22
23
НОВЫЙ ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯБ. ШУМИЛИН, заместитель министра внутренних дел СССРДевятую пятилетку, что подтверждают сводки Центрального статистического управления СССР, отличают очень высокие темпы развития (народного хозяйства, всех его отраслей. Но даже на этом фоне выделяется темп, взятый нашей автомобильной промышленностью. Ввод завода я Тольятти, строительство автогиганта а Набережных Челнах, реконструкция и значительное увеличение мощностей многих других предприятий создали объективные предпосылки для существенных структурных сдвигов в общей транспортной системе страны. Объем автомобильных перевозок быстро растет, все интенсивнее идет автомобилизация народного хозяйства. Значительное (увеличение числа автомобилей на наших дорогах, естественно, порождает определенные проблемы. Они достаточно сложны и остры. Главная из них, несомненно, в том, чтобы и при насыщенном автомобильном потоке сохранить и даже повысить скорость движения автомобилей, не поступившись ничем в вопросах безопасности водителей' и пешеходов. Не секрет, что некоторые исследователи считают эту проблему в принципе неразрешимой. Чем больше, мол, будет автомобилей, ч»>л выше будет их скорость, тем неотвратимее рост аварий и других дорожных происшествий. Такая точка зрения неверна по существу. Мы знаем по опыту, что там, где водители и пешеходы дисциплинированы и проявляют взаимное уважение, там, где уделяется максимум внимания организации автомобильного движения, аварийность неуклонно снижается. Другое дело, что повышение интенсивности автомобильного движения требует ряда новых, еще более действенных шагов для обеспечения его безопасности. Многое, очень многое предстоит «ще сделать, чтобы исключить или 'По меньшей мере снизить до минимума вероятность автомобильных катастроф. Фронт работ здесь широкий. Ведь известно, что безопасность движения зависит от очень многих факторовсостояния дорог, качества самих автомобилей, квалификации водителей, дисциплинированности пешеходов, четкости дорожных знаков и указателей и т. д. За последнее время удалось добиться заметного улучшения дела. Увеличилась протяженность улиц и дорог с твердым покрытием, более совершенными стали конструкции самих эвтомототранспортных средств. Свыше шести тысяч перекрестков в городах страны оборудованы светофорами для транспорта и пешеходов. Появились автоматы, которые не только управляют системой светофоров, но и информируют водителей о допустимой в данный момент скорости движения. В градостроительстве все чаще транспортные пересечения и пешеходные переходы создаются на разных уровнях, только в Москве таких сооружений больше двухсот. Проблема дорог пока остается одной из самых острых. Правда, намечен довольно обширный плен дорожного строительства. Только в РСФСР за нынешнюю пятилетку предполагается 'проложить около 60 000 (километров дорог с твердым покрытием. Однако дорогу еще следует обустроить таким образом, чтобы упорядочить движение, повысить его безопасность, в РСФСР на эти цели за пятилетку будет отпущено около 400 миллионов рублей. Эти вложения быстро окупятся. Примерные расчеты показывают, что обустройство дороги с целью повысить безопасность движения увеличивает сметную стоимость каждого километра всего на 7—10 процентов, зато ее пропускная способность возрастает до 25 процентов. Во всех республиках, краях и областях, на наш взгляд, целесообразно разработать комплексные планы безопасности движения и действовать в строгом соответствии с этими планами. В деятельности Министерства внутренних дел СССР и его Государственной автомобильной инспекции вопросы организации движения постоянно находятся в центре внимания. Органы ГАИ получают в свое распоряжение все больше современной техники, улучшился кадровый состав всех ее служб. Разнохарактерность задач, стоящих перед ГАИ, потребовала привлечения многих специалистов. Здесь сейчас работают конструкторы и юристы, инженеры-дорожники и физиологи, педагоги и специалисты в области психологии, да и инспектор дорожного надзора, как правило, имеет среднее, а то и высшее образование. вместе с тем Госавтоинспекция МВД СССР еще не обеспечила безупречного контроля за соблюдением правил дорожного движения. Должностные лица ГАИ не всегда правильно используют предоставленные им права, а иногда при пользовании нормами ответственности за нарушение правил дорожного движения допускают нарушение законности. МВД СССР принимает необходимые меры к устранению этих недостатков в работе Госавтоинспекции. •Повысился уровень аналитических исследований для разработки мер и средств повышения безопасности движения. весомый вклад в эти исследования вносят, в частности, особые группы организации движения, созданные при Госавтоинспекциях республик, краев, областей и городов. (Их обоснованные рекомендации эффективно используются архитекторами, строителями дорог, работниками автохозяйств, выработке таких рекомендаций во многом способствует и недавно вееденая единая система учета дорожно-транспортных происшествий. Следующий шаг — введение единой автоматизированной подсистемы сбора, обработки и анализа информации Гос аа той нспекци и. Действенной формой работы по профилактике дорожных происшествий стали традиционные декадники и месячники, проводимые «о всех республиках и областях. Достаточно назвать хотя бы такие цифры: за время проведения месячника по безопасности движения с 15 мая по 15 июня нынешнего года количество дорожно-транспортных происшествий в стране снизилось <на 16,1 процента, а число погибших — на 21,4 процента. Наконец -нельзя не сказать о новых Правилах дорожного (Движения, вводимых с1 января 1973 года. Отныне эти единые Правила обязательны для водителей всех транспортных средств, независимо от того, где они движутся — по дороге или заводскому двору, на улице или в поле. Формулировки новых Правил отличаются (большей четкостью и полнотой. Особенностью (нового документа является еще и то что он, не снижая требований безопасности, даже ужесточая их, одновременно создает дополнительные условия (для (использования скоростных качеств автомобиля. Все, что сделано для повышения безопасности автомобильного движения, дает свои результаты. Как свидетельствует статистика, за шесть месяцев нынешнего (года по сравнению с тем же периодом прошлого количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 3, (число погибших — на 5, а раненых — на 2 (процента. Цифры обнадеживающие, и все-таки мы пока (не можем сказать, что использованы все возможности для дальнейшего улучшения дела. Абсолютное число аварий все еще велико. К тому же постоянный (рост автомобильного парка усложняет -проблему, делает ее еще более многогранной. Отсюда вытекает (необходимость в самых разнообразных формах и средствах ее решения, в дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения. Прежде всего нам предстоит объединить усилия многих организаций в борьбе за безопасность дорожного движения, скоординировать предпринимаемые меры, обеспечить четкий государственный контроль сверху донизу за выполнением всеми ведомствами и организациями неотложных задач в части организации движения. По-новому решается вопрос о месте ГАИ в общем комплексе этих работ. Государственной автомобильной инспекции даны дополнительные права и обязанности, расширены ее •контрольные функции. ГАИ МвД СССР становится главным организующим центром всех мероприятий, проводимых с целью повышения безопасности движения. Важные поручения даны сейчас Госплану СССР, Министерству автомобильной промышленности, Министерству приборостроения и средств автоматизации, организациям, ведающим автомобильными хозяйствами, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству просвещения и др. Известно, что при современном интенсивном дорожном движении никак не обойтись без дополнительных затрат на устройство, скажем, пешеходных тоннелей, специальных полос на подъемах для тяжеловесных транспортных средств, площадок отдыха на скоростных магистралях. Между тем, до последнего времени строители, мягко говоря, неохотно шли на такие расходы. На то были свои, в известной мере объективные причины — затраты на строительство и реконструкцию сооружений в интересах безопасности общими сметами обычно не учитывались. Теперь установлено, что ассигнования на эти цели будут включаться в сметы строительства и реконструкции (улиц и дорог. Государственной автомобильной инспекции предстоит выработать оптимальные нормативы на сооружение скоростно-переходных участков дорог (у перекрестков), заездных («карманов» для маршрутного транспорта общего пользования, велосипедных и пешеходных дорожек, подземных переходов. Надо сказать, что подготовка этих нормативов дело вовсе не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Современная транспортная магистраль с интенсивным движением — весьма сложная система, взаимные связи и закономерности, (несомненно, существующие и здесь, требуют глубоких и разносторонних научных исследований. А вот кадров для проведения таких исследований, для последующего претворения в жизнь научно обоснованных рекомендаций у нас, к сожалению, очень мало. Их пока не готовит ни одно учебное заведение. Однако в ближайшие годы положение изменится: начиная с 1973/74 учебного года предусматривается подготовка специалистов высшей и средней (квалификации по дорожному движению. С увеличением скоростей движения возрастают и требования к надежности транспортных средств. Проблема эта делится на две части. С одной стороны, необходимо добиться такого положения, чтобы на магистрали не появлялся ни один автомобиль даже с мелкими техническими неисправностями. С другойпришла пора (подумать о дальнейшем совершенствовании конструкции автомобилей и мотоциклов. Любой автоинспектор расскажет о десятках зафиксированных им самим случаев, когда и водители-профессионалы и автолюбители выезжали из гаражей на явно неисправных автомобилях. Махнув рукой на «мелкий» дефект своего автомобиля — авось обойдется! — и сэкономив полчаса, человек затем расплачивается за это жизнью или здоровьем, подвергает огромному риску других. Но, точности ради, надо сказать, что не всякую неисправность можно установить визуально «на глаз». Нужна специальная аппаратура, а ее не хватает даже в автохозяйствах. С будущего года в крупных автомобильных хозяйствах, имеющих двести и более машин, начнется монтаж специальных диагностических постов. Оснащенные современным точным оборудованием и приборами, эти посты позволят контролировать техническое состояние транспортных средств перед выходом на линию. Очень важно, чтобы союзные ведомства, республиканские и областные организации не затягивали эту работу на долгие сроки. Что касается Госавтоинспекции, то ей поручено создать крупные экспериментальные диагностические станции для выборочной проверки автомобилей. Первые четыре запроектированы в Москве, Ленинграде, Киеве и Ростове-наДону. В дальнейшем, когда количество диагностических станций увеличится, на них будут проводиться и ежегодные технические осмотры автомобилей. Ряд новых задач у автомобилестроителей. На наш взгляд, тщательной ревизии требуют многие узлы современных автомобилей. Процент быстроходных автомобилей в автомобильном парке страны все время растет. И это хорошо: чем больше скорость движения, тем быстрее доставляются потребителю важные народнохозяйственные грузы, тем выше оборачиваемость средств и ниже расходы. Но высокая скорость — это и дополнительная угроза безопасности. Конструкторы многих стран сейчас настойчиво ищут пути нейтрализации той опаоности, какую таит в себе скоростной автотранспорт. При создании автомобилей все шире используются безосколочные стекла, ремни безопасности для водителей и пассажиров, энергопоглощающие бамперы и рулевые колонки, многое другое. Работы в этой области проводятся иу нас. Однако такого рода поиски должны идти гораздо более интенсивно, а лучшие решения находить широкое практическое применение куда быстрее, чем это происходит в настоящее время. К началу нового, 1973 года в Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР необходимо представить проекты стандартов на безопасные конструкции автомототранспортных средств, их отдельных узлов и агрегатов. Стандарты должны отвечать требованиям соответствующих международных соглашений, в частности Конвенции по дорожному движению, которая была принята ООН. В разработке проектов стандартов активное участие примет и Госавтоинспекция. С участием работников ГАИ будут проводиться также испытания образцов новой автотранспортной техники, их приемка. За последнее время советские специалисты создали немало оригинальных и достаточно эффективных технических средств регулирования дорожного движения. в их числе, например, универсальные системы автоматического регулирования на перекрестках. В Алма-Ате идет подготовка к монтажу одной из последних новинок. Это автоматическая система под названием «Город». Она обслуживает одновремено до 120 перекрестков. €сли принять во внимание только один фактор — предупреждение потерь времени вследствие заторов транспорта на перекрестках, то и тогда экономиче-23