Страна автомобильная3. Все начинается с дорогиНе знаем , по какомуповоду были про изнесены когда-то ставшие ныне пого в оркой слова «Все начинается сдороги » , но наверняка был в них подтекст, к ото рый не утратил своего смысла ив наши дни. И сегодняпутешествующего по зем ле, а тем более на автомобиле, п реж де всего волнует извечный вопрос : а легок ли путь, х ороша ли дорога? Правда, м ы таких справок не наводили. Во-первых, потому, что путь наш про легал по местам , к оторые давно пере стали быть « м едвежьими углами». Вы ужемогли убедиться вэтом , прочитав первые две части путевого дневника автоп робега («За рулем » , 1972, № 10 и 11). Во-вторых, п отому , ч тои самые неблаг оприятные сведения ничего не могли бы изменить в наших планах: на первом этапе автоэкспедиция 1972 года должна была в точности повторить тот жемар шрут, по которому шестьдесят лет назад катили свои колеса «руссобалты», «лаурин-клементы», «уайты» и другиепред ки современного автомобиля. В прочем , одна справка нам была ин тересна инеобходима для сравнений : к аким было техническое обеспечение первогороссийского автопробега 1912 года? Из официального отчета предстала такая картина: колонну легковых автомобилей сопровождало пять грузо виков — о дин был приспособлен под авт оремонтнуюмастерскую , д ругой вез сотню пудов (по тогдашнейединицеиз м ерения ) г орючего , остальные — запасные части, ш ины , с мазочные материалы. Узнали мы , что при таких солидных ты лах не все машинысмогли дойти дофи ниша, н есмотря на отчаянные старания их экипажей . Д аи не удивительно: в «ведомости о состоянии дороги » почти о 850 верстах пути писались такие слова: «плохая грунтовая песчаная дорога, с гатями, к рутымиспускамиипово р отами , г лубокимиколеямии выбоинам и , труднопроходимая...» Практически от Двинскачерез Вильнюс, Барановичи, Окончание. Начало — см. «За рулем», 1972, № 10 Минск , О ршуиСмоленскдо самой Вязьмы было сплошноебездорожье . Вот ка к ое наследство получила Страна Со ветов! Что сказать о пути, к оторыйпрошли наши автомобили? Из первой части дневника («За рулем » , 1972, № 10) читатели уже знают, что средняяскорость на трассе составила почти 90 километ ров в час. Д аже начинающий автолюбитель без труда поймет, что втакомре ж имеможно ездить только по хорошим , как выражаются специалисты, д орогамсусовершенствованнымпокрытием . Таким иони все и были, хотя в официальных документаходни именовались общего сударственными, другие — республиканс кими , третьи — областного идаже райо нного значения, О днимсловом , м ыво о чию увидели плоды тех усилий, к ото р ыепредпринятыу нас для развития до рожной сети страны, на собственном опыте ощутили большую заботу осоз дании наилучших условий для работы автотранспорта. П рактически колеса наших машин за все времяпробега не изведали другихпокрытий , к роме асфальта и бетона. К о нечно, е ще не во всех районах страны дела дорожные обстоят подобнымоб р азом . Н о , к ак говорят, смотреть надо вперед. Программа дорожного строительства в девятой пятилетке столь внушительна, что завтрашний день наших автодорог не вызывает никаких сомне ний. Н амповезло : м ыприкоснулиськ нему, м ы увидели вчерне дороги нашего ближайшегобудущего , и вот об этом-то и интересно, на наш взгляд, рассказать. Речь пойдет остроящейся автостраде Вильнюс—Рига. Беседа, о трывки из которой мы хотим здесь привести, п ро ходила не в тиши кабинета, а прямо на одном из участков строительства. На наши вопросы отвечал главный инженер дорожно-строительного треста Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорогЛитовской ССР Кестутис Акромас . — На строительстве новой автомагистрали сейчас завершаются лишь земляные работы, но уже видно, что эта дорога превосходит по своим параметрам все, что вам знакомо. Скажем, у нее земляное полотно на 10 метров шире, чем у нашей лучшей пока дороги Вильнюс — Каунас, а проезжая часть для каждого направления движения — на 2 метра, да еще может быть увеличена за счет разделительной полосы между ними. Таким образом, хватит места не только на четыре полосы движения, но и на разгонные участки для машин, въезжающих на магистраль, которые позволят им без помех для других набрать достаточно высокую скорость. Новую магистраль будет отличать и более надежная конструкция дорожной одежды. В общем, будет сделано все. чтобы средняя скорость движения на дороге могла достигать 120 —130 километров в час. — Очевидно, это будет обеспечено не только качеством проезжей части? — Безусловно. Мало того, что на автостраде, как и положено, не будет пересечений транспортных потоков в одном уровне, она минует населенные пункты, что наряду с другими мерами позволит отвести в сторону занятый на местных перевозках и обычно тихоходный транспорт. Маршрутные же автобусы станут съезжать для остановок на специальные площадки вне проезжей части дороги. Не понадобятся на ней и знаки, предупреждающие водителей о возможном появлении животных: в таких местах дорога будет надежно изолирована, отделена от леса сетчатым барьером. ...Да, в нушительнымсооружениемри совалась будущая автострада. Но и само строительство представляло впечатляющ ую картину. Беседуя, м ы стояли на краю очень глубокойвыемки , на днеко т оройсовсемскромными по размерам казались огромныебульдозеры , с крепе ры и другая строительная техника. Взгляните на снимок , и вы поймете , что совсем не литературный приемутверж дение, будто строящаяся автотрасса бы ла похожа на русло какой-то огромнойреки , по которому — п ройдетвремя — и потекут полноводные автомобильные реки , неся на своих плечах пассажиров , материалы и механизмы, промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию . . . Это ивпрямь было так. И, п опрощавшисьс главным инженером, м ы не моглиудержаться , чтобы не сде лать небольшойкрюки не проехать по трассе будущей автострады ( р азумеет ся, с разрешения начальника строи-Дорожные интервьюИ. А. Радзявичус, директор «Литгипродора» заслуженный инженер республики: Треть всех дорог в Литве построена по проектам нашего института.И. А. Сабаляускас, директор строящегося автоцентра ВАЗ в Каунасе: Наш автоцентр сможет обслуживать 13 тысяч «Жигулей» в год.36