ЗарупемСЕНТЯБРЬ КГ172ЗА НАШУ СОВИСКУИ РОДИНУ!ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОСААФ СССРИЗДАЕТСЯ С1920 ГОЛАПЯТИЛЕТКА АВТОТРАНСПОРТА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯА. ДЕРКАЧ, заместитель министра автомобильного транспорта Украинской ССР Мыживем во второмгоду новой пя тилетки. В годуособенном , о свещенном великой датой 50-летия образования СССР. Этот всенародныйюбилей нам, с оветскимлюдям , к онечно , хочется отметить достойно, успехами на всех фронтах коммунистического строительства. В выполнении наших народнохозяйст венных планов всегда была велика рольтранспорта , в том числе автомобильного . Большие задачи стоят переднимив девятой пятилетке. Впервые новый хозяйственный план не толькоопределил автотранспортникам ступени роста а привычных показателях — количестве перевезенныхгрузовипассажиров , но и указал на еще одну цель, к оторая сформулирована в Директивах XXIV съезда партии так: «Принять мерыкпо в ышениюбезопасностидвижения транспорта». Такая строкав столь высоком , о сно в ополагающем для развития страны до к ументеговоритомногом . Во-первых, о том, что проблемабезопасностидвиже ния перерославедомственныерамкииприобрелавпрямомсмысле слова об щегосударственный масштаб, во-вторых, о ее неотложномхарактере . Задача эта выдвинута жизнью — б ур ным развитием автомобильной промыш ленности итранспорта . Все сложнее становится обстановка на улицах идоро гах. Т олько на Украиневпрошломгодувдорожных катастрофах погибло более 5,5 тысячи человек иоколо 26 тысяч бы ло ранено, не говоряужеосерьезномматериальномущербеличномуи государственному имуществу. А ведь парк агвтомобилей и интенсивность движенияпродолжают расти, и это объективная необходимость. Директивы по новому 'пятилетнему плану дают нам верныйкурсрешения задачи — р езкоеповышениеэффектив ности всех методовработы . Д онедавнеговременив области безо пасности движениямысосредоточиваливниманиеглавнымобразом на совершен ствовании его организации , и в этом смысле сделано многое . Но не стоит забывать, что само движение является лишь частью организацииработы трансп орта . А здесь-то у нас еще масса неиспользованных возможностей. Глубокий ивсесторонний анализ положения дел вкаждомотдельном случае, к онечно , п о м ожетопределить пути приведенияре з ервоввдействие . Мы weостановимся на некоторых из них, о пираясьв качестве конкретныхпримеров «а опыт той работы , что ведется на предприятиях Министерства автомобильного транспорта Украины , о беспечивающих , кстати ска зать, почти всепассажирскиеперевоз к иичетвертую часть грузооборотав республике ыполняемые автотранспортом. О существление самых прогрессивных идей, самых рациональных решений, р ожденныхв «штабах», то есть на уров не министерств , ведомств, научных институтов, в конечном счете зависит от того, н асколькопродуктивнои планом ернопотрудятся над их претворениемвжизньколлективы самих автопредпри ятий. С юдаидолжен быть перенесен сейчас центр тяжестивработ * по пре дупреждению дорожных происшествий. В этой связи, как никогда , возрастает роль службыбезопасностидвижения непосредственно на предприятиях автотранспорта. Это как раз то звено, «ухватившись» за котороеможно «вытянуть» все дело . П одсловами «служба безопасности движения » следует понимать не общее направление работы , к оторую как до сих пор , так идальшедолжны вести все службыпредприятийв пределах своей компетентности . Речь идет оспециализи рованных подразделениях с определенной организационнойструктурой , штатной численностью , о бязанностями и, р а зумеется, правами. Подразделениях, к о т орыепланировалии направляли бы всюработу по профилактикедорожныхпро исшествий. Без этого эффективность наших мероприятий будет оставаться низ к ой , ибо приразобщенности усилий нельзя ждать высоких результатов. И это не предположения , а собственный опыт . На автомобильноетранспортеобщего пользования Украинытолько после того , к ак были созданыи повели планомерную работу такие подразделения , число до р ожныхпроисшествий стало постепенно снижаться. Обязанности и задачи работников службыбезопасностидвижения не долж ны сводиться ещекодному расследован июпроисшествия , обстоятельств аварии, их главных исопутствующихпри чин. Все это, р азумеется , в ажно , но дуб лировать работуГАИ нет смысла, такие материалыи сведения можно получить у нее вготовом виде. Важнее другое — на материалеконкретногопроисшествия разработать и осуществить меры , к ото р ыеисключилибыповторение аналогичных ошибоквбудущем . И менно на такой путь направляет работуподведомст венных лредприятийи управлений наше министерство . И результаты говорят сам и за себя . За последние шесть лет число водителей , р аботающих без аварий, в ыросло наполовину, а число пред п риятий , где вообще не бывает проис шествий, — вдвое. Конечно, штатные подразделения должныопираться на общественный актив. Сейчас уже нет автопредприятий , где не было бы комиссийобщественно -В НОМЕРЕ: Заботы украинских автотранспортников Новости, события, факты Представляем БелАЗ-549 Молодые воины и молодые досаафовцы 6 Всесоюзные соревнования школьников Туристы подводят итоги Экскурсия по Волжскому автозаводу Заключительная глава о «безопасном автомобиле» Соревнуются владельцы мотоциклов В «Клубе «Автолюбитель»: радио на «Жигулях», пластмассовые крылья и автомат для прогрева Хороший водитель ший человек и хороБудущему воину о десантном самоходном орудии Как готовить двигатель к соревнованиямЮрист о моральном климате дороги Зеленая волна В мире моторов Размышления после финиша Страничка мотоциклиста Советы бывалых Первый советский автомобиль Справочная служба Спортивный глобус 30 32На первой странице обложки: «Жигули» плывут по Волге — фото С. Россина На вкладке — БелАЗ-549 «Щ Фото С. Тапкина го контроля за техническим состоянием машин, отрядов общественных автоинспекторов. Во многих городах созданы специализированные добровольные народные дружины по безопасности движения. Однако такое многообразие организационных форм имеет и теневую сторону: оно приводит к параллелизму и дублированию в работе, распылению сил, перегрузке активистов и, как следствие, снижает эффективность общих мероприятий. Поэтому в автохозяйствах все более широкое развитие должны получать комиссии общественного контроля за безопасностью движения — единый орган, руководит которым профсоюзный комитет. 'Комиссии, там, где они уже есть, объединяют активистов, входящих в составы групп контроля за работой автомобилей на линии, контроля за их техническим состоянием, по пропаганде правил движения, разбору нарушений и т. д. Практика подтверждает, что такая концентрация сил общественности более эффективна, позволяет координировать предпринимаемые меры, разрабатывать единые планы. Надо менять и тактику борьбы за повышение безопасности движения — решительнее практиковать наряду с массовыми мероприятиями в профилактике дорожно-транспортных происшествий индивидуальную работу с каждым водителем и упор делать на нее. Ведь в большинстве случаев причиной аварии бывает недисциплинированность водителя, нарушение правил движения и технической эксплуатации конкретным исполнителем работы, а не какие-то просчеты в ее организации. Один из крупнейших теоретиков в области уголовного права член-корреспондент Академии наук СССР М. С. Строгович написал както, что человек, прежде чем совершить преступление, «сходит с рельсов» — меняется его поведение, отношение к людям, проявляются отрицательные эмоции, а это можно заметить, распознать заблаговременно и, значит, вмешаться, предотвратить преступление. Все это в определенной степени справедливо и по отношению к виновникам дорожнотранспортных происшествий. Установлено, что водители, допускающие нарушения правил движения, в пять раз чаще становятся виновниками происшествий. Небрежность в исполнении своих обязанностей, мелкие нарушения постепенно становятся привычным стилем работы, а в конце концов приводят к тяжелым последствиям. Когда разбираются затем в причинах происшествия, то нередко обнаруживают, что нарушитель правил наравне со всеми посещал собрания, слушал лекции и беседы, смотрел учебные фильмы и все-таки остался ненадежным водителем, потенциальным аварийщиком, ибо был уверен, что все это говорится так, вообще, но «не про него». К тому же в массовых мероприятиях трудно проконтролировать, насколько добросовестно отнесся водитель к занятиям, как усвоил то, о чем говорилось, насколько это восполнило пробелы в его собственной подготовке. Поэтому эффективность усилий в профилактике аварийности в большой мере зависит от постановки индивидуальной работы. Одной из форм ее является ежемесячный инструктаж водителей. Его можно проводить и как семинарское занятие, с учетом особенностей сезона, с анализом конкретных происшествий, нарушений правил движения, конечно, добиваясь активного участия в нем каждого водителя. Шофера, не прошедшего ежемесячный инструктаж, нельзя выпускать на линию. При междугородных перевозках пассажиров и грузов есть смысл закреплять водителей за постоянными, привычными маршрутами. Перевод шофера междугородного автобуса на новое направление допускается лишь после изучения особенностей маршрута и стажировки на нем. Обязательна такая стажировка и при переводе водителя для работы на автобусе или автомобиле новой для него марки. Водительское мастерство складывается не только из обширных знаний, но и из умения безошибочно применять их на практике. В прошлом году, например, водители предприятий Министерства автотранспорта УССР стали участниками 4107 дорожных происшествий, в то же время более половины из этого числа случилось не по их вине, то есть без нарушения правил с их стороны. О чем это свидетельствует? О том, что, уделяя внимание пропаганде правил движения, мы недостаточно учим водителей умению предвидеть дорожную обстановку и возможность аварийной ситуации, умению принять в последний момент те единственно правильные меры, которые позволили бы избежать угрожающих неприятностей. Понятно, что такое высокое профессиональное мастерство без специальных занятий будет вырабатываться слишком долго. К тому же учеба на собственных ошибках может обойтись очень дорого. Стало быть, нужны эффективные технические средства обучения, автодромы и тренажеры, воспроизводящие типичные ситуации на дорогах, учебные кинофильмы. Наконец, надо проявить больше заботы о здоровье водителя, его самочувствии и психологическом состоянии в рейсе. Для этого необходим систематический медицинский предрейсовый контроль шоферов, поиск оптимальных режимов их работы. С такой целью на 214 наших автопредприятиях созданы специализированные медицинские пункты. Помимо обычных функций, на них возложен обязательный ежедневный осмотр водителей. Медицинский персонал ведет также санитарно-просветительную работу среди водителей, учит их оказывать первую помощь пострадавшим при аварии. Под постоянным медицинским контролем на Украине в прошлом году находилось почти 95 тысяч работающих за рулем, и нередко медики отстраняли водителей от работы. Поводы были разные: повышенное кровяное давление, температура, остаточные явления похмелья. Многие из отстраненных, безусловно, могли стать виновниками несчастий на дорогах, и в том, что нам удалось на 8 процентов снизить число случаев управления автомобилем в нетрезвом состоянии, немалая заслуга автотранспортной медицинской службы. Чтобы шофер в дальнем рейсе нормально пообедал и отдохнул, мы организовали обслуживание водителей междугородных сообщений на предприятиях общественного питания, согласовав часы их работы с расписанием движения машин. Для шоферов выделены столы, где они обслуживаются вне очереди. Даль«орейсовики пользуются 144 комнатами длительного отдыха. Есть все возможности наладить такжебыг водителей, работающих на городских и пригородных маршрутах. Исключительно большое значение в транспортном процессе имеет техническое состояние подвижного состава. Аварии из-за неисправностей составляют лишь 5—8 процентов от числа всех происшествий, но отличаются особо тяжкими последствиями. Должен сказать, что на предприятиях нашего министерства количество аварий из-за технической неисправности автомобилей за последние шесть лет сократилось в пять раз. Достигнуто это в результате большой и разносторонней работы. Дело не только в улучшении технического обслуживания и ремонта машин в стационарных условиях с применением объективных контрольно-диагностических средств. Начиная с 1966 года нами были организованы пункты обязательного техосмотра машин в пути. Ведь, например, междугородные автобусы проходят за сутки более 400 километров, и абсолютно гарантировать безотказную работу ответственных узлов и агрегатов на такой пробег трудно. Поэтому для подготовки к обратным рейсам во время стоянки на конечных пунктах маршрутов автобусные парки заключили договоры с другими автопредприятиями. В итоге за последние четыре года не было зарегистрировано ни одного происшествия из-за технической неисправности на межобластных маршрутах. Немало полезного и интересного в работе по предупреждению аварий на транспорте есть у многих предприятий в стране. Надо обобщать и широко распространять передовой опыт. Для этого о каждом автоуправлении предстоит создать образцово-показательные пассажирские и грузовые автопредприятия. Специально оборудованные в них кабинеты безопасности движения могут стать опорными пунктами пропаганды в этой области. Практика показала, что целые коллективы могут годами работать без единого дорожного происшествия. Нужно делать все, чтобы число таких коллективов и водителей множилось. Безопасность движения требует решения вопросов не только сегодняшнего дня. Нужно думать ио будущем, держать в поле зрения перспективные проблемы. Первоочередной из них я бы назвал внедрение в практику автошкол психофизиологического отбора водителей. Институт психологии Министерства просвещения УССР уже в течение двух лет работает над созданием аппаратуры и критериями для психофизиологического отбора кандидатов на получение водительских прав и проверки уже работающих шоферов. Пора приступать к испытаниям и практическому внедрению результатов этой работы. Такой отбор необходим хотя бы для водителей, связанных с перевозками пассажиров. Вначале мы сказали о двух основных выводах, к которым непременно приводит «наша строка» в заданиях пятилетки. Но есть и третий. О нем и хочется сказать в заключение. Советские люди уже привыкли в тому, что все записанное в наших пятилетних планах развития непременно воплощается в жизнь. Потому что это не просто желаемые перспективы, а задачи, для решения которь»х, как считает партия, сложились реальные условия и возможности. Нет сомнения в том, что и задача повышения безопасности движения будет успешно решена.2