15
16
17
'Строки из писемЯ работаю автомехаником и имею автомобиль «Жигули». Много бываю в поездках, поэтому часто приходится обращаться на станции техобслуживания. С сожалением отмечаю, что честное выполнение обязанностей, вежливость, внимательность еще не для всех работников этих предприятий стали нормой поведения. И потому особенно приятно рассказать о станции технического обслуживания в г. Новошахтинске. Директор этой станции Стрельников Анатолий Федорович и мастер Ганус Владимир Васильевич сами очень внимательны к посетителям и требуют такого же отношения к ним со стороны рабочих. Они лично тщательно следят за качеством ремонта, и автомобили выходят за ворота только после всесторонней проверки. без недоделок. Я разговаривал с владельцами машин. водителями, присутствовал на производственном собрании работников СТО, слышал их выступления. Все свидетельствует о том, что здесь правильно понимают свои задачи и успешно с ними справляются. Прошу через журнал передать работникам этой станции мою благодарность и пожелание работать так и впредь. Ростовская область, г. Шахты П. БАКЛАНОВФото С. ТапиинаВпереди — дорога. Коварная зимняя дорога, местами мокрая, местами покрытая снегом, местами скользкая. Но зимний путь не страшен для тех, кто к нему подготовлен. Для того, чтобы вы возвратились домой на исправной машине, можно привести несколько советов. Не разгоняйтесь быстро по скользкой дороге, так как при этом почти неизбежен занос. Будьте особенно внимательны при проезде перелесков: если в поле дорога сухая, то в лесу нередко покрыта льдом, и торможение в этом случае недопустимо. Не тормозите резко! При таком торможении легко потерять контроль над автомобилем; несмотря на антиблокировочное устройство, его может занести. Не забывайте, что следующие сзади вас автомобили других моделей имеют менее эффективные тормоза. Намереваясь замедлить движение, чаще используйте торможение двигателем, переходя на низшие передачи, но при этом не отпускайте резко педаль сцепления. Если начался занос, исправляйте положение рулем, но не тормозами! При любом замедлении движения (мотором или тормозами) предупредите о своих намерениях следующих сзади водителей, слегка тронув несколько раз (не тормозя, а только включая стоп-сигнал) ногой педаль тормоза. Во многих городах (особенно в западной части страны) сохранилась брусчатка — красивое и прочное, но очень коварное зимой покрытие. Ведите машину по брусчатке так же, как по льду: не дергайте рулевое колесо, не увеличивайте резко оборотов двигателя, не тормозите интенсивно. Заснеженные участки дороги преодолевайте с ходу, не останавливаясь на них. Заблаговременно включив низшую передачу, двигайтесь уверенно, не увеличивая резко оборотов, чтобы избежать буксования. Если все же застряли, убедитесь, что колеса не вывесились. В этом случае не следует нервз*ничать и выжимать из двигателя предельные обороты: так вы только уменьшите свои шансы на продолжение путешествия. Целесообразнее достать лопату из багажника (а ее всегда нелишне иметь с собой, благо емкость багажника достаточна) и отбросить снег, который мешает движению. Дело сложнее, когда слой снега глубок. В этом случае нужно подложить под колеса доски, ветви или иные твердые предметы. При вынужденной буксировке автомобиля не забывайте, что его буксирные проушины непригодны для плохих дорог. В этом случае трос (а еще лучше — капроновый канат) привяжите спереди за нижний рычаг подвески. Езда ночью так же безопасна, как и днем, только в том случае, если приборы освещения и световой сигнализации исправны, правильно отрегулированы и вы грамотно пользуетесь ими, учитывая возможности автомобиля и свои собственные. Не забывайте, что перед нитями накаливания ближнего света у автомобиля «Жигули» установлены экраны, ограничивающие верхнюю часть светового потока. Если вы не уверены, что дорога впереди свободна, при движении с ближним светом сбавляйте скорость до величины, обеспечивающей остановку, когда в освещенной части дороги внезапно увидите препятствие. Находясь за рулем, не отвлекайтесь. Отрегулируйте сиденье и спинку так, чтобы тело не было стесненным. Чем сложнее дорожные условия, чем хуже видимость — тем ближе к ветровому стеклу должны быть глаза водителя. Поэтому положение сиденья и его спинки нужно корректировать, применяясь к конкретной обстановке. Вы, конечно, обратили внимание на то, что здесь советы далеко не на все случаи жизни. Мы коснулись лишь тех моментов, которые в той или иной мере связаны с «Жигулями» и с зимой. Счастливого вам пути!Свою «Тулу-200М» я приобрел в 1966 году. С тех пор по разным дорогам наездил 50 тысяч километров. Участвовал во Всесоюзных заочных соревнованиях автомототуристов, организованных журналом «За рулем» в 1968—1969 гг. Трижды был на Алтае, знаю горные дороги и перевалы. Добрались мы с «Тулой» и до Черного моря, пройдя за 15 трудных дней длинный маршрут, на котором встретились и глина Сибирского тракта. и пески, и «тягуны» Урала, и жар Волжских степей. Но ни разу мотороллер меня не подвел. Особенно нравится мне надежная работа двигателя и коробки передач. С таким «сердцем» можно не бояться дальних дорог! И я смело строю новые планы: хочу проехать по Саянскому кольцу, побывать в ленинских местах Красноярского края. Ну а тем. у кого не ладятся отношения с мотороллером, хочу сказать: любите свою машину, будьте к ней внимательны и заботливы — и она отблагодарит вас долгой и безупречной службой. А. БАСТРЫГИН. преподаватель музыкальной школы Кемеровская область, г. БеловеПо следамнаших выступлений «ДВА + ДЕВЯТЬ = НОЛЬ»ЛПод таким заголовком была опубликована в мартовском номере критическая заметка о мытарствах жителя поселка Соловьевск Амурской области А. Грудинина, который полтора года не мог получить лобовое стекло для «Запорожца» (оно было разбито при транспортировке машины по железной дороге). После вмешательства журнала А. Грудннину выслали стекло. Редакция получила и ответ Главного управления по производству легковых автомобилей и автобусов Министерства автомобильной промышленности СССР. Заместитель начальника Главка Л. Рождественский сообщил, что, рассмотрев заметку «Два + девять - ноль». Главк дал указание заместителю директора Запорожского автозавода «Коммунар» Агафонову Н. Н. не допускать впредь подобных случаев. Кроме того. тов. Агафонову дано указание отгружать наложенным платежом поврежденные в дороге детали с отправленных заводом автомобилей сразу же после получения копии коммерческого акта.15 Зима для автолюбителя — время больших работ. Настоящие энтузиастысамоделыцикв заранее намечают, что надо сделать, подбирают техническую документацию, материалы... Какие работы наметили вы? Все больший интерес вызывают самодельные прицепы к легковым автомобилям. Складные дачи, устройства для транспортировки моторных и парусных лодок часто встречаются на дорогах, буксируемые самыми обычными «москвичами», «волгами», «победами». Как правило, конструкция подобных прицепов несложна. Разработка ее ш воплощение в металл не вызываютюлНА БУКСИРЕвопросов. По частя конструкции у каждого свои запросы. Важно только позаботиться, чтобы она принципиально соответствовала «Требованиям «а прицепы для легковых автомобилей» (см. «За рулем», 1970, № 9 и 12). Трудности подстерегают конструктора прицепа, когда он доходит до сцепного устройства. Дело в том, что часть его, а именно сцепной шар, жестко регламентирована ГОСТом («За рулем», 1970, № 12), а вот ответную половину удается сделать не всем. Многие читатели обратились в «Клуб «Автолюбитель» с просьбой дать полную конструкцию сцепного устройства. Сегодня мы предлагаем вниманию будущих владельцев прицепов два варианта такого устройства. Первый разработан В. И. РЫБНОВЫМ и Г. В. ПРОХОРОВЫМ, второй — Я. М. MOBШОВИЧЕМ. Достоинство первого устройства — в гарантированном беззазорном соединении шара с ответной частью сцепки, надежности, простоте эксплуатации. Второе сцепное устройство — проще конструктивно, но требует периодической проверки и устранения люфта в узле шар — полусферы подтягиванием гайки.Г5Ш ю.20 1 . - • 1з5 . RH ^L. •й6Jilt 167£\э|45'£"&f.—-,»325 _u{tа/fcrл/*1/125—ТЧ тцш1_5D 140(/ * » • *•сВидАь. 35.Ц-^гiЧ1Предложение первоеСборочный чертеж и деталировка сцепного устройства: 1 — шар; 2 — труба в сборе (а — вкладыш; б ив — труба; г — ухо); 3 — неподвижный вкладыш; 4 — рычаг; 5 — демпферпредохранитель; 6 — специальный болт; 7 — простой болт М10; 8 — фланец; 9 — пружина; 10 — подвижный вкладыш со штоком.©JS.а7 iw1 ПУlо• &лs я «i Jiu_5U 1Мы в равной мере делим свои симпатии между автомобилем и моторной лодкой. На первый взгляд все очень просто — лодка доставляется к любому водоему при помощи машины. Но как? Понадобился специальный прицеп, за изготовление которого вы взялись своими силами. Прежде чем перейти к сцепному устройству, несколько слов о прицепе (см. фото). Он сварен из труб и угольников. Колеса и шины размером 5,00—10 от серпуховской мотоколяски. Подвеска независимая, с качающимися рычагами и пружинно-гидравлическими амортизаторами от мотоцикла «Паннония». Конструкция понятна из фотографии. Кронштейны подвески приварены к трубе-дышлу. С рычагами они соединяются болтами через резиновые втулки, такие же, какие служат для крепления рессор «Москвича-407». Два габаритных фонаря на крыльях, они же указатели поворота и стоп-сигналы, и фонарь освещения номерного знака на специальном кронштейне составляют необходимый минимум светотехнического оборудования прицепа. Подключаются лампы параллельно соответствующим фонарям автомобилятягача специальным разъемом.*6 Здесь хорошо видны основные элементы конструкции прицепа основание, качающиеся рычаги, амортизаторы.Вот основные параметры нашего лодочного прицепа: Длина — 2700 мм, ширина — 1470 мм, дорожный просвет — 220 мм, колея — 1300 мм, вес — 80 кг, грузоподъемность — 250 кг. Теперь переходим к интересующему всех узлу — сцепному устройству. Изучив чертежи, вы, вероятно, уже разобрались в его конструкции. Сцепной шар 1 зажимается между неподвижным вкладышем 3, которыйвварен в трубу 2, и подвижным вкладышем 10. Его непрерывное поджатие происходит за счет пружины 9 (усилие сжатия 40—45 кг), опирающейся на фланец 8. Движение подвижного вкладыша 10 контролируют рычаг 4и демпфер 5. С трубой-дышлом сцепное устройство соединяется двумя болтами — специальным би обычным 7. Все детали кроме рычага 4, изготавливаются на токарном станке и после соответствующей термообработки хромируются или кадмируются. Мы пользуемся лодочным прицепом с таким сцепным устройством уже не один год. Неполадок не было. Конечно, обязательно нужно застраховаться от каких-либо случайностей дополнительным буксирным тросом или цепью, закрепив их таким образом, чтобы прицеп ни при каких обстоятельствах не оторвался и не уткнулся дышлом.Предложение второеЭта конструкция, пожалуй, наиболее проста. Основная деталь — корпус 1 — изготовлена из сталь^ ной бесшовной холоднотянутой трубы размером 70X10 (ГОСТ 8734-58). Обработка ее делается на токарном станне. Резьба под гайну 3 тугая, М68Х2. Окно обрабатывают пальчиковой фрезой, после чего острые кромки нужно притупить, чтобы предупредить подрезку шейки шарового пальца 8. Вкладыши 2и7 — ответственные и, пожалуй, самые сложные детали устройства. Они должны быть изготовлены из стали 40Х (ГОСТ 4543-61) или другой марки, обладающей теми же качествами. Обработку вкладышей, так же кан и корпуса, ведут на токарном станке. Выточки под шаровой палец выбирают зенкером. Обратите внимание на 8-миллиметровые фаски. Они нужны, чтобы палец мог поворачиваться в вертикальной плоскости. Оба вкладыша следует закалить до твердости HRC-65. В правом 7 сверлят отв#рстие и нарезают резьбу М8. Он фиксируется в корпусе 1 болтом 6. Тот же болт 6 служит для фиксации накладки 4, дополнительно закрепленной болтом 5. Накладка — из стали Ст. 3. Обратите внимание на то, чтобы ее запирающаяся часть хорошо подошла к шлицам-пазам гайки 3. Гайку 3 вытачивают из круглого стального (Ст. 3) прутка диаметром 90 мм. Внутренняя резьба тугая, М68Х2, шлицы нарезают на фрезерном станке. Как работает сцепное устройство, ясно из сборочного чертежа. Шар 8 зажат между вкладышами 2и 7. Левый подвижный вкладыш 2 поджимается к шару гайкой 3. Накладка 4 фиксирует гайку 3, обеспечивая стабильное, надежное соединение частей сцепного устройства. В свою очередь, болты 5ив гарантируют фиксацию накладки 4. Перед соединением замка нужно заложить в него консистентную, желательно тугоплавкую смазку типа 1-1ЗЖ или ЛИТОЛ-24. Подумайте и об уплотнении окна в корпусе для того, чтобы на трущиеся поверхности (детали 2, 7 и 8) не попадали пыль и влага, а смазка не вытекала из полости корпуса 1. Для этого можно приспособить какую-либо резиновую манжету и завернуть сверху соединение полиэтиленовой пленкой. И наконец, о креплении замкового устройства к прицепу. Об этом наждый из вас должен подумать сам, тан же кан о страховке тросом или цепью (это обязательно). Помните: надежность и прочность вашей конструкции — залог безопасности и для вас и для окружающихWZZZZL1с* жfс|п\&ъ г/V vЛ. , 192"4=.50г*5_ЫС-.>-Ч| i105«Г7П>. *» * * - < »E^5Сборочный чертеж и деталировка сцепного устройства: 1 — корпус; 2 — левый вкладыш; 3 — гайка; 4 — накладка; 5 — болт Мб; 6 — болт М8; 7 — правый вкладыш; 8 — сцепной шар. Размеры, помеченные на чертежах звездочкой, даны для справок.f17—soЩ-4(is!"