Кроме того, повышены механические свойства полукорпусов шаровых опор: начиная с апреля этого года утолщен д0 0,4—0,6 мм цементированный слой и введена закалка внутренней поверхности токами высокой частоты (рис. 2). Износостойкость детали выросла в несколько раз. Одной из наиболее частых причин отказа шарового шарнира бывает подрез пальца или касание его о корпус. Это происходит из-за увеличения хода подвески при деформации кронштейна буфера сжатия или стойки передка от удара передними колесами о неровность дороги. Проверить, не деформирован ли узел, можно без разборки подвески. Для этого нужно вывесить переднее колесо, снять буфер и замерить штангенциркулем расстояние «а» (рис. 3). Если оно меньше 32 мм, надо выправить кронштейн и обязательно проверить состояние верхней шаровой опоры. Просто и точно можно проверить нижнюю опору, замерив расстояние «а» от шарового пальца до наружной плоскости нижнего полукорпуса (рис. 4). Его измеряют глубиномером штангенциркуля через отверстие для смазки. Предварительно нужно снять колесо и установить ступицу на подставку высотой 280 мм. Если «а» более 11,3 мм, это сигнал для внимательного, с пристрастием, осмотра опоры. Если на корпусе нет трещин, а на пальце нет подрезки, узел можно еще некоторое время эксплуатировать с периодической проверкой. Когда «а» более 11,8 мм или замечены трещины, внешние повреждения, шарнир надо заменить. Важной новинкой в подвеске «Жигулей» являются новые рычаги поворотных кулаков. С их внедрением (с конца прошлого года) практически исключены повышенный износ шин и некоторая нестабильность углов установки колес, которые наблюдались раньше. Теперь схождение должно быть 3мм ± ± 1 мм при нагрузке в четыре человека (280 кг) и 40 кг в багажнике. Обращаем внимание: новые рычаги можно. без каких-либо переделок установить вместо прежних. Изменились и нижние рычаги передней подвески: повысилась их жесткость и прочность в местах крепления шаровых опор. Иногда в результате максимальной деформации эластичных опор двигателя (опять же при резком ударе передними колесами) пластмассовые лопасти вентилятора задевали за кожух и ломались. В порядке профилактики изменена форма кожуха (рис. б) и увеличена жесткость опор. В заключение надо отметить меры по предотвращению стуков в главной передаче. После изучения причин была повышена жесткость взаимного положения внутренних колец подшипников ведущей шестерни (увеличена до 1,7 толщина стенок распорной втулки), уточнен оптимальный момент затяжки этих подшипников при сборке. Шум заднего моста сведен к минимуму. Перед заводом стоят большие задачи и по увеличению объема производства, и по улучшению автомобиля. Коллектив делает все, чтобы в самом ближайшем будущем первенец ВАЗа получил Государственный знак качества.БРЫЗГОВИКИ ДЛЯ ВАЗаБлизится зима. Пора, когда дороги коварны не только скользкими участками и снежными ловушками-переметами, но (в основном улицы больших городов) и снежно-солевыми «ваннами», вызывающими коррозию металла. С силой выбрасывают колеса автомобиля песок, снег, соль. И попадает все это главным образом на колесные ниши кузова, его днище и пороги. Заводы ставят за задними колесами резиновые фартуки-брызговики. Они прежде всего предохраняют идущие сзади автомобили от брызг и камешков, летящих из-под колес. Это, конечно, хорошо. Но, чтобы защитить низ своей собственной машины, нужны еще и гибкие брызговики за передними колесами. Как сделать такие фартуки для «Жигулей», рассказывает в журнале «Свет мотору» чехословацкий автолюбитель В. КАЧАБА.Чтобы установить гибкие резиновые фартуки за передними колесами, нет даже нужды сверлить пол. Можно просто воспользоваться крон штейнами для установки домкрата. Конструкция брызговика ясна из рис. 1. Это левый фартук. Правый — его зеркальное отражение. К отрезку швеллера 38X16 длиной 100—120 мм привариваем уго лок 20X20 мм, к которому, также сваркой, прикрепляем полоску стали размерами 20X3 мм. Жесткость конструкции придает распорная планка-укосина — также из стальной полосы 20/'3. Остается восемью—десятью алюминиевыми или медными заклепками прикрепить к кронштейну пластину из твердой, но гибкой резины, и брызговик готов. Все размеры и взаимосвязь частей показаны ял рис. 2. Учтите, это тоже левый фартук. Далее вставляем швеллер «изнутри» (см. рис. 2) в гнездо домкрата, убеждаемся, что все подогнано правильно, сверлим, как показано на рис. 3, отверстие в крон штейне и швеллере и, вынув его, нарезаем резьбу Мб. Теперь устанавливаем брызговик на место и фиксируем его болтом. Грязь, вода и снег больше не будут попадать из-под колес на нижнюю часть автомобиля.Рис. 1 . Т ак выглядит левый брызговик. Рис. 2. Т ак устанавливается левый брызговик: 1 — уголок 20x20 ; 2 — швеллер; 3 — гнездо домкрата; 4 — полоска стали; 5 — распорная планка; б — резиновый фартук. вин Рис. 3. Т ак крепится брызгок гнезду для домкрата.17