«МОТОР 1973»ТРУДНАЯ ГОНКАR-Л КАК ПРОДАТЬ •га мтшошь? •ВЫПУСК ПЕРВЫЙгЭ| IllllU.lilЩ ПАСПОРТ В МАШИНЫППП1ЩИИ'•: -I4H4JМОДЕЛИДЕВЯТОЙПЯТИЛЕТКИКАЖДЫЙ ЖАЖДАЛ •>ип.Куда поехать в отпуск, какие дороги выбрать? Как сделать ваш автомобиль более удобным для себя и семьи? Можно ли на «Москвич» установить двигатель от «Жигулей»? Как самому изготовить элентронное зажигание? На эти и многие другие вопросы автомотолюбители нашли ответы на страницах газеты ДОСААФ СССР «Советский патриот», где в прошлом году открылся нлуб «Мотор», который выпускается редакцией газеты совместно с журналом «За рулем».Так выглядел первый тора».выпуск«МоЧленом клуба «Мотор» может стать каждый, кто любит автомобиль, мотоцикл, кто мечтает как можно больше ездить и кан можно меньше заниматься ремонтом. Чтобы автомобиль, мотоцикл или мопед стал для вас надежным другом, помощником в труде и отдыхе, чтобы не попадать в критические ситуации и не стать виновником аварии, надо многое знать и уметь. Помочь вашему «автомотообразованию», дать полезные советы в дорогу — главная цель клуба «Мотор». Учитывая, что журнал «За рулем» вследствие ограниченности тиража удовлетворить своими советами всех автомотолюбителей и шоферов-профессионалов не сможет, «Мотор-73» в этом году расширит свою тематику. Он будет публиковать материалы о новых советских и зарубежных машинах, давать рекомендации специалистов о том, иак лучше обращаться с транспортными средствами, научиться управлять машиной в сложной обстановке, а также устранять ^~ неисправности, возниншие в пути. W Под рубрикой «Советы бывалых» опытные водители поделятся с вами своими секретами, поведают о тех изменениях и усовершенствованиях, которые они применяют для большего комфорта и эффективности использования своих машин. В разделе «Азбука водителя» будут публиковаться полезные советы, разъяснения и консультации работников ГАИ, которые помогут лучше усвоить правила движения и закрепить знания на практике. Любители старины найдут в выпусках «Мотора» немало любопытных фактов и занимательных историй. При клубе постоянно работает «Стол справок», в котором автомотолюбители могут получить ответы на многие интересующие их вопросы от инженеров и конструкторов, механиков, известных автомотогонщиков. Для поклонников туризма в выпусках клуба по-прежнему будут систематически печататься карты с маршрутами путешествий, местами стоянок, заправоч. ных и ремонтных станций. Следите, уважаемые читатели, за газетой «Советский патриот» и ее разде- Щ лом «Мотор 73». Б. РАМЗИН, член редноллегии газеты «Советский патриот»•••'-ВНИМАНИЕ: ИДЕТ ГОНКА!МОШНОМспортеАвтомобильный спорт нередко изображают как занятие чрезвычайно опасное. Это в известной мере объяснимо, если вспомнить, в накой обстановке нездорового ажиотажа и коммерческой заинтересованности фирм проходят автомобильные соревнования за рубежом. И тем не менее по статистике травматизма автоспорт отнюдь не «лидирует» среди многих других видов, уступая в этом отношении альпинизму, регби, слалому и т. д. Все это так, однано каждому ясно, что степень рисна при скоростном вождении автомобилей достаточно велика, и серьезный разговор о мерах и средствах обеспечения безопасности здесь вполне уместен и даже необходим. Тема эта давно ждет делового и вдумчивого освещения, чего, к сожалению, в автомобильной литературе до сих пор почти не наблюдалось — можно назвать лишь несколько журнальных публинаций и отдельные фрагменты в книгах В. В. Бекмана, С. В. Глазунова, С. А. Лаптева иЛ . М. Шугурова. Уже поэтому хочется привлечь внимание читателей к интересной работе Н. В. * Н. В. РазинчеВ. Безопасность в автомобильном спорте. Изд-во ДОСААФ, 1972.Раэинчева, которая является едва ли не первой попыткой систематизировать и обобщить богатый «целинный» материал, накопившийся за последние годы *. Попытка эта тем более важна, что проблемы безопасности в автомобильном спорте тесно связаны с весьма сложной и приобретающей все большую актуальность общей задачей повышения безопасности движения. Более того, автоспорт играет здесь авангардную роль, как ив развитии и совершенствовании автомобильной техники. Многие узлы и агрегаты скоростных машин стали ныне неотъемлемой частью современного стандартного автомобиля, прочно войдя в автомобильный быт, многие методы и средства обеспечения безопасности автосоревнований заимствуются и успешно используются при решении обших проблем безопасности на дорогах. Рецензируемая книга, таким образом, представляет далеко не узко специальный интерес, а может рассматриваться как важное (и веское!) слово в этом разговоре. Но главное ее достоинство, разумеется. в освещении и трактовке чисто специфических, спортивных вопросов, и особенно тех, которые, чего греха таить, нередко еще выпадают из поля зрения как организаторов, так и самих участников соревнований. Разве не полезно, к примеру, задуматься над решением строителей кольцевой трассы «Боровая» в Минске, применивших с самыми лучшими намерениями ограждение из вкопанных в землю параллельно дорожному полотну громоздних покрышек, которые в случае аварии весьма неуместно «возвращают» аварийную машину вновь на трассу? Разве не бывает, что участники соревнований проявляют легкомыслие и, несмотря на строжайшие предписания судейских коллегий, позволяют себе на иных участках ралли не пристегиваться ремнями безопасности (нак это случилось, в частности, с И. Астафьевым в марафоне Лондон — Мехико) или, скажем, выезжают без особой надобности заграницы дорожного полотна, нанося на него с обочин пыль и песон, которые снижают сцепные качества дороги и вызывают неожиданное проскальзывание колес идущих следом автомобилей? Многие подобные вопросы рассматриваются в нниге, причем они систематизированы по четырем основным разделам, касающимся экипировни водителя, конструкции скоростного автомобиля, гоночных трасс и работы вспомогательных служб во время соревнований. В каждом из этих разделов спортсмены, судьи и организаторы соревнований найдут для себя немало полезного. К сожалению, объем книги, как указывает в предисловии автор, не позволил ему остановиться на вопросах физиоло- л гни и психологии спортсменов, их мо- <т ральной и физической подготовки, что является, безусловно, существенным пробелом в такой сводной работе и должно быть, на наш взгляд, восполнено при ее переиздании. К числу других ее недостатнов следует, пожалуй, отнести некоторые поспешные оценки достоинств и недостатков ряда зарубежных трасс и конструкций. Так, трудно разделить с автором его восторги по поводу совершенств и мер по обеспечению безопасности на итальянском автодроме «Монца», который как раз печально известен рядом крупных катастроф и аварий, стоивших жизни многим зрителям и таким знаменитым гонщикам, как Берге фон Трипе. Эугенио Кастеллоти, Иохен Риндт. Едва ли верно также утверждение, что «примером хорошо организованной трассы для заездов на коротние дистанции» может служить «Нейшнл Хот Род» в Инглиштауне (США), где, как известно, гонки на дрегстерах нередко проходят в условиях нездорового ажиотажа, под знаком высокой аварийности. Позволительно усомниться ив том, что столь уж примерна „ компоновка приборного щитка раллист . ^ ского автомобиля «Лянча-фульвиа», приведенная в нниге. Не говоря о том. что этот автомобиль отнюдь не был «победителем многих ралли последних лет», как утверждает автор, сама по себе компоновка оставляет желать лучшего. Но все это — легко устранимые частные недостатки хорошей в целом и нужной книги, которая, несомненно, найдет широкий круг благодарных читателей. Ю. КЛЕМАНОВ38