигателя у -«Запорожца» регулируют при помощи отвертки и рожкового ключа. В этом случае не исключены срывы граней гайки. Чтобы удобней было регулировать зазоры, я сделал специальный инструмент, совместив стандартную торцовую головку <на 12» и отнертку. Головку 6 (см. рисунок) приварил к корпусу 5, который несложно выточить из любой стали. На противоположном конце корпуса приварил ручку 4. Для облегчения сделал ее пустотелой. Затем обрезал стержень 3 стандартной отвертки до 120 мм, н арезал на нем резьбу Мб, пропустил в отверстие корпуса 5, навернул текстолитовую ручку 1и застопорил винтом 2. Специальный ключ для регулировки клапанов «Запорожца» готов. Можно убедиться, что он очень удобен. А. МЯГКИЙ г. Тирасполь, ул. Шевченко, 87, кв. 12Ключ для регулировки клапанов «Запорожца»: 1 — ручка отвертки; 2 — стопорный винт МЗ; 3 стержень отвертки: 4 — ручка; 5 — корпус; 6 — головка. Для этой же цели я использую обыч^ ную замазку (или пластилин), которой закрываю стык крышкис батареей (фото 1). а вкрышке сверлю вентиляционное отверстие диаметром 5—6 мм. Этим способом пользуясь уже пять лет, и электролит еще ни разу не вытек наружу.* • * • »ЧТОБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ ПРОКЛАДКУПод крышки клапанных коробок двигателей МеМЗ завод уже несколько лет ставит прокладки из термомаслостойкой резины. Такие прокладки значительно лучше старых, и з прессованной пробки. но требуют более деликатного обращения. Дело в том, что многие стараются при каждом случае подтянуть гайки клапанных крышек, считая, что иначе появится течь масла из-под них. Результаты бывают прямо противоположные — эластичная резиновая прокладка выжимается из области стыка и перестает выполнять свои функции. Вывод: затягивайте эти гайки так. чтобы прокладка сжималась не более чем на 10 — 12 процентов своей толщины. А как проверить усилие затяжки? Неужели брать динамометрический ключ? Предлагаю простой и хорошо зарекомендовавший себя на практике способ. На своем ЗАЗ-965 я заменил стандартные гайки специальными (см. рисунок), удлиненными и имеющими подвижные воротки (как у миниатюрных настольных тисочков). Теперь подтяжку легко сделать рукой. Небольшое плечо воротка не позволяет «пережать» прокладку, невозможно сорвать резьбу на шпильках головки или сломать саму шпильку, а такие случаи для особо ревностных автолюбителей, орудующих обычным ключом. мне известны. Моснва, ул. Юных Ленинцев. 59, корп. 2, кв. 36 Л.ИВАНОВЗащелки, запирающие крышки инструментальных ящиков, на некоторых мотоциклах можно легко открыть, не снимая седла. Чтобы предотвратить это, я подкладываю под защелку деревянный клин (фото 2). Теперь крышку ящика можно открыть, только сняв седло. П. СОРОЧЕНКО г. Калининград-14, Кировоградская, 9, кв. 1« * *Если на мотоцикле «Ява» перегорит одна из применяемых шестивольтовых лампочек (1,5 ев), а запасной нет, можно вместо нее поставить лампочку 6,3 в, ко-Мб х 0,75Специальная ротком. удлиненная гайка с во-ШПЛИНТЫ ИЗ «НЕВИДИМОК»При разборке двигателя, трансмиссии, рулевого управления часто нельзя избежать повреждения или полного разрушения шплинтов. В продаже их нет, а самодельные из проволоки небезопасны. Как быть? Советую воспользоваться обычными заколками-«невидимками>, которые легко приобрести в галантерейном магазине. Заколки эти выпускаются разных размеров, и подобрать нужный несложно. Переделка занимает несколько минут. Положите нужное количество «невидимок» на крышечку горелки газовой плиты, зажгите газ и через две-три минуты выключите его. Остается подождать еще две минуты, снять остывшие шпильки и обкусить концы острогубцами до нужной длины. Такие шплинты, хоть и уступают фирменным, все же намного лучше проволоки или других «эрзацев». О. У ШАКОВ г. Архангельск, ул. Розы Люксембург, 12, кн. 39Устанопка лампочки с резьбовым цоколем: 1 — патрон: 2 — язычок замка; 3 лампочка. торая используется п радиоприемниках для подсвета шкалы. Она отличается от «фирменной» тем, что цоколь у нее резьбовой, а не с фиксаторами. Эту лампочку вставляют в патрон и загибают язычки 2 (см. рисунок) замка так, чтобы они вошли между витками резьбы. После этого лампочка хорошо держится и ее легко заменять". В. ФИЛИППОВ г. Куйбышев-34, ул. Свободы, 157, кв. 1836 ТЕЧЬ УСТРАНЕНАПосле 16 тысяч километров пробега на .моем «Запорожце» ЗАЗ-966 появились течь масла из-под защитного чехла полуоси. Замена сальника не дала результата, на чехле не было повреждений. Тщательная проверка показала, что корпус сальника проворачивается а защитном чехле. Образуется неплотность, чер ез которую сочится .масло. Полагалось бы сменить чехол, но н тот момент не удалось купить новый, и я вышел из положения иначе. Снял полуось и крышку защитного чехла. Теперь его «внутренности» стали легко доступны. и я надел на место посадки корпуса сальника Обычный стяжной хомутик (см. рисунок). Такой, как на шлангах водяных и воздушных патрубков всех автомобилей. После затяжки ленты головку шплинта нужно обрезать, а его острые кромки притупись. При установке полуоси на место следует расположить шплинт и горизонтальной плоскости так. чтобы при качании полуоси он не повредил чехол. Этот совет применим для всех моделей «запорожцев». Н. КОМИССАРОВГ. Л ьвов - 1 6 ,ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОДВ одной из поездок по грунтовым дорогам области я попап на своем «Москвиче-407» в безвыходное, к азалось бы, положение. На залитом после дождя участке машина забуксовала. Вокруг не было ни людей, чтобы попросить помощи, ни материалов, чтобы подложить под задние колеса. Требовалось совсем незначительное усилие в помощь двигателю, чтобы выбраться на сухое место. Но как его получить? Можно было бы. конечно, включить первую передачу, поставить постоянный газ кнопкой подсоса или прижать чемнибудь педаль акселератора и, выйдя изза руля, толкнуть машину. Но где гарантия, что. выбравшись на сухое место, автомобиль не «убежит» в кювет, а незадачливый водитель окажется в тяжком положении. Среди инструмента я случайно обнаружил кусок шпагата длиной около 5 метров, и это подсказало мне решение. Открыв капот, привязал один конец веревки к центральному проводу высокого напряженияу распределителя, на другом сделал петлю для руки, а сам шпагат протянул через крышу назад. Тщательно обтер двигатель сверху и убедился, что нет следов подтекания бензина из бензопровода и карбюратора. Завел, поставил передачу и обороты и, зайдя сзади, навалился. А петлю крепко держал в руке. Постепенно «Москвич» сдвинулся, а затем, когда колеса получили хорошее сцепление с почвой, пошел, к ак говорят, наутек. Но в это время я дернул за шпагат, центральный провод выскочил из распределителя, и машина остановилась. Теперь я постоянно вожу с собой веревку. Кировская область, г. Бобринец, ул. 50 лет Октября, 36 Б. ЕВЛАДЕНКОСтяжной хомутик (внутри защитного чехла полуоси): 1 — чехол; 2 — полуось; 3 — хомутик; • 4 — ШПЛИНТ; 5 — корпус сальника; 6 - - сальник. Пунктиром показана часть шплинта, которую следует отрезать.ул. Свердлова, 26, кв. 8РЕГУЛИРОВКА ЦИЛИНДРОВДля регулировки равномерности работы двух цилиндров в ижевских моторач «Юпитер-2» и «Юпитер-3» применен регулятор в виде шайбы между патрубком цилиндра и фланцем карбюратора. Повор ачивая его. изменяют качество смеси в цилиндре. Такая регулировка представляется мне не очень совершенной: шайба изменяет проходное сечение канала и создает зав ихрения потока смеси, что приводит к ухудшению наполнения цилиндра, а стало быть, к падению мощности. Лучшие результаты мне удалось получить при другом способе регулировки. Я поворачивал карбюратор вокруг его продольной оси. Для этого снимаем шайбу изаменяем болты его крепления более тонкими. Затем поочередно отключаем цилиндры (при этом снятый провод свечинадо замкнуть на «массу») и, немного поворачивая карбюратор относительно патрубка, находим такое положение, чтобы оба цилиндра развивали одинаковую мощность. Об этом можно судить по ско-Рис. 2. Фланцы патрубка цилиндра: слева — существующий, справа — предлагаемый. рости, которую достигает мотоцикл на первой и второй передачах при работе одного цилиндра. Суть такой регулировки в том, что распылитель карбюратора, незначительно смещаясьв сторону того или иного цилиндра, н аправляет разное количество топлива в них, и зменяя качество смеси. Схема этого процесса показана на рис. 1. При сравнительных испытаниях обоих способов регулировки одного и того же двигателя выяснилось, что мощность его после поворота карбюратора на 4—5 процентов выше, чем при пользовании шайбой. Если работники завода найдут такой способ регулировки более эффективным , то, изменив конфигурацию фланца на патрубке и пазов в нем, к ак показано на рис. 2, можно расширить возможности регулирования. А. ЗУБАРЕВ, инструктор райнома ДОСААФ Коми АССР, с. Троицко-Печерск, Районный комитет ДОСААФТРОСЫ НЕ ОБГОРЯТНа мопеде «Рига-4», так же каки на «Верховине-3», тросы переключения передач и сцепления касаются ребер цилиндра и обгорают. Это отмечалось в статье «Машина для всех» в февральском номере журнала «За рулем» за прошлый год.Рис. 1. Влияние положения распылителя карбюратора на состав смеси: а — к ар бюратор повернут вправо — смесь в правом цилиндре богаче; б — наоборот; 1 — патрубок цилиндра; 2 — карбюратор; 3 — распылитель карбюратора; 4 — патрубок воздухоочистителя.ДЛЯ ПАЯЛЬНОЙ ЛАМПЫПри ремонте кузова, радиатора, бензобака и многих других работах не обойтись без паяльной лампы. К сожалению. со временем кожаная уплотнительная манжета ее насоса изнашивается. Чем заменить деталь? Предлагаю способ, которым пользуюсь несколько лет. Очень простая обработка полихлорвиниловой бутылочной пробки (левый ри-' сунок) п ревращает ее в отличную манж ету (правый рисунок).|Оттяжка для тросов и крепление ее: 1 — головка цилиндра; 2 — рама 3; — гайка; 4 — шайба; 5 — оттяжка; 6 — тросы. Чтобы отвести тросы от цилиндра. можно ввести их в петлю оттяжки, которую ставят под гайку крепления головки цилиндра краме мопеда. Оттяжку делают из упругой проволоки диаметром 2 — 2,5 мм согласно рисунку. Ленинградская область, Приозерский район, пос. Мичуринсное, ул. Пионерская, 5 Е. ПЕТРОВСлева — т ак нужно обработать пробку (заштрихованы части, которые следует срезать). Справа — манжета насоса па яльной лампы из бутылочной пробки (l) и шток насоса (2).А. СЕРГЕЕВ г. Курган, ул. Советская, 29, кв. 4437