.ч>*^**.•1ь)Чь\>.Ив^вв-^:•85^73Победный дубль советских раллистов32Команда советских раллистов после возвращения с «Рейда Польского». Фото В. ШиршоваНаша славная раллистская дружина, на счету которой успешные выступления в марафонах Лондон—Сидней, Лондон—Мехико, «Туре Европы» и других крупных международных соревнованиях, прибавила в нынешнем году к своему послужному списку убедительные победы на автомобильных ралли «Золотые пески» в Болгарии и «Рейде Польском» в Польше. К первому состязанию советскую команду готовил и сопровождал заслуженный тренер СССР Р. Чертов, ко второму — заслуженный тренер СССР К. Сочнов. Мы попросили их рассказать о соревнованиях, а затем ответить на несколько вопросов. Р. ЧЕРТОВ, заслуженный тренер СССРПрошло немногим более года, и наша сборная команда вновь прибыла в гостеприимную Болгарию на автомобильное ралли «Золотые Пески». Как известно, в прошлом году советские спортсмены выступили здесь успешно («За рулем», 1971, № 9), завоевав второе общекомандное место и получив серебряные и бронзовые медали в классе. Естественно, хотелось показать результаты не хуже, хотя мы и понимали, что теперь все будет гораздо сложнее: ведь ралли «Золотые Пески», проводившиеся в третий раз, ныне были одним из этапов чемпионата Европы, где, как всегда, накал спортивной борьбы исключительно велик. За несколько дней до начала соревнований наша делегация проехала в колоннах автомобилистов на праздник, посвященный 90-летию со дня рождения Георгия Димитрова, в деревню Ковачевцы — на родину великого болгарского революционера. Мы посадили деревья в парке, участвовали в торжественной «вечерней зоре». Все наши спортсмены глубоко благодарны болгарским друзьям за честь быть приглашенными на этот замечательный праздник. Хотя организатор ралли — Союз болгарских автомобилистов (он образован на основе Болгарского автомобильного туринг-клуба) — включил в трассу соревнований много новых дорог, однако по-прежнему было два этапа. Первый, наиболее трудный, начинался на курорте Золотые Пески около Варны и заканчивался в Софии. Особенно сложной была вторая его часть, включавшая прошлогодний вариант дорог в районе Габрово и вершины Столетова. Именно здесь опоздания и полученные за них штрафные очки во многом определяли успех или поражение в этом соревновании. Трудные участки встречались также в районе Софии В на горных дорогах, новых для нас. Таким образом, в первый этап ралли протяженностью около 1300 километров входили семь отрезков, где явно невозможно было уложиться в установленное время, и девять коротких (10—20 километров) скоростных участков, где участникам предстояло показать максимальную скорость. Результаты соревнования на этом этапе и на кольцевой гонке в Варне перед стартом на трассу и определяли распределение мест в зачете Кубка социалистических стран. Второй этап, начинавшийся в Софии, входил уже в программу чемпионата Европы. Он состоял из пяти скоростных гонок и 16 участков общей протяженностью около 800 километров и заканчивался в Золотых Песках. Всю его дистанцию нужно было пройти ночью. Полностью мы оценили предстоящие трудности после семидневной тренировки на самой трассе. Это была настоящая напряженная работа: уже в 6—7 часов утра наши спортсмены выезжали на тренировочных автомобилях и возвращались лишь с наступлением темноты. Мы внаем, что без такой серьезной подготовительной работы рассчитывать на успех в столь сложных соревнованиях нельзя. Сейчас любой гонщик, стремясь к победе, надеется не только на надежность машины и виртуозность своих водительских качеств. Словом, к дню старта мы были во всеоружии, в деталях знали, что нас ожидает, ориентировочно определили возможные опоздания на каждом контрольном пункте, на всех скоростных и трудных дорожных участках записали подробнейшую легенду, которая фиксировала не только сложность любого поворота трассы, но и все серьезные неровности или повреждения дорог. Был намечен и подробный план технического обеспечения. И вот на старте 61 автомобиль из 10 стран. В нашем классе (от 1301 до 3 1600 см ) представлено 11 : «Рено-12гордини», БМВ-1600, ФИАТ-125, «Москвич-412» (основные машины — производства АЗЛК). Кубок социалистических стран оспаривают пять национальных команд—Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР. Кубок фирм, производящих автомобили, — три команды, в том числе и сборные, составленные из спортсменов разных стран, на автомобилях «Порше». В зачете среди клубов заявилось шесть коллективов. Среди них «Автоэкспорт — Автоклуб СССР». Ралли начались кольцевыми гонками, проводившимися по классам отдельными заездами. Они как бы определили, насколько мощную и скоростную машину имеет каждый экипаж, каково мастерство водителей. Но гонка не давала ответа на главный вопрос — насколько машина надежна для прохождения большой и сложной трассы. На кольце мы не были лидерами: наши автомобили по скоростным качествам уступают многим зарубежным специально-спортивным образцам. Мощные «Порше», «Рено-альпины», «БМВ-альпины», да и новые «Фордкапри-спорт 2,6», «Рено-12-гординиспорт» были на кольце вне конкуренции. Но нашим многочисленным болельщикам — советским туристам и болгарским друзьям — мы говорили: наберитесь терпения, впереди еще большая трасса, и посмотрите на финише, приедут ли туда многие из блеснувших сегодня машин. Кольцевые гонки проходили в интереснейшей борьбе. Самым захватывающим был заезд наиболее быстрых автомобилей «Порше». Несмотря на острейшую конкуренцию, с каждым кругом становилось очевиднее преимущество большого мастера С. Засады, который и показал лучший результат. Первая ночь сложилась для нас несколько лучше, чем в прошлом году, но все же из-за технической неисправности выбыл один экипаж, и в нашей команде осталось четыре автомобиля (зачет был по трем). Правда, положение остальных команд тоже осложнилось: польские спортсмены потеряли экипаж, и еще одна машина, образно говоря, была в агонии (у ней забуксовал диск сцепления, и с каждого пункта она трогалась с места только с посторонней помощью), плохи дела были иу болгарских раллистов, лишившихся двух автомобилей. Блестяще шел С. Засада. Он прочно захватил лидерство. Среди наших прекрасно выступал экипаж В. Бубнов — А. Печенкин, в абсолютном зачете онвходил в десятку лучших и претендовал на победу в классе. Но перекресток дорог в 150 километрах от Софии принес серьезные тревоги и огорчения. Бубнов не прошел его ни в то время, когда мы его ждали, ни через полтора часа, являвшихся пределом допустимого опоздания. Выяснилось, что из-за ударов на сложном скоростном участке был поврежден сальник и выбросило всю смазку. Экипаж прибыл на финиш этого самого спецучастка вовремя, но от перегрева заднего моста машина оставляла за собой шлейф дыма. А это означало, что в нашей команде осталось всего три зачетных автомобиля и любая дальнейшая неудача или сход лишали нас каких-либо шансов на успех в командной борьбе. Но вот София — финиш первого этапа, где определялись победители Кубка социалистических стран. В первую очередь смотрим, кто доехал. В польской команде тот автомобиль с неисправным сцеплением сошел с трассы, венгры лишились третьей зачетной машины, коллектив ГДР имел четыре экипажа. Значит, теперь все зависит от того, у кого автомобили прошли лучше. Соревнования второго этапа, входившие в зачет чемпионата Европы, не принесли особых изменений, так как все участники, пройдя тяжелые испытания, решили больше не рисковать и добраться обязательно до финиша. В Золотые Пески к нему благополучно прибыли 23 автомобиля, хотя все и получили дополнительный груз штрафных очков за опоздания. Дошли и наши три машины. И вот подсчет, произведенный судейской коллегией, показал, что результат наш самый ыысокий. В итоге все командные первый места завоеваны советскими гонщиками. Четыре приза, врученные нам на заключительном торжественном вечере, означали победу на этапе розыгрыша Кубка социалистических стран, первое место в автомобильном ралли «Золотые Пески», лучший результат команды «Москвич» среди фирм и успех команды «Автоэкспорт — Автоклуб СССР» среди клубных коллективов. В личном зачете наш экипаж С. Брундза — В. Ковтун завоевал серебряные медали в своем классе, Л. Потапчик — Ю. Полторацкий — бронзовые и 10. Козлов с В. Ильиным заняли четвертое место. Абсолютную победу одержал С. Засада. Золотую медаль в нашем классе получил югославский гонщик Я. Поликович, занявший третье место в абсолютном зачете. Итак, наше второе выступление в Болгарии ознаменовалось несомненным успехом. Нас тепло приветствовал весь зал, когда советские раллисты в полном составе выходили на сцену получать все первые командные призы. В заключение хотелось бы отметить дружеские отношения между участниками, судьями и организаторами. Второй год никаких протестов, апелляций, хорошо поставленная служба оповещения, четкая фиксация результатов механизированной системой печатающих часов, желание судей и организаторов во всем помочь спортсменам, ответить на все их вопросы, дать любые разъяснения. Было бы хорошо, чтобы многое из этого переняли наши судейские коллегии и организаторы ралли.33 К. СОЧНОВ, заслуженный тренер СССРРалли «Рейд Польский» ныне проводилось в 32-й раз. Эти соревнования пользуются широкой известностью в мире автомобилистов и являются одним из этапов ежегодного чемпионата Европы для водителей. Трудность их заключается в том, что участники здесь встречают очень жесткие скоростные режимы дорожных испытаний, обилие узких и извилистых, круто сбегающих вниз и резко поднимающихся в гору лесных дорожек, большое число скоростных участков, расположенных в самых сложных местах трассы. Дебют советских спортсменов на этих соревнованиях состоялся в 1964 году. Хотя наши гонщики не имели опыта выступлений в крупных международных ралли, тем не менее к удивлению многих экипаж Э. Лифшица и В. Олеки на «Москвиче-407» занял первое место в классе. Через два года В. Егоров — В. Данильчев («Мооквич-408») и X. Рюютель—Г. Хольм («Волга» ГАЗ-21) повторили этот результат. И наконец, в прошлом сезоне советская команда на «москвичахИЖ-ралли» впервые в истории нашего автомобильного спорта выиграла приз заводской марки. И вот 32-й «Рейд Польский». На старте 107 автомобилей из 12 стран. Среди участников трехкратный чемпион Европы С. Засада (Польша), его земляки А. Сморавинский, К. Комарницкий и Р. Новицкий, лидер чемпионата Европы 1972 года Р. Пинто, известные гонщики П. Хоммель (ГДР), Л. Тромбото (Италия), Ф. Аттила (Венгрия), В. Рерль (ФРГ). Советская команда выступает шестью экипажами на автомобилях, вновь подготовленных Ижевским автопроизводством. Через 43 минуты после первого участника под бурную овацию зрителей ушел на трассу ярко-оранжевый «Москвич», за рулем которого чемпион СССР 1971 года С. Брундза со штурманом А. Брумом. Первый скоростной участок. Стасис преодолел его безукоризненно, показав пятый результат. Это 'всего на 28 секунд хуже времени Р. Пинто («ФИАТ-124-спайдер», мощность двигателя около 200 л. с ) . Главные трудности участники встретили в первую же ночь. На отрезке в 460 километров организаторы соревнований расположили 10 пунктов контроля времени и 14 специальных участков. И вот один за другим прибывают автомобили. Короткая, но очень нужная встреча с сервисом. Механики мгновенно осматривают машины, тут же устраняют возникшие неполадки, проверяют смазку во всех агрегатах, работу основных механизмов, до абсолютной прозрачности протираются лобовые стекла, фары, прожектора. Гонщики, обжигаясь, успевают выпить чашку кофе, надевают шлемы, перчатки, включают переговорное устройство и на полных оборотах двигателей исчезают в ночи. Утром стало известно, что последний пункт контроля времени этого трудного участка прошло меньше половины экипажей. Но все шесть советских продолжают борьбу. В лидирующей группе прочно закрепились С. Брундза — А. Брум и их товарищи В. Спрукт — А. Калнайс, Л. Морозов — С. Яковлев. Не повезло в эту ночь экипажу Л. Потапчик — А. Римонис. На скоростном участке в трех километрах от финиша вдруг спустило колесо. Узкая лесная дорога с мягкими глубокими кюветами по сторонам, а также идущие с минутным интервалом автомобили других участников не позволили нашему экипажу остановиться. Машина пришла на финиш, сопровождаемая густым шлейфом дыма от едва не вспыхнувшей шины. Снять колесо спортсменам удалось только через 35 минут, так как обод завальцевался от ударов о камни и обхватил тормозной барабан. Получив изрядное количество штрафных очков за опоздание на KB, экипаж практически потерял надежды на высокое личное место, и его единственной задачей стало поддерживать результат команды. Неудача постигла и экипаж X. Сепп—Т.Вернстейн. Машина прибыла на контрольный пункт с сильным хрустом в дифференциале, требовалась срочная замена. Заводские механики энергично принялись за дело. Через 26 минут автомобиль снова был выпущен на трассу, но 19 минут опоздания резко ухудшили результат экипажа. Позади 1441 километр пути, пройдено 23 скоростных участка. Первый этап соревнований успешно закончили 53 экипажа. Сошел с трассы С. Засада, в итоге национальная команда Польши потеряла три автомобиля и выбыла из дальнейшей борьбы. В классе до 1600 см 3 лидерство удерживал Ф. Аттила (Венгрия) на автомобиле «Рено-12-гордини». И тут значительно прибавил в скорости С. Брундза. Он выиграл у соперника все четыре последних скоростных участка! Сказывается отличная натренированность Стасиса в езде на асфальтовом покрытии, и ему здорово помогают установленные на «Москвиче» дисковые тормоза. Вторая ночь следующего этапа встретила гонщиков сурово: в 50 километрах от Кракова они вошли в полосу дождя, сопровождаемого густым туманом. Скользкий мокрый асфальт требует большой осторожности и четкости в управлении автомобилем. Все меньше участников остается на трассе. Но густые туманы и дождь не помеха нашим спортсменам. Ведь в плохую погоду меньше -остается дела для мощных моторов, здесь нужны смелые, закаленные люди с высоким спортивным мастерством, слаженные в работе экипажи. Отличные результаты показывает экипаж В. Спрукт—А. Калнайс. Он выступает в первой группе автомобилей (серийные). Отсутствие дисковых тормозов, конечно, существенно затруднило действия на асфальтированных дорогах, но наш экипаж уверенно вел борьбу с основными конкурентами в своем классе. На втором этапе 25-й скоростной участок в тумане по мокрому асфальту Витольд прошел на 45 секунд лучше своего ближайшего соперника, а 28-й — на 47 секунд, и вот уже «Москвич» возглавил гонку в первой группе автомобилей!Под занавес соревнований спортсмены вышли на кольцевую гонку в три - круга протяженностью 28 километров. Первым на кольце появляется «ФИАТ124-спайдер», за рулем неутомимый Р. Пинто. Вслед за ним из тумана выныривает, как синяя стрела, «Фордкапри». Резкий поворот руля, и колеса, погоняемые мощью 240 лошадиных сил, выбрасывают струю щебня и грязи... На трассе появляется голубой автомобиль. Это венгр Ф. Аттила выжимает из своего «Рено» все, что у него под капотом. И вот на полных оборотах двигателя, совершив эффектный прыжок с мостика, под аплодисменты зрителей из облака тумана вылетает светло-оранжевый «Москвич». Стасис! Не снимая ноги с полного газа, одним точно рассчитанным движением руля он посылает машину в красивое скольжение на все четыре колеса. Управляемый занос — так называется этот эффектный и эффективный маневр. Машина, почти не снижая скорости, огибает острый угол поворота и снова скрывается в белесой дымке. Ждем несколько минут, и... уже «Москвич» первым выскакивает из клубов тумана. Аттила появляется только несколько секунд спустя. Брундза выигрывает еще 56 секунд. Краковский стадион, заполненный тысячами зрителей, тепло приветствовал победителей «Рейда Польского». Первое место в абсолютном зачете занял экипаж Р. Пинто—Л. Макалузо (Италия). Вторыми призерами стали B. Рерль и Й. Вечдаг (ФРГ). Третьими были С. Брундза и А. Брум. На стадионе они сразу же попали в тесные объятия своих друзей, механиков, многочисленных зрителей, бурно болевших за успех советского экипажа. Наша команда отлично выступила в «Рейде Польском». Она завоевала главный спортивный трофей соревнований — кубок Председателя Совета Министров Польской Народной Республики и еще одиннадцать призов. В личном зачете наши гонщики добились следующих результатов: С. Брундза — А. Брум — 1-е место в классе и 3-е в абсолютном зачете; В. Спрукт — А. Калнайс — 1(7); X. Сепп — Т. Бернстейн — 4 (17); Л. Потапчик — А. Римонис — 5 (20); Л. Морозов — C. Яковлев — 5 (21); А. Козырчиков—• А. Озилиньш — 7 (31). В этот успех нашей команды большой труд вложили Ижевский машиностроительный завод, Федерация автомобильного спорта СССР, Центральный автомотоклуб ДОСААФ, Всесоюзное объединение «Автоэкспорт». Однако достигнутые результаты не могут служить поводом для самоуспокоения. Это только первые успехи, и наша задача закрепить их. В первую очередь нужно пожелать заводам-изготовителям больше уделять внимания подготовке машин к соревнованиям, и главное — работать над форсировкой двигателей, повышением их мощности, снижением веса машин, улучшением тормозных качеств, устойчивости и управляемости. Здесь еще дела непочатый край. Пришла пора также серьезно и критически пересмотреть методику тренировок и подготовки спортсменов. Для этого нужен, на мой взгляд, единый документ, которым руководствовались бы все клубы и секции автоспорта.34