СПИДВЕЙСоветские гаревики завоевали путевку в финал командного первенства мира по спидвею. На ленинградском треке в полуфинале чемпионата встретились сборные ПНР, СССР. ЧССР и ФРГ. Право выступать в финале получили две лучшие команды. Советские гонщики — в составе нашей сборной выступали В. Калмыков, Г. Иванов, Г. Хлыновский. А. Кузьмин и Г. Куриленко — набрали 33 очка и без труда вышли на второе место. Победили польские гаревики. Оспаривать титул сильнейшей команды мира в г. Ольхинге (ФРГ) вместе с ними будут спортсмены Англии и Швеции.* * *Гаревые мотогонки на 1000-метровом треке распространены меньше, чем спидвей на 350—400-метровых дорожках. Этот вид соревнований близок к нпподромным гонкам, которые у нас имеют давние традиции. Чемпионат мира по спидвею на 1000метровых треках разыгрывается сравнительно недавно. Тем не менее он уже привлек внимание таких признанных мастеров гаревой дорожки, как новозеландец Иван Маугер и чехословацкий гонщик Антонин Шваб. Оба они стартовали среди 18 финалистов первенства мира, которое проходило в Мюльдорфе (ФРГ).. Чемпионом стал Маугер. а Шваб вышел на шестое место.На чемпионате мира в классе 250 см 5 прошли еще два этапа. Ж. Робер. обеспечивший себе досрочно титул чемпиона мира, не стартовал. Результаты соревнований. IX этап (Финляндия): 1. С. Гебейерс («Сузуки»); 2. К. Вехконен («Монтеса»); 3. X. Андерссон («Ямаха»); 4. А. Кринг («Хускварна»); 5. Я. Фальта («Чезет»); 6. П. Рулев (КТМ)... 9. А. Кибирин («Чезет»). X этап (Швеция): 1. X. Андерссон («Ямаха»); 2. А. Кринг («Хускварна»); 3. П. Рулев (КТМ); 4. К. Вехконен («Монтеса»); 5. Т. Ханссен («Хускварна»); 6. М. Халм («Чезет»). По сумме очков после десяти этапов лидирует бельгиец Ж. Робер (102), за ним идут швед X. Андерссон (63), бельгиец С. Гебейерс (62) и швед У. Палм (53). Пятое место занимает наш А. Кибирин (-13). седьмое — П. Рулев (39), девятое 3. Кавинов (33) и одиннадцатое — Г. Моисеев (27). В зачете марок второе место (после фирмы «Сузуки», наоравшей 102 очка) занимает «Чезет» с 81 очком. Этот результат достигнут в значительной мере благодаря высокому спортивному мастерству гонщиков Советского Союза и Чехословакии. Они принесли марке «Чечет» одну победу на этапе (Кавинов), три вторых места (Рулев и дважды Кавинов). три третьих места (Моисеев, Кибирин и Халм).бильном спорте. О том интересе, который вызывает каждый его этап, красноречиво говорит количество зрителей на Французском этапе — полмиллиона. Приводим результаты последних трех этапов. VI этап (Франция, трасса «Клермонферран»): 1. Д. Стюарт; 2. Э. Фиттипальди; 3. К. Амон; 4. Ф. Север; 5. Р. Петерссон; 6. М. Хэйлвуд. VII этап (Англия. трасса «Брэнде Хэтч»): 1. Э. Фиттипальди: 2. Д. Стюарт; 3. П. Ревсон; 4. К. Амон. VIII этап (ФРГ, трасса «Нюрбургринг»): 1. Ж. Икс; 2. К. Регаццони; 3. Р. Петерссон; 4. X. Гэнли; 5. Б. Редман; 6. Г. Хилл. IX этап (Австрия, трасса «Цельтвег»): 1. Э. Фиттипальди; 2. Д. Хьюм; 3. П. Ревсон; 4. М. Хэйлвуд; 5. К. Амон; 6. X. Гэнли. Сумма очков после девяти этапов: Э. Фиттипальди (Бразилия, «Лотос») — 52; Д. Стюарт (Англия, «Тайрелл») и Д. Хьюм (Новая Зеландия, «Мак-Ларен») — по 27; Ж. Икс (Бельгия, «Феррари») — 25; П. Ревсон (Канада, «Мак-Ларен») — 14. До конца чемпионата осталось четыре этапа.* * *После девятого этапа итальянский завод «Феррари», возглавляемый 74-летним Энцо Феррари, объявил, что он на 80 процентов свертывает свою гоночную деятельность. Причина — слишком высокие расходы на создание и доводку весьма сложных машин формулы 1и спортивных автомобилей-прототипов. Несмотря на финансовую поддержку концерна ФИАТ (ему принадлежит половина акций «Феррари»), этот завод, делающий в год около 500 спортивных машин, вынужден ограничить свои затраты на автоспорт.* * *Другой интересный чемпионат мира по спидвею — в парных гонках — состоялся в шведском городе Ворас. Это первенство разыгрывается лишь с 1970 года. Золотые медали чемпионов завоевали англичане Вильсон и Бетта. Польская пара Марчиновский и Ястржембский заняла пятое место.МНОГОДНЕВКАЗакончился чемпионат Европы. В этом году он включал пять этапов, проходивших в Испании, ГДР, ФРГ, Италии и ПНР. Нынешний чемпионат показал, что этот нид соревнований получил широкое разкитие в социалистических странах. Свидетельством тому 22 победы, одержанные мотоциклистами ЧССР и ГДР на всех этапах в разных классах машин. В итоге звания чемпионов Европы в высших кубатурах завоевали чехословацкие гонщики: в классе свыше 350 см ' — 3. Чешпива. 350 см 3 — К. Машита (в пятый раз), 250 см 3 — Ф. Мразек (в четвертый раз). Все они шли на мотоциклах «Ява». В младших классах успех сопутствовал гонщикам ФРГ, стартовавшим на «цюндаппах»: 175 см' — Э. Шмндер: 125 см' — Э. Виттгэфт; 100 см-1 — И. Вольфгрубер; 75 см' — А. Брандль; 50 см ' — П. Нейманн. Серебряные медали в классах 75 и 100 см' завоевали спортсмены ГДР Э. Шнайдевинд и Р. Енак на машинах «Симеон».МОТОКРОССЧемпионат мира в классе 500 смз финишировал. Одиннадцатый этап состоя лсяв Люксембурге. Прошлогодний чемпион бельгиец Роже де Костер, выступающий на «Сузуки», обеспечил себе золотую медаль ив этом году. Он одержал шесть побед на этапах. Дважды выигрывали финн X. Миккола («Хускварна») и гонщик из ГДР трехкратный чемпион мира П. Фридрихе («Чезет»). Не очень успешно начаи сезон, он потом наверстал упущенное и передвинулся в таблице первенства на второе место. Чемпионат проходит под знаком соперничества шести мотоциклетных заводов. Гонщики социалистических стран — П. Фридрихе (ГДР), И. Стодулка (ЧССР), Н. Ефимов (СССР) — выступают на «чезетах». Их спортивное мастерство способствовало тому, что марка «Чезет» смогла выдвинуться (в заводском зачете) после всех этапов на второе место (после японской «Сузуки») и потеснила известные мотоциклы «Манко» (ФРГ), «Хускварна» (Швеция), «Ямаха» (Япония). Приводим результаты последних этапов. VII этап (Англия): 1. Р. де Костер («Сузуки»); 2. А. Юнссон («Майко»); 3. Ж. ван Вельтховен («Ямаха»); 4. А. Вайль («Майко»); 5. Г. Вольсинк («Хускварна»); 6. В. Вауэр («Майко»). VIII этап (ФРГ): 1. Р . де Костер («Сузуки»); 2. П. Фридрихе («Чезет»); 3. А. Юнссон («Майко»); 4. Ж. ван Вельтховен («Ямаха»); 5. В. Бауэр («Майко»). IX этап (ГДР): 1. П. Фридрихе («Чезет»); 2. Р. де Костер («Сузуки»); 3. В. Эберг; 4. X. Миккола (оба — «Хускварна»); 5. Ж. ван Вельтховен («Ямаха»); 6. И. Стодулка («Чезет»). X этап (Бельгия): 1. Р. де Костер («Сузуки»); 2. А. Юнссон; 3. А. Вайль (оба — «Майко»). XI этап (Люксембург): 1. Ж. ван Вельтховен («Ямаха»); 2. П. Фридрихе; 3. И. Стодулка (оба — «Чезет»); 4. И. Сторм («Хускварна»); 5. А. Шихтль («Пух»), Окончательное распределение мест (п зачет идут шесть лучших результатов на этапах) в чемпионате 1972 года таково: 1. Р. де Костер (Бельгия) — 90 очков; 2. П. Фридрихе (ГДР) — 62; 3. X. Миккола (Финляндия) — 61: 4. А. Юнссон (Швеция) — 60; 5. Ж. ван Вельтховен (Бельгия) — 57; 6. И. Стодулка (ЧССР) — 45. Советские мотокроссмены выступали не по полной программе.КАРТИНГВ Москве, на 850-метровой трассе в Лужниках состоялся третий этап Кубка дружбы социалистических стран по картингу (класс 125 смЗ). Соревнования этого года прошли под знаком острой борьбы гонщиков ГДР и ЧССР, которые располагают картами современной конструкции с мощными (20—25 л. с.) двигателями «МЦет» и «Чезет». Победители первых двух этапов (в ПНР и ГДР) чехословацкие спортсмены Л. Бедржих и П. Петрашек приложили все усилия, чтобы повторить успех. Они встретили упорное сопротивление со стороны гонщиков ГДР Г. Шульца и Ю. Коха, которые по сумме четырех заездов заняли на этапе соответственно первое и второе места. Последующие четыре — у представителей ЧССР П. Кыселы, Л. Бедржнха, Ф. Дыкаста и П. Петрашека. Советские спортсмены, которые в прошлом постоянно добивались высоких результатов, в нынешнем году выступали слабо. В итоге они уступили на московском этапе своим соперникам. После трех этапов (из пяти) в личном зачете лидирует Ю. Кох. На всех трех этапах он занимал вторые места и набрал 885 очков. За ним идут: Г. Шульц—847 очков, Л. Бедржих — 833, П. Петрашек — 829. Ф. Дыкаст — 815 и польский спортсмен Т. Рыхтер — 784. В командном зачете впереди сборная ЧССР, далее — команды ПНР. гДр, ВНР и СССР.мотогонкиИз четырнадцати этапов первенства мира по кольцевым мотогонкам десять уже позади. На пятом этапе (Англия) погиб лидер чемпионата в классе 125 см 3 итальянец Жильберто Парлотти. Шестой этап (СФРЮ) закончился победой венгерского гонщика Яноша Драпаля на «Ямахе» в классе 350 см 3 . Наиболее представительными были гонки девятого этапа, проходившие на трассе «Заксенринг» в ГДР. В них приняли участие 135 спортсменов из 18 стран, среди которых были гонщики ГДР, ВНР, ЧССР, ПНР. СССР и Кубы. В классе 50 см' впервые стартовал советский гонщик Э. Борисенко, который занял седьмое место среди 37 спортсменов. На состязаниях в ГДР было рекордное количество зрителей — 330 тысяч. Десятый этап состоялся в ЧССР. После десяти этапов лидерами чемпионата в шести классах являются: 50 смзиспанец А. Ньето («Дерби»); 125 ом' — англичанин Ч. Мортимер («Ямаха»): 250 см ' — финн Я! Сааринен («Ямаха»); 350 и 500 см ' — итальянец Д. Агостини («МВ-Агуста») и 500 ом' с коляской — гонщики из ФРГ Г. Лутрингсхаузер и Ю. Кусник (БМВ).АВТОГОНКИНынешнее первенство мира по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 1 проходит, не в пример прошлым годам. на редкость в упорной борьбе. Технические показатели и возможности автомобилей теперь практически разлн чаются мало, и решающее значение при обретает мастерство гонщиков. Эти об стоятельства в большой мере укрепили значение чемпионата в мировом автомо* * *39