30
31
г С МАРКОЙ «ИКАРУС»Добрая слава у быстроходных, красивых и прочных автобусов «Икарус». Венгерскому заводу с таким же названием недавно исполнилось 75 лет. Первой продукцией его были конные повозки и детские коляски. Сейчас, как считают венгерские специалисты, недалеко уже то время, когда этот автобусный завод будет в числе самых крупных в Европе. Такой расцвет венгерской автомобильной промышленности неразрывно связан с социалистической интеграцией. Осуществление стремительной программы роста производства венгерских автобусов стало возможным благодаря широко развитому экспорту в страны СЭВ. Более 10 тысяч -икарусов» ходит сейчас по дорогам Советского Союза. В 1972 году их будет поставлено 3600, а в 19i5 году — 7000 штук из общего годового выпуска 10 370. Это означает, что в перспективе экспорт «икарусов» в СССР достигнет 70 процентов годового выпуска. Разнообразны модели венгерских автобусов, поставленных в Советский Союз за годы сотрудничества. Среди них «икарусы» «31», «55», «60», «620», «602». «630». «180». Последняя модель вмещает двести человек и используется на самых напряженных маршрутах Москвы. Ленинграда и других крупных городов страны. Сейчас с конвейера завода, помимо известных типов, сходят автобусы нового семейства «200». Среди них «Йкарус-250» — машина для междугородных сообщений, которая хорошо зарекомендовала себя. Высокие эксплуатационные качества продемонстрировали городская модель «242» на 120 пассажиров и междугородная «230» на 41 пассажира. В дни юбилея завода венгерские автобусостроители подготовили новую сочлененную машину «Икарус-280». Он придет на смену «Икарусу-180» — тоже автобусу городского типа. Количество моделей автобусов уже перевалило за десять, но в конструкторском бюро завода рождаются новые, еще более современные образцы.VОпытный образец модели «242» — автобус для городского сообщения. В его салоне 27 мест, а вместимость 120 человек.«ЧАВДАРУ»—ПОЛВЕКАПервый в Болгарии автобусный завод недавно отпраздновал свое пятидесятилетие. История предприятия «Чавдар> началась в 1921 году, со слесарно-тележной мастерской в Ботевграде. Четверо рабочих мастерили здесь открытые коляски с изящным цветным орнаментом. В 1924 году мастерская расширилась и смогла сделать свой первый автобусный кузов. Он был без крыши ив дождливое время накрывался брезентом. Автобус курсировал по маршруту София —Ботевград—Этрополь.Междугородный 48-местный автобус <'йкарус-250> — новинка венгерского завода. Двигатель мощностью 192 л. с. позволяет достигать скорости 105 км/час.В создании автобуса «Икарус» принимают участие более двухсот венгерских и советских предприятий. Они изготовляют и поставляют по кооперации тысячи деталей.VГотовая продукция завода. Шли годы. Болгария стала Народной республикой. Наступило время расцвета национальной промышленности. Мастерская в Ботевграде превратилась в большой завод, который специализировался на выпуске автобусных кузовов к шасси «шкод». Сегодня производственная площадь «Чавдара» выросла до 16 тысяч квадрат-, КОРОТКО6 6 •В последние годы автомобильная промышленность Польши развивается особенно интенсивно. Объединение «Польмо» включает 26 предприятий с 80 тысячами рабочих. Польша успешно экспортирует свои автомобили в социалистические страны , а такжевАвстрию , Ф ран ­ цию, Голландию и Норвегию. Из произведенных в прошлом году 70 тысяч автомобилей около 30 000 были отправлены за границу.СПОРТИВНЫЕ «ШКОДЫ»На дорогах всех стран сегодня можно встретить десятки моделей и модификаций автомобилей так называемого спортивного типа. Практически все фирмы в больших или меньших количествах выпускают подобные машины, существенно отличающиеся от базовых моделей. Два образца спортивных автомобилей созданы в Чехословакии на основе известной «Шкоды-110». Первый — «110ГТ» («Гран туризм») разработан Пражским исследовательским институтом автомобильной промышленности. Это двухместный автомобиль, подобного которому в Чехословакии еще не выпускалось. Машина экспонировалась•••Междугородный автобус «Чавдар М-81» ных метров. Завод строит новые модели автобусов «М-80» (см. «За рулем», 1970, № 4) и «М-81» (на снимке). Они хорошо приспособлены для работы на городских и междугородных линиях. В прошедшем году на дороги Болгарии вышло 650 автобусов с маркой «Чавдар». Их можно встретить теперь и далеко за пределами страны. Завод в Ботевграде продолжает расширяться. После реконструкции он сможет выпускать по две тысячи машин ежегодно.Итальянские автомобильные фирмы «Лянча» и «Феррари-> недавно вошли в состав концерна ФИАТ. Комментируя это событие, генеральный директор концерна отметил, что слияние позволит укрепить производственную базу обеих фирм. Заводь! «Лянча» будут переоборудованы, чтобы расширить на них выпуск машин этой марки . Одновременно возрастут производственные возможности и завода «Феррари», к оторый сможет увеличить выпуск своих спортивных автомобилей.•••Ежегодная смена моделей, выпускаемых американскими автозаводами, требует колоссальных денежных затрат, которые далеко не всегда окупаются . Поэтому в нынешнем году концерн «Крайслер» сократил количество моделей легковых машин , не заменив их новыми . Генри Форд II заявил, что его концерн будет в последующие годы реже обновлять модели и вносить в них меньше из-Шкода-110ГТ» КОРОТКО• • •К рупнейшаяв Европе компания по производству автомобильных шин — французская фирма <Мишлен» прекратила выпускпокрышекс диагональным (перекрестным) расположением нитей норда. Она первой начала изготовлять радиальные шиныи теперь намерена переключить производство всецело на семейство покрышекс радиальным расположением нитей, опоясанных слоем металлокорда. Семейство включает как универсальные, т аки модели для быет роходных машин , а также для заснеж енных дорог.•Готовые к отправке машины во дворе завода. На переднем плане междугородные автобусы «И.карус-55* (32 места 145 л. г., 98 км/час).••Y«Икарус-180» — сочлененный автобус для больших городов. Он может перевозить 190 — 200 пассажиров, снабжен 192-сильным дизелем. Машина при весе 11 тонн в снаряженном состоянии разви вает скорость 60 км/час. Социалистические страны не только надежный, гарантированный рынок сбыта для венгерской автопромышленности. но и партнеры, по кооперации выполняющие заказы на высоком техническом уровне. В таких условиях стало возможным совместное с Советским Союзом про ектнрование новых типов автобусов «Икарус». Кооперация по производству автобусов в ближайшее время распространится также на Польшу. Судьба завода «Икарус» — одна из ярких иллюстраций эффективности международного социалистического разделения труда. Венгрия не занимается, например, производством нефтеперегонного обору-т^р:Шведская фирма «Юнайтед Стирлинг» планирует с 1976 года начать серийный выпуск двигателей внешнего сгорания (см. «За рулем», 1966, № 10). В нынешнем году она намерена испытать на автобусе 100-сильный мотор этого типа , построенный по лицензии голландской электротехнической компании «Филлипс».•••щW ,По выпуску легковых автомобилей в 1971 году японская фирма «-Тойота» вышла на третье место в мире, у ступив лишь американским концернам «Дженерал Моторс» и «Форд».В конструкторским бюро завода. На ватман ложатся первые линии кузова новой перспективной модели. Фото МТИ —ТАСС дования — она покупает его в СССР и Чехословакии. Не выпускаются здесь и легковые автомобили. Поставляя для них крупные партии деталей. ВНР получает взамен готовые автомобили из СССР и Югославии. Зато автоб\хы Венгрия продает в 30 стран. В 1971 - 1 975 годах -<Икаруе» выпустит 40 тысяч автобусов.на многих выставках иа Женевском салоне 1971 года получила высокую оценку. Оригинальный кузов из пластмассы на стальном несущем каркасе, дисковые тормоза всех четырех колес, независимая подвеска -- вот далеко не полный перечень ее конструктивных особенностей. Отдельно нужно сказать о двигателе. Он использован от раллистского варианта «Шкоды-110» (см. ниже). 3Его рабочий объем увеличен до 1140 см , а степень сжатия — до 12 единиц.Шесть фар ныдишаются ня поворотном щиткеНеобычно для заднемоторного автомобиля расположен радиатор системы охлаждения. Он стоит в передней части машины. а электрический вентилятор с автоматическим устройствам включается, когда температура охлаждающей жидкости превышает 100°. Второй спортивный вариант «Шкоды» — «Супер-спорт» — был создан конструкторами завода в Млада Болеславе. Кузов у него из пластмасс (наружные панели) и стали (пол с передними колесными нишами и стойки). «Супер-спорт» не имеет дверей в обычном смысле этого слова. Их заменяют откидывающаяся вперед часть крыши вместе с лобовым и боковыми стеклами. А задняя часть кузова откидывается назад, открывая доступ к агрегатам в моторном отсеке. Двигатель «Шкода-110-ралли» рабочим объемом 1107 см-1 (степень сжатия 10 1 > развивает 73 л. с. при 6250 обмин . Расположен он в средней части автомобиля. между осями. Радиатор системы охлаждения, как иу модели ГТ, вынесен вперед. Серийные шкодовские тормоза (впереди дисковые, сзади барабанные) снабжены гидровакуумным усилителем. Сильные фары (обычные, противотуманные и специальные спортивные) расположены на поворотном щитке, который ставится в «боевое положение» с места водителя. Вопрос о промышленном производстве «шкод» ГТ и СС пока не решен; возможно, они останутся лишь образцами. Обе эти модели — лаборатории на колесах, где решаются проблемные вопросы конструирования легковых автомобилей. Я. РОССА, и нженер (внешнеторговое объединение «Мотоков»)Так на «Шкоде-супер-спорт» открыва клея салон, мотоотсек, багажник.31