Дорожное движение и его новые законыВ. ЛУКЬЯНОВ, начальник Госавтоинспекции МВД СССР, комиссар милиции 3-го ранга Календарные рубежи всегда заставляют оглянуться на пройденный путь, п од вести черту сделанному за тот или иной отрезоквремени , а тем более на поро ге нового года. И в этом не только, как принято говорить, дань традиции. П од водя итоги, м ы не просто констатируе м результаты проделанной работы, но и, анализируя положение дел, стараемся осмыслить и слагаемые успеха, и происхождение недостатков, т ормозив ших прогресс , отобрать зарекомендовавшие себя наилучшим образом метод ыи средства, к оторые позволяют закрепить достигнутое. П отому обратимся кминувшему 1972 году, к оторый во многих отношениях был для нас знаменательным и поучительным. И очень ответственным: ведь, воплощая вжизнь девятый пятилетний план, наша автомобильная промышлен ность резко увеличила производство машин, и автомобильный парк страны начал расти не привычными до сих лор темпами, а в два-три раза быстрее. Н о вые сотни тысяч машин на дорогах страны сразу дали знать осебе повыш ением плотности и интенсивности транспортных потоков , о собенно на улицах городов . Новый масштаб производства осложнил проблемы организации движ ения , потребовал более эффективных мер для обеспечения его безопасности. С особой остротой встал вопрос : м ожно ли успешно противостоять авар иями несчастным случаям на дорогах в условиях таких высоких темпов автомобилизации, какие взял Советский Союз? Так вот, на этот принципиальный вопрос минувший год ответил конкретно , недвусмысленно и обнадеживающе. Впервые вцелом по стране не только остановлен рост дорожных происшествий, но и отмечается снижение тяжести их последствий — на несколько процен тов уменьшилось число убитых и раненых. Эти результаты, на мой взгляд, •кладут конец давнишнему и теперь ужебесполезномуспоруо том, н еизбежен ли рост дорожных происшествий с увеличением автомобильного парка страны. Ответ получен не умозрительный, а де ловой, и самый что ни есть практический. Сейчас ужес полным основанием мо ж но утверждать, что достигнутое — р е зультат целогокомплекса работ, систем ы разнообразных и разнохарактерных мер , предпринятых буквально на всех направлениях деятельности по безопасности движения . В этом, разумеется, нет ничего неожиданного , ибо сама про блема столь жемногограннаимного образна. И все-таки итоги года позволяют видеть решающий фактор успеха — более строгую дисциплину, более точное соблюдение порядка движенияи водителями и пешеходами. Конечно, на повышение безопасности движения , как говорят, работало все — и развитие дорог , и улучшение конструкций автомобилей и аппаратуры по управлению движением , и совершенствование метод икиподготовки водителей. О днаков значительной степени оно обязано усилению воспитательной работы, более действенной пропаганде правил и условий безопасного вождения , у креплению сознательности и ответственности всех участников движения . Возьмите ставшие необычайно популярными вминувшем году декадникии месячники по безо пасности движения . Они прошлив отдельных республиках, краях и областях по нескольку раз, а завершил их на финише года первый Всесоюзный месячник, охвативший всю страну. Что представляли собой эти кампании? В столь краткие сроки , понятное дело, резких сдвигов вдорожных условиях или методах организации движения произойти не могло. В то же время снижение дорож ных происшествий за этот период по отдельным республиками областям достигало 30 процентов и более. Как говорят, чудес не бывает. Значит, обращение спомощью средств массовой информации к разуму и чувствам участников движе ния, усиление контроля за соблюдени -В новом году по новым ПравиламПричина аварии — невнимательностьНа зимней дорогеЧем помочь пострадавшему!23 е м ими всех правил поведения на доро гах ипорядкадвижения дали такие об н адеживающие результаты. О тсюда следует еще один важный вывод. Вывод обольшом значении того документа , к оторый определяет взаимо отношения и обязанности всех участников движения . Ведь результаты месяч ников показали, что в тех же самых условиях движения его безопасность мо ж ет быть повышена на треть, а то ибо лее, если будет меньше отступлений от требований правил, от законов дорожного движения . С учетом этого обстоятельства можно рассчитывать, что год 1973-й сделает топутиповышения безопасности движенияеще более заметный шаг, ибо с этого года вводятся в жизнь новые, более совершенные «Правила дорожногодвижения » и новые дорожныезнаки . На принципиальных положениях нового дорожногокодексаи нового Государственного стандарта на дорожные знаки есть смысл коротко остановиться. Прежде всего, документ называется по - н овому — Правила дорожногодвижения . Раньше в специальной литературе ипрактической работе употреб ляли другиевыражения — «уличное дви ж ение » , «движение по улицамгородов , населенных пунктов идорогам » , «движ ение по дорогамигородам » и т. п. Н овое название не является лишь попыткой упростить определение понятия, не вызвано лишь редакционнымисообра ж ениями . За этим стоит глубокий смысл. Д орожное движение — термин, который точнее отражает сущность явления. Под ним подразумевается движение транспорта илюдей по дорогам , в ко т ором поведение всех участников — водителей, п ешеходов , пассажиров — о п ределяется специальными правилами. А подсловом «дорога» п онимаютсялю бые используемые для движения пути и места, будь то улица, п роезд , п росе лок и т. п. П очему это столь важно? Раньше правила движения устанавливали по р ядок езды по улицам идорогамобще го пользования, и было неясно, к акимиже правилами руководствоваться, скаж ем , на заводскойтерритории , в поле, в карьереив десятках подобных мест. И ными словами, к акдолжны вести себя водители за пределамиулично - д орож ной сети. Кстати, п росторы нашей стра ны столь огромны , что еще много лет довольно значительная часть машин будет двигаться встороне от дорог — по проселкам, временным проездам, просто по целине впрямом смысле слова и т. д. Сельскохозяйственные работы, а втотуризм , к оторые ширятся скаждымгодом , освоение малозаселенных терри торий неизбежно связаны с этим. Новые Правила устанавливают общийпорядокдвижения на всей территории СССР, в любом месте, где возможнодвижение транспортных средств. Второе: они являются единымдокументом , на требованиях которогодолжныосновы ваться все ведомственные инструкции, касающиеся особенностей отдельных видов перевозоки отдельных видов работ. Разрабатывая проект новых Правил до р ожногодвижения , м ы старались все, что можно , что оправдало себя в старых правилах, сохранить, улучшив лишь вря де случаев редакцию тех или иных пол ожений . И это один из мотивов, по ко т орым Госавтоинспекция решила никаких переэкзаменовок водителям не устраивать. Далее. М ы учитывали и тотфакт, что образование , уровень подго товки наших водителей 'за минувшиего д ы заметно выросли , что мыимеем дело слюдьми достаточно грамотнымииоб р азованными . К томуже наша пресса, радио и телевидение за последнее вре м я делают для расширения их кругозо ра очень много , и мы надеемся, сделают еще больше впропагандеи разъяснении новых Правил . Так что, лет 15 — 20 назад мыбезпереэкзаменовки , м о ж ет быть, и не обошлись бы , сейчас — п о - д ругому . Это не значит, разумеется, что нововведения запомнятся сами со б ой , п ривьются бе'з особых усилий, б ез настойчивого изучения новогодокумен та. Но работа эта должна быть проведе на в самих автотранспортных предприя тиях и учебных организацияхДОСААФ , а с населением — в учреждениях, ш кольной сети и высших учебных заведениях. Полагаю, что в значительной степени эту работу можно построить на общественных началах. Кстати, м ы постар аемся выпустить официальный коммен тарий к Правилам. На какие принципиальные измененияв новых Правилах мне хотелось быобра тить внимание всех, кто будет изучать их ворганизованномпорядке или путем самообразования? Во-первых, к аждый , кто познакомилсявпредыдущемномережурнала «За ру лем» с новыми Правилами, вероятно, обратил внимание на новую их структуру , иное, ч емпрежде , р асположение глав и разделов. Сделано это не случайно. Хочется, ч тобы нынешний или будущий водитель прежде , ч емзнакомитьсяспо р ядкомдвижения транспортных средств, х орошо разобрался в терминах ипоня тиях, к оторымиоперируют Правила, и в тех средствах — знаках, р азметкепроез ж ей части дорог , сигналах светофоров и регулировщиков, при помощи которых 'управляют процессомдорожногодви жения. Новый стандарт дорожных знаков нес колькорасширен . О днако не для введения каких-то новых ограничений или новых режимов , а исключительно для лучшей информации водителей и пешеходов, для повышения пропускнойспо собности улицидорог . Чтобы эта информация поступала своевременнои воспринималась без особого труда, р азмеры всех знаков увеличены, а кро м етого , по новымтехническимусловиям они должны в обязательном порядке изготавливаться из светоотражающих материалов или освещаться изнутри . Старых знаков, выполненных масляными красками на металле, больше выпускаться не будет. П роизводство новых знак ов — д ело , к онечно , не простоеидоро г остоящее , но экономически они себя полностью оправдывают. Светящиеся до р ожные знаки уже изготавливаются на предприятиях Министерства внутренних дел, а объем производства, запланированный на нынешний год, достаточен для оснащения ими всех крупныхгородов страны. С ложнеесвыпуском знаков из светоотражающейпленки , но и здесь усилиями Министерства химическойпро мышленности, министерств строительства и эксплуатации автомобильных дор огидругих ведомств проблема будет решена. К онечно , по всей стране заме нить старые знаки новымивкороткоевремя не удастся, но все знаки , с мыслкоторых изменился полностью или частично, будут заменены сразу. Остальные обновленыв течение трех лет.М недумается , что уточнение требований, новое содержаниенекоторых знаков заставит не тратить их по-пустому, а использовать в случае действительной необходимости . С кажем , з апрещение даже местного подъезда под знаки «Движение запрещено», «Автомобильное движениезапрещено » и ряддругих , предоставление возможности двигаться в несколько рядов при знаке «Обгон запрещен » хочешь не хочешь обяжет применять их в крайних случаях, а вко н ечном счете позволит обходиться мень ш имчисломзнаков , ч ем теперь. Обратите внимание и на общую теперь для всех населенных пунктов зону действия знаков — о дин квартал, если, р азумеется , д ополнительными табличками она не определена в каких-то других измерениях. Будьте готовы иктому , что отныне вам встретятся светофоры , как, в прочем , и знаки , у правляющиедвижением не по всей ширинепроезжей части, а по отд ельным ее полосам . У таких знаков будет дополнительная табличка, а у светофора прямоугольная форма и особые сигналы. О ни станут открывать изакры вать движение по так называемым рев ерсивнымполосам , на которых направление транспортного потока принеобхо д имостиможет меняться на противопо ложное. З десь , м недумается , с амоевремя напомнить онеобходимости более рацио нального использованияпроезжей части наших дорог . На это и взяли курс новые Правила. Непозволительная роскошь использовать дорогу , с проектированнуюипостроенную , с кажем , под трехполос ное движение , для ездыв два ряда и т. п. Мало того , что летят на ветер де сятки миллионов рублей затраченных средств, снижается пропускнаяспособ ность магистрали, — возрастает вероятность дорожных происшествий. И менно этими соображениямии объясняются в значительной мере те изменениявпра вилах обгона , остановки истоянки , с ко т орыми вы, в ероятно , у же успели по знакомиться. Новые знаки и Правила предъявили высокие требования икслужбаморга низации движения на дорогах . О сущест вление цеШого ряда новых положенийвозможнотолько тогда, к огдадорогаразмечена на полосы движения , к огдапешеходныепереходы четко обозначе ны, к огда водители проинформированыопорядкедвижения полно исвоевре м енно . И всем этим дорожныморганам надо заняться безотлагательно. В истекшем году в рамках Постоянной Комиссии СЭВ по транспорту была обра зована рабочая группа по безопасности дорожного движения. Уже составлен план ее работы на 1973 год, а первое заседание состоится в апреле в Будапеште. Борьба сдорожно - т ранспортнымипроисшествиями — сложная комплекс ная задача, и в интересах ее успешного решения обменопытомикоординацияпредпринимаемыхмерв странах — членах СЭВ простонеобходимы . К оордини р уя научные исследования иобмени ваясь их результатами, внедряя повсеместно лучшие технические средства и методы организации движения, м ы сообща быстрее выйдем на более высокий уровень безопасности дорожного движ ения , на уровень, соответствующий тре бованием времени и масштабам автом обилизациив социалистических странах.24