18
19
ПОД КАРТЕРОММашина автолюбителя универсальна. Каждый из нас езтлт не только по шоссе или городским улицам. Вспомните о рыбалке, грибной страде, вылазках «на природу», дальних интереснейших экспедициях пс проселкам и булыжным дорогам. Но не всегда подобные путешествия безвредны для машины. Сравнительно небольшой клиренс и расположенные в «опасной зоне» ответственные узлы и детали (масляный фильтр, поддон двигателя) требуют особой осторожности. Далее самый опытный и внимательный водитель не гарантирован от удара масляным фильтром или подлогом о камень, притаившийся в тихом ручье, который вы «форсируете» вброд, или о спрятавшийся в траве пенек. О последствиях лучше не говорить. Поговорим о том, как избежать опасности. Мы уже рассказывали, как защищен снизу двигатель «Жигулей» (1971. № 7, стр. 15). Сегодня вниманию предлагается аналогичное приспособление для «Моеквича-412». Оно хорошо зарекомендовало себя в самых сложных и трудных соревнованиях, в частности на автомобилях Ижевского автозавода. С учетом возможностей автолюбителей конструкция несколько упрощена. Конструкция защитного приспособления ясна из сборочного чертежа. Передняя часть «подвешена» на буксирных проушинах, задняя — на специальных пальцах, ввернутых в лонжероны кузова. Основная деталь — лыжа 2 из стального 4—6-миллиметрового листа (спортсмены применяют для нее титан или дюралюминий, но для автолюбителя они едва ли доступны). К лыже спереди приварена стальная распорная труба 4 (квадратного сечения 30X30X3), в средней части — ограничитель 7 (из уголковой стали 30X30 мм), а в задней — два кронштейна 3 из стального 8-миллиметрового листа. Пальцы 1 из квадратной трубы 25X25x3 . С одной стороны (см. сборочный чертеж палыт ) в них на клею плотно посажены резиновые пробки 2, с другойвварены гайки 3 под болты М12х1,5. Отверстие для оси сверлится после приклейки пробок. Сначала сверлом диаметром 7 мм, затем с обеих сторон, но не насквозь, 13-миллиметровым. Размеры и обработка корпуса пальца показаны на отдельном рисунке. Пальцы 1 через буксирные проушины вставляются в распорную трубу 4и фиксируются в ней штырями 8. Так крепится к машине передняя часть защитной лыжи. Петли 6 из 5-миллиметрового прутка нужны, чтобы легче ставить на место штыри 8. В средней и задней частях лыжа изолирована от подрамника и масляного поддона резиновыми деталями би 10. В кронштейн 3 после сварки ставят на клею резиновые буферы 10, а в прорези ограничителя 7 вводят языки резиновой подушки 5 толщиной 15—20 мм. Подкладку для подстраховки можно приклеить к лыже 2. Зазор между картером двигателя и резиновой подкладкой 5 должен быть 2—3 мм. Чтобы укрепить на автомобиле заднюю часть лыжи, необходимо предварительно найти места для пальцев 9 на лонжеронах кузова. Зафиксировав переднюю часть лыжи 2 пальцами 1, приподнимите ее и определите, где (по длине) нужно просверлить в лонжеронах отверстия для установки пальцев 9. Выдернув за петли 6 штыри 8, вытащите пальцы 1и снимите защитную лыжу. Просверлите лонжероны но сделанной разметке и установите пальцы 9. Теперь, чтобы окончательно смонтировать лыжу, нужно зацепить за пальцы 9 крюки кронштейнов 3, приподнять-все защитное приспособление, совместить отверстие распорной трубы 4с буксирными проушинами, встатить пальцы 1и зафиксировать их штырями 8. От самопроизвольного выпадания штыри удерживаются резиновыми вставками в пальцах. Все детали приспособления, кроме 5и 10, изготовляются из стали. Если вам не удалось найти квадратные трубы, молено и пальцы и распорную трубу сделать самому, согнув и сварив их из подходящего стального листа. Возможно, кто-то из автолюбителей, взяв за основу разработку завода, найдет другие конструктивные решения (например, с использованием более доступных круглых труб). Мы готовы продолжить разговор о способах защиты картера на страницах «Клуба «Автолюбитель». Ждем предложений.Палец в сборе: 1 — корпус; 2 — приклеенная резиновая пробка; 3 — вварная гайка; 4 — шайба 35x13 ; 5 — болт М12Х XI,5.Корпус пальца.Распорная труба. ВидСборочный чертеж: 1 — палец (2 шт.); 2 — лыжа; 3 — кронштейн (2 шт.); 4 — труба; 5 — подушка; 6 — петля (2 шт.); 7 — ограничитель; 8 — штырь (2 шт.); 9 — палец (2 шт.); 10 — буфер (2 шт.).Кронштейн (показан правый, ние левого — зеркальное).изображе©Резиновая подушка.©0ff^^CI,RS1 Фле1«45°2«АСКГИM8©в)(О!>>>>>0)Л 4t-^о5° 2 И11©Ф[28©Флл11ID'^1 1«0i11 1\t so*L^\11.ФЛ6 Резиновый буфер.