Во все времена годаМ ыпродолжаем рассказ оредакцион ных испытаниях «Москвича» ижевской марки . Н апомним , что в первой части теста («За рулем » , 1972, № 8) речь восновном шла об отличиях в комплектации московскойиуральской малолитр ажек , о наших первых благоприятных впечатлениях. Но автомобильные болезни, как, в про чем, и людские , чаще проявляются не в младенческом, а в зрелом возрасте, Не минули онии « М осквич » с номером «Проба 03-51». Пусть никого не смущает, что вдан н ом случае зрелый возраст мы отожде ствляем с вынесенной в заголовок скромнойцифрой 20 тысяч километров . Километр километру рознь. И когда вспоминаются наши километры , то в сравнении с обычными автолюбительс кими , м ногие из них сполнымправомможно считать какодин за три . Те, нап ример , что встретились 'нам на севере Украины, у Любеча — «Москвич» не ехал, а полз на «животе» по нескончае м ымпесчанымдюнам . Или разбитые грейдерывстороне от главных магистралей России и Белоруссии. А втомобиль петлял в пыли по бесконечным равнинам — и это было истинное испытание для машины . А чего стоили каждоднев ные зимниепоездки по снегу и наледям, пуск мотора на улице после 25-градусного морозаночью . Наш тест включалипроверкумаши ны на соответствие техническим характ еристикам по динамике , э кономичностиидр . Д инамические качества, к акизве стно, о пределяются не только показателями двигателя, но иособенностями трансмиссии, х одовой части, если хотите, и кузова . С ловом , это характер, «повадки» всего автомобиля. Что сказать о нашем «Москвиче»? Вспоминаем Ленинградское шоссе раннимутром , где один из участков мы впервые отважились пройти на макси мальной скорости . Стрелка спидометра колебалась ужеуотметки 140, а впечатление было таким , будто запас мощ ности не израсходован, да и педаль была «не в полу». П ри этом автомобиль четко слушался руля, не изменяяпрямолиней ного движения . Со скоростью110 — 120 километровмы не разпреодолева ли довольно длинные отрезки пути и на Минском , и на Горьковском , и на других шоссе, не испытывая при этом никаких затруднений. Разумеется, с редний автолюбитель редко выходит на такие ре ж имы : о нинужны разве что в ралли ибез навыков скоростнойезды едва ли оправданы . Но знать, на что способна машина, — полезно. Нельзя не отметить отличнуюприеми стость нашего « М осквича » . Начиная дви ж ение после остановки у светофора, м ы почти всякий раз оказывались впере ди другихавтомобилей , хотя и не ставили передсобой такой цели . Стоит ли говорить, к ак важна хорошая приемистость вгородскойездеиприобгонах на загородныхшоссе , н асколько безопаснее себя чувствуешь, о щущая «под ногой» р езервмощности . Хотелось только предупредить новых владельцев четыреста двенадцатой мо дели — не следует бояться высокихобо ротов исопутствующегоим « с портивно го» выхлопа (у ижевских «москвичей», не имеющихрезонатора на глушителе, о нощущаетсяособенно явственно). Напротив, такие современные двигатели любят обороты , б лизкиек максимальным. Чтобы проверить все наши субъективные ощущения, после 20-тысячного пробегамы отправились на испытательный полигонНАМИ . К этому вре м ени дал о себе знать износ дисков сцепления — результат безжалостной эксплуатации (что поделаешь — и спы тания!). Поэтому полностью выяснить возможности «Москвича» м ы не смогли . Тем не менее максимальная скорость при полной нагрузке составила 138 км/час, а разгонс места доскорости 100 км/час спереключением передач лишь незначительно перешел за 24-сек ундныйрубеж ( б ез каких-либо регули р овочных работ, обязательных приза водской проверке). На полигонемы не замеряли расход горючего . Просто потому , что контро лировали его на протяжении всех 20 ты сяч километров . Заводская инструкция предсказывала, что «Контрольный расход бензина на 100 километровпробега для исправного , п рошедшего обкатку автомобиля сполнойнагрузкойприпо стоянной скорости 80 км/час на четвертой передаче по горизонтальномуировному шоссе в летнее время — 8,8 литра». У нас расход топлива коле бался воченьшироких пределах — от 8до 13 литров на 100 километров . Здесь незачем повторять известные истины о влиянии нагрузки , р ежимадви ж ения , состояния дорогипогоды на ап петит автомобиля. Как бы то ни было, м ы подсчитали среднюю величину расхода за 20 тысяч километров . Она со ставила 10,2 л на 100 км пути, что, на наш взгляд , вполне приемлемо, если учитывать нелегкие условия, в которых трудился « М осквич » . У же отмечалось, что по проходимо сти он был на высоте. После 20 тысяч мы сняли иосмотрели на «гарантийке» в Загорскеамортизаторы . Ни один из них не подтекал, ни один не потерял амортизационных свойств — результат не только удачно выбранных для наших дорогпараметров , но ихорошего исполнения. М ожно еще много говорить о достоинствах автомобиля, выявленных в ходе редакционного теста. О днако пора пе р ейтиктому , что временами портило настроение и (это еще хуже) заставляло обращаться на станции техобслуживания. М ыскрупулезнофиксировали все неполадки, начиная смелочей , и здесь визложениипубликуем наши заметки . На второй тысяче километровприпо в ороте руля вправо стал произвольно включаться звуковой сигнал. Не стоило, наверно, упоминать эту неисправность (устранить ее не представляло особого труда), если бы неожиданная «серенада» не звучала ещеиеще , всякий разприводявнедоумение водителей ипе ш еходов , привлекая внимание сотрудни ков ГАИ . Что и говорить — у добнорасположе ны в « М осквиче » п одлокотники . Леваяр ука водителя не висит, имеет опору . Жаль, что со временем от частого пользования они расходятся по шву . В первый же месяц «вытянулся» трос, приводящий запор багажника, и укоро тить егосвоими силами оказалось не столь ужкороткимделом . Случилось, что забастовал правый указатель пово р ота (отвернулись винты креплениякон тактной пластины). З имой из-за частого употребления перестал полностью закрываться слив ной кран блока двигателя. Д еформиро вались рычажоки тяга. П ришлосьпри варивать шайбу-огра+тичитель к ее ниж нему концу . К аждый такой дефект — в общем - т о мелочь, но, право, к ак было бы хорошо не сталкиваться сними . Говоря о неполадках, трудно в кажд омотдельном случае адресоваться ктому или иномупредприятию . МногоОбивка сидений из (как на «-Жигулях.»).новогоматериалаФ ото В. Ш иршовае— 1» е <iя---..-<•iщтшщ=^2=«-Уг>е>—-—_: !' = ~ и€— =^-ф3^:-1_т Ш~—-ЩГрафик разгона ижевского «Москви. ча-412» при полной нагрузке, полученный во время испытаний на полигоне НАМИ с использованием прибора «пятое колесо»: по вертикали — скорость автомобиля (км/час), по горизонтали — время (сек.). Ступеньки на кривой (обведены кружками) соответствуют моментам переключения передач. На графике крестиками отмечены показатели при скоростях 80 и 100 км/час.&/ •-"•'.—U0iL_ __. = — = _=аgg 1ЁЁ Щ ^щ я|••11 11111111 | J12 20000КИЛОМЕТРОВ СПУСТЯбезгаражном хранении. Но при больших морозах (и в этом немалая вина карбюратора) пуск двигателя становился делом нелегким. Порой, в сильный холод, не хватало мощности стартера и емкости аккумуляторной батареи. Не удовлетворил нас и огопитель кузова — в стужу он давал очень мало тепла. Во всяком случае, в пальто было не жарко. Зная наперед, что московская зима самое тяжкое время года для кузова и что на улицах, обильно посыпаемых солью, коррозии не избежать, мы покрыли некоторые хромированные части облицовки бесцветным нитролаком, предварительно обезжирив их растворителем Р-5. Весной после генеральной чистки и мойки автомобиля можно было сразу определить, где защищенные, а где незащищенные хромированные детали. Весенний осмотр выявил следы коррозии в нижней полости дверей. Видимо (как уже писал журнал), те, кто ездит зимой, должны обрабатывать уязвимые места раствором «глобо» или другим составом. Еще лучше, если бы такую работу выполняли за определенную плату станции обслуживания. На протяжении всех 20 тькгяч километров безотказно работало электрооборудование. И все же нельзя обойти молчанием то, что недопустимо слаб для такого автомобиля, как «Москвич», голос сигнала и плохо заметен при дневном освещении свет контрольной лампы указателей поворота. Коробка передач до 17-й тысячи не вызывала особых претензий (если не считать, что задний ход поначалу включался с трудом), но потом перестал выполнять свои функции синхронизатор второй передачи. Этот дефект недвусмысленно давал о себе знать при переходе с третьей на вторую скорость.их участвует в создании ижевского «Москвича». И все же заводы резинотехнических изделий — саранский и чебоксарский — мы должны назвать. Они делают уплотнители, сальники, манжеты. Об этих весьма ответственных деталях хочется оказать подробнее. После пробега в 14 тькяч километров начала пропускать жидкость манжета тормозного цилиндра на левом колесе. Одновременно стала подтекать смазка через сальник травой полуоси. А к двадцатой тысяче километров, опять-таки вследствие износа сальника, открылась обильная течь масла в левой крышке коробки передач. Увы, эти неполадки — не стечение обстоятельств, не случайность. В книге рекламаций загорской гарантийной станции слово «сальник» едва ли не самое употребительное.Мы не докапывались до причин — материал ли, отступление от геометрии, но факт остается фактом: пустяк—сальник создает совсем не пустячную по трудовым затратам работу на станциях обслуживания. Да разве одних сальников это касается! Оставляет желать лучшего и герметичность кузова. Не знаем, как в других, но в этом «Москвиче» изъяны в изоляции от влаги, ветра и пыли давали о себе знать. Одна из причин — плохое качество резиновых уплотнителей стекол и дверей. Так, стоило один из них (на ветровом стекле) дополнительно промазать герметиком, как на полу перестали появляться следы ливневых дождей. Много хлопот доставила зима. Вначале мы заливали горячую воду в систему охлаждения, затем перешли на антифриз. Он куда удобнее, особенно приЗеркало заднего вида с двумя положениями для езды днем и ночью. Обивка дверей теперь сваривается токами высокой частоты, а не сшивается. Ручки дверей и стеклоподъемника стали травмобезопасными.Более удобные и безопасные ручки на панели приборов. Новые диски колес с овальными отверстиями.О тормозах. К 20 тьгсячам километров контрольный стенд гарантийной станции зафиксировал снижение их фрикционных свойств, хотя и до этого приходилось заниматься обслуживанием тормозов. Во многом берем вину на себя. Не раз и не два мы начинали движение с затянутым стояночным тормозом. При мощном 75-сильном двигателе порой «е сразу это и заметишь. В результате—«сгоревшие» задние колодки. Наверно, не только нас постигла такая неприятность. А ведь ее можно легко избежать, имея на панели приборов лампочку, сигнализирующую о включении ручного тормоза (так сделано на «Жигулях»). Пока что мы сократили сферу применения ручного тормоза и не пользуемся им на стоянках без видимого уклона. А в общем-то, нам кажется, нынешние тормоза не соответствуют мощностным и скоростным возможностям ижевского «Москвича», тем более на нашей машине, у которой не было гидровакуумного усилителя. И наконец, о шинах. На автомобиле стояли стандартные покрышки Московского шинного завода — 6,00—13. За указанный срок эксплуатации износ их составил в среднем 40 процентов протектора.Тормозной ребристый барабан увеличенной жесткости лучше охлаждается. Грузик на тормозной колодке предотвращает скрип. «За рулем о ws 10 VОкончание — на стр. 3113