Продолжение. Начало — на стр. 1рыми, из отчета. Здесь лишь скажем, что на повторение маршрута в 3115 километров (2843 версты по-старому) у нас ушло 35 часов 17 минут. Средняя скорость составила 88,2 км/час (тогда 25 км/час), а расход топлива колебался от 7,9 на «Запорожце» до 11,2 л/100 км на «Волге» (в двенадцатом году были иные цифры: от 12 л/100 км на 22-сильном «Форде» до 33 л/100 км на 60-сильном «Пипе»). Всем автомобилистам знакомо это прекрасное ощущение дороги, непрерывного познавания нового. За 15 дней путешествия мы увидели и узнали много значительного, волнующего. На картесхеме указаны места, где мы побывали. Маршрут охватил множество «автомобильных объектов», и чем дальше наши машины отсчитывали километры, тем больше мы ощущали масштабность того, что сделано семьей братских народов. Говорят, обилие впечатлений притупляет' восприятие. Мы этого не замечали. Наши встречи в пути носили деловой, а не парадный характер. Беседы, интервью, кропотливый сбор материалов в юбилейные номера журнала и впрок. Но продуманный, казалось, во всех деталях график трещал у нас по швам — так много попадалось в пути интересного, чего нельзя было предусмотреть заранее. Приходилось то и дело тормозить, выскакивать из машины, щелкать затворами фотоаппаратов, пускать в ход диктофоны. А потом прижимать к полу педаль «газа» и наверстывать время. ...Машины у Марсова поля. На граните, между могил героев революции, ветер раздувает пламя вечного огня. Недалеко отсюда — легендарная «Аврора», возвестившая миру о начале новой, социалистической эры, которая принесла народам нашей страны свободу и равноправие и утвердила принципы ленинской национальной политики. На протяжении всего пути мы могли наблюдать действенность ее во всех проявлениях жизни. С чего же начать наши путевые заметки? С автозаводов? Автомобилей? Д о рог? Нет, это будет не совсем правильно. Автомобилизацию мы считаем неотъемлемой частью научно-технического прогресса, и все же символом ее является не машина, а человек, люди труда, создатели и повелители машин. Поэтому первое слово о водителях, о встречах с ними. Из Ленинграда наш путь лежит в Псков. Машины идут по тем местам, где молодая Красная Армия держала свой первый ответственный экзамен, защищая подступы к городу Ленина. У памятника на Пулковских высотах много-много автомобилей с военными номерами. Молодые воины принимают присягу. А через несколько часов встреча с теми, кто вот-вот станет в солдатский строй. В автомотоклубе ДОСААФ г. Острова вручают водительские удостоверения вчерашним курсантам. Печет солнце, жарко на улице. Но стоящие в строю ребята словно не замечают этого. Все «при параде» — в костюмах, белых рубашках Внимательно слушают • напутствие военкома, наставников. Радостью расцветают лица — в руках желанные права. В эти минуты каждый из нас вспоминает этот незабываемый день приобщения к великому братству водителей. Мы от души поздравляем молодых шоферов, дарим значки «За рулем», желаем счастливых дорог и... берем интервью. — Курсант Кортунов, — представляется нам паренек с умным серьезным лицом. — В вашей семье есть водители? — Нет, я первый выбрал эту профессию. — Что было для вас сложным, когда учились шоферскому делу? — Ничего. Никаких трудностей. Просто было очень интересно. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать водитель, чтобы работать безаварийно? — Быть внимательным, дисциплинированным, хорошо знать и выполнять правила. Те же вопросы мы задаем Александру Войтенко. Он тоже первый в семье шофер, профессия ему нравится. Чуть ли не со слезами просил в военкомате, чтобы послали в автомотоклуб. Учиться было легко. Главные качества водителя? Знание правил, осторожность, «не лихачить». Хочет работать только шофером. А вот мнение преподавателя И. А. Вишневского о своих бывших учениках: — Серьезные ребята. Учились не просто так, а с любовью. Ко всему проявляли интерес, а не только к вождению. И к устройству автомобиля, и к правилам движения, и к практическим занятиям. Нравится им специальность. Знаю, что ив армии и «на гражданке» будут трудиться отлично. На следующий день снова берем интервью. У монумента, сооруженного в честь 50-летия Советских Вооруженных Сил, повстречали военных водителей. Парни что надо! Сразу находим общий язык — автомобильной эрудиции их можно позавидовать. Знакомимся. Александр Мызников — из Новосибирска. Окончил техникум, автомеханик по профессии. Служит полгода. Не решил еще, будет ли работать после армии или продолжит учебу, уверен только, что здесь приобретет прочные водительские навыки. Нравится Псков — его памятники старины и революционного прошлого. Олег Писаренко из Ростовской области окончил Шахтинский автомотоклуб ДОСААФ . Здесь определилось его призвание: «Демобилизуюсь, вернусь домой, поступлю в автохозяйство». На вопрос, трудно ли в армии, ответил: «Думал, будет труднее. Спасибо клубу, его начальнику Мальченко Николаю Терентьевичу, инструкторам вождения Соколову и Донцову — многому и хорошо учили нас». Как и накануне, просим наставника сказать о своих подчиненных. Старший лейтенант Ломонович, выпускник Рязанского высшего военного автомобильного училища, доволен ребятами. — В общем ДОСААФ хорошо готовит водителей. Не жалуемся. Вот только на старых машинах. Здесь приходится их переучивать. Но водительская подготовка на должном уровне. Справляются с заданием ив трудных условиях, на учениях. Ни аварий, ни поломок... Может быть, ответы наших собеседников кому-то покажутся однообразными, даже скучными, но мы видим в них нечто значительное. А именно: автомотоклубы ДОСААФ сегодня занимают важные, можно сказать, ключевые позициив автомобильной жизни страны. Здесь получает водительскую закваску огромная масса молодежи. Здесь обретают шоферскую профессию те, кому предстоит трудиться за рулем тягачей, самосвалов, на важнейших плацдармах наших пятилеток. В этом году исполняется пять лет со времени принятия нового закона о всеобщей воинской обязанности. То, что мы увидели в автомотоклубах, лучшая иллюстрация к тому, как оборонное Общество, его кадры, выполняют закон. Времена, когда клубы ютились в коекак приспособленных помещениях, уходят в прошлое. Ныне автомотоклуб — это оснащенный современной учебной техникой комбинат, размещенный, как правило, в новом здании со своим архитектурным лицом. На нашем пути встретились такие клубы в Шяуляе, в Бресте. Мы знакомились7 yj>*У"*ЧВстречи в путиПулковские высоты. Тут наши воин» остановили вражеские полчища, рвавшиеся к городу Ленина. Теперь тут принимают присягу солдаты призыва семьдесят второго.Участник пробега испытатель Горьковского автозавода Ю. Егоров знакомит с «Волгой» военного водителя. Пятидесятилетию СССР посвящаются. На дороге Ужгород — Львов встретились две колонны: всесоюзной комсомольскомолодежной эстафеты, проходившей под девизом «Границу СССР охраняет весь народ», и журнала «За рулем». Город Остров. Во дворе автомотоклуба ДОСААФ вручают водительские удостоверения, грамоты, значки в присутствии офицеров военкомата. В Шяуляйском автомотоклубе есть все необходимое для того, чтобы готовить отличных водителей. Эту гоночную «Эстонию» мы встретили на шоссе под Валдаем. Брест. 22 июня 1972 года. Участники автопробега у музея Крепости-героя. Бойцы 33 национальностей и народностей защищали легендарную цитадель. В Минске у холма Славы мы встретили юных автомобилистов-москвичей. Сами понимаете, сделать это без солидной материальной базы невозможно. В первом приближении она у нас создана... Но вернемся на дорогу. Из калейдоскопа путевых впечатлений вспоминается один эпизод, в равной мере удививший и обрадовавший нас. На безлюдном участке шоссе за Валдаем мы увидели гоночный автомобиль. И не какуюнибудь самоделку, а фирменную «Эстонию». Мы успели только сделать снимок — машина, сорвавшись с места, унеслась вперед. Беседа не состоялась. Но сам по себе факт примечателен. Как глубоко проник сегодня автоспорт, как он популярен, если тихий Валдай растит гонщиков-кольцевиков. Дорога, дорожные встречи представили еще много доказательств этому. В Ужгороде, где с нашим участием проходило международное ралли журналистов, местный спорттехклуб буквально за один день проложил трассу, органис их работой, и не менее важным нам показалось, что наряду с классами программированного обучения, лабораториями, автодромами и др/гими атрибутами автомобильного учебного заведения семидесятых годов они располагают кадрами знающих педагогов — людей, влюбленных в дело, сознающих свою высокую ответственность перед страной за подготовку водителей. Но дорожные впечатления, какими бы яркими они ни были, все-таки мимолетны. Ориентируясь только на них, можно впасть в ошибку. Чтобы этого не произошло, берем еще одно интервью, на этот раз в Минске у председателя ЦК ДОСААФ Белоруссии генерал-майора В. Н. Савина. — Какое место сегодня занимает ДОСААФ республики в подготовке водительских кадров? — На протяжении нескольких лет, — говорит Виталий Николаевич, — преобладающую часть водителей для Белоруссии готовят учебные организации ДОСААФ — клубы, школы, спортивнотехнические клубы, а на крупных предприятиях — курсы по подготовке автои мотолюбителей. В 1971 году Совет Министров республики принял постановление, в котором определены задачи ДОСААФ по подготовке водительских кадров на пятилетку. Для каждого министерства и ведомства установлены контрольные цифры подготовки водителей. А ведется она на нашей базе, нашими кадрами, непосредственно в наших учебных организациях. Министерства и ведомства предоставляют, когда это требуется, учебные помещения, технику, агрегаты, запчасти, ну и, конечно, средства.зовал дополнительные соревнования, судейство. Мы беседовали еще с одним руководителем ДОСААФ , председателем ЦК ДОСААФ Литвы И. И. Жибуркусом. Нас интересовал вклад Общества в развитие спорта. Одна лишь деталь из беседы: на содержание детско-юношеской автомотоспорттехшколы республиканский комитет расходует ежегодно около 100 тысяч рублей. Бригада «За рулем» Продолжение в следующем номереL^Z^:.':^L.^I-^.:..-..2. «За рулем» № 10