26
27
БЕЗ ЗАНОСАЗанос автомобиля — самое неприятное и опасное из того, что подстерегает водителя на скользкой дороге. Машина внезапно делается неуправляемой, разворачивается и вращается волчком. Случается, что за этим следует опр.окидывание в кювет или столкновение со встречными автомобилями. Итог в таких случаях плачевный. О том, как выйти из заноса, написано много дельных советов. На эту тему проведены специальные исследования. Каждый водитель должен уметь применять рекомендуемые приемы при чрезвычайных обстоятельствах, когда машина перестает повиноваться рулю. Их надо довести до автоматизма. Однако помочь эти приемы могут далеко не всегда: слишком малым временем и возможностями располагает в таких случаях шофер. Гораздо надежнее не допускать заноса ни при каких обстоятельствах. Так работают наиболее опытные водители, этому должны научиться вое, кто трудится за рулем, кто водит автомобиль. Я лично уже не могу вспомнить, когда попадал в такую ситуацию, во всяком случае в последние два десятка лет этого не случалось. И не потому, что мне посчастливилось больше других, а оттого, что всегда помню о возможности заноса и делаю все необходимое, чтобы предотвратить его. Особых секретов здесь нет. Я убежден, что занос возникает лишь в результате промаха или неопытности шофера, поэтому думаю, что мои советы будут полезны молодым. Каковы причины возникновения заносов? Это неправильная оценка состояния дорожного покрытия и применение приемов управления, не соответствующих дорожным условиям. Это техническая неисправность автомобиля, особенно его ходовой части, и неправильная регулировка тормозов. Это, наконец, беспечность водителя, отсутствие психологического настроя на работу в трудных дорожных условиях. С самого начала обучения водителям настойчиво внушают, что непременным условием безопасной работы является безупречная исправность автомобиля. Начну с этого и я. На скользких дорогах решающее значение имеет состояние колес, чему и стоит уделить особое внимание. Сцепление шины с дорожным покрытием, а следовательно устойчивость и управляемость автомобиля, зависит от качества протектора шин и площади их контакта с полотном дороги. Это сцепление должно быть совершенно одинаковым как с правой, так ис левой стороны. Поэтому правые и левые шины должны иметь четкий рисунок протектора одинаковой степени износа. Таким же идентичным должно быть давление в них. Большое значение имеет и правильное расположение груза в кузове. При неравномерной нагрузке шины одной стороны деформируются больше, площадь их контакта и сцепление с дорогой увеличиваются, а у менее нагруженных шин сцепление с дорогой уменьшается. Эта разница и может стать причиной заноса. Наконец, колеса должны свободно вращаться, никакие «заедания» недопустимы. Хотя при езде по скользким дорогам к тормозам советуют прибегать реже, тормозная система в этих условиях должна отвечать самым высоким требованиям. Тормоза полагается регулировать очень точно. Во-первых, правые и левые колеса должны тормозиться и отпускаться одновременно. Во-вторых, передние колеса должны затормаживаться позднее задних. Последнее необходимо, чтобы избежать блокировки передних колес при комбинированном торможении, когда двигатель продолжает работать в тяговом режиме. Кстати, остановить автомобиль путем плавного торможения двигателем можно, только если он устойчиво работает на малых оборотах. Другим важным условием безопасНОЙ работы является психологический настрой водителя. Утром я всегда слушаю по радио прогноз синоптиков и сравниваю его с погодой в городе в вд данный момент. По пути на работу про- ™ веряю состояние дорожного покрытия. Если возникают сомнения, вспоминаю детство: разогнавшись, пытаюсь прокатиться на ногах. Несколько таких «проб» создают достаточное представление о том, что ждет меня на дороге. Перед выездом проверяю автомобиль, провожу необходимые регулировки и, прогрев двигатель, пробую машину на ходу на разгон и торможение. Только убедившись в полной ее надежности, иду получать путевку. Тщательную подготовку к работе считаю совершенно обязательной. Она создает необходимый настрой, исключает всякие неожиданности на линии. Скользкие дороги требуют исключительного внимания к обстановке движения и точного расчета. Я стараюсь всегда иметь впереди свободный участок пути, необходимый для полной иЩ безопасной остановки автомобиля. Вспомним, что наилучшей боковой устойчивостью обладает свободно катящееся, без тягового или тормозного усилия колесо. Из этого следует практический вывод: опасность заноса наименьшая при движении накатом или на высшей передаче, при плавном торможении двигателем или с очень легким притормаживанием колес. Резкий разгон и резкое торможение — верный шаг к заносу. В пути очень внимательно слежу за поведением автомобиля. Малейшее отклонение его от заданного направления (еще не занос) служит сигналом о перетормаживании — немедленно отпускаю педаль и пробую тормозить еще плавнее. Если водитель способен заметить этот критический момент, он всегда сможет предупредить занос. Перед крутыми и затяжными спусками скорость движения автомобиля£^"*^*ВЕНГРИЯ. Быстрая автомобилизация особенно наглядна на примере столицы республики — Будапешта. За последние 10 лет количество легковых автомобилей здесь увеличилось более чем в пять раз. Число машин, паркующихся в городском центре, возросло в 1,8 раза, а время стоянки увеличилось с 45 до 108 минут. ПОЛЬША. Более двух суток в оранжерее, где цвели гвоздики и хризантемы, работал дизельный двигатель, но ни один цветок не погиб. Таков результат эксперимента, который много раз повторили специалисты варшавского политехнического института, разрабатывающие систему очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. За два года работы удалось найти катализаторы, которые снижают до минимального уровня содержание в выхлопных газах окиси азота, углекислого газа и других вредных для здоровья человека компонентов.ГДР. Градостроители уделяют большое внимание решению транспортных вопросов не только сегодняшнего дня, но ив перспективе, причем прежде всего при разработке генеральных планов городов. численность населения которых превысила миллион. Уже составлены транспортные прогнозы на ближайшие годы для Берлина, Дрездена, Лейпцига и ряда других городов. Генеральные схемы предусматривают строительство многоярусных транспортных развязок а сооружений, изоляцию пешеходных потоков от транспортных. Ставится вопрос о возможности в будущем коллективного использования автомобилей, как личных, так и государственных.АВСТРИЯ. Исследованиями установлено, что одной из причин аварий на дорогах является монотонная серость асфальтового покрытия, которая своим однообразием усыпляет водителей и тормозит их психомоторные рефлексы. Если опасные участки дороги окрасить в яркие цвета, в частности красный и желтый, то они возбуждают зрительные восприятия БО26 Ш КОЛАЩftд олжна быть наименьшей. Еще перед спуском определяю, нет ли на пути забуксовавших машин или других помех. При необходимости останавливаюсь ивыжидаю , пока путь будет свободен, а обстановка ясной. Подобная тактика всегда оберегала меня от каких бы то ни было дорожных неприятностей. В гололед спуск лучшеначинатьна одной из низших передач. Автомобиль будет постепенно разгоняться , и, если колеса начнут проскальзывать , м ожно перейти на следующую, высшую перед ачуитак до последней. Если скорость стала высокой, а до конца спуска еще далеко, м ожно слегка приторм аживатьи внимательно вслушиваться в работу двигателя. Самое важное при этом не заблокировать колеса и не загл ушить двигатель. Скольжение колес при торможении двигателем можно прекратить увеличением числа оборотов и скорости движ ения . Считаю, что высокая скорость перед подъемом, если путь свободен, не только не опасна, но ижелательна . Поскольку тяговое усилие на ведущих колесах при движении на высшей передаче наименьшее, а боковая устойчивость колес наибольшая , возможность заноса при таких условиях минимальна. З апас скорости обеспечивает успешное и быстрое преодоление подъемов. Если дорога свободна, я довожу перед подъемом скорость автобуса ЛАЗ-695, на котором работаю, до 70 — 8 0 км/час и не испытываю никаких затруднений на самых скользкихучастках . Сложнее преодоление подъема после вынужденной остановки в низине. Начинать его надо на той передаче, которая обеспечит безостановочное движение до вершины без переключения. Ехать нужно на максимальных оборотах двигателя, а если ведущие колеса начнут пробуксовывать, — снижать число оборотов и затем опять постепенно доводить их до максимальных . После вынужденной остановки на обледенелом подъеме очень трудно бывает тронуться с места, но все же возможно, если плавно отпускать ручной тормоз при сравнительно небольших оборотах двигателя с продолжительной пробуксовкой сцепления. Трогаться надо так, чтобы в момент началадвижения колеса начиналивращаться без рывка, очень медленно. Потом постепенно доводить обороты двигателя до максимальных . Переход на высшую передачу не всегда возможен, поэтому самую крутую часть подъема лучше преодолевать на одной низшей передаче. Чем круче поворот на закруглениях зимних дорог, тем с меньшей скоростью нужно ехать. При левом повороте занос наступит раньше, если проезж ая часть понижаетсяк обочинам. И наоборот: если внешний край дороги приподнят, с лишкоммалая скорость движения может стать причиной сноса во внутреннюю сторону поворота. Особенно досадны просчеты водителей на перекрестках при красном сигнале светофора и при трогании с места на зеленый. Обычно перед перекр естками дорога отшлифована до блеска иможет быть скользкой даже не в гололед. Чтобы не допустить заноса и не выехать на перекресток при красном или желтом свете, следует быть очень внимательнымк работе светофор аи представлять себе продолжительность его сигналов. Тормозить нужно заранее, еще на подходах к перекрестку, чтобы в случае смены сигнала на желтыйиликрасный автомобиль тихо подкатилклинии «Стоп» и остановился. Резкое троганье с места на скользком перекрестке может вызвать буксование ведущих колес и занос. Н ужно знать, что выезд с большой скоростью правымиколесами на размягченную или покрытую глубоким снегом обочину вызывает занос передней части автомобиля в сторону правого кювета. Если водитель не успеет ничего предпринять, то автомобиль окажетсяв кювете, а если резко вы-МОЛОДОГО ШОФЕРАвернет руль влево, то машину развернет поперек дороги. Чтобы подобных неприятностей не случалось, я стараюсь никогда не выезжатьс большой скоростью на мягкую обочину. Если же обстоятельства не позволяют обойтись без этого, надо резко затормозить еще на асфальте, а при выезде правых колес на обочину тормоза отпустить и тормозить лишь двигателем, повернув руль немного влево. При таких действиях автомобиль быстро потеряет скорость и выровняется. Конечно, заранее предусмотреть все случайности невозможно, но многое предвидеть и знать водитель обязан. Известно, например, что началодождя делает асфальтовое покрытие .скользким. В сырую погоду машины , выезж ающиес грунтовых дорог, натаскивают на асфальт скользкую грязь. Зимой при потеплении плохо очищенные дороги тоже становятся скользкими. Опасность заносов повышает снегопад. При потеплении зимой в гололед светлые участки дороги всегда надежнее. При легком морозе, наоборот, темные участки (чистый асфальт) надежнее светлых. В гололед всегда следует помнить о спасительной обочине, о днаковыезжать на обочину нужно очень аккуратно. Непрерывно совершенствуя свое профессиональное мастерство, р азвивая наблюдательность, самообладание, сод ержа автомобиль в отличном состоянии, вы сможете всегда ездить без заносов. А. ГОРШКОВ, водитель первого класса Тульская область, г. Щекино (j^^^^ * Я ви ^ ч^шм^ igtm^ 15(£••0* ^ н ид * ^0в^^*8*^^^*8""o* *8^^^^ *8^^^^ ю^^^^ *е^^^№ *о^^^^ ^^^^В* *8^^^РЧ ^ ^ о * *8™^'о* '^^^^frдителей, а вместе с этим стимулируется и вся нервная система. Результаты окраски асфальта на некоторых особенно трудных и опасных участках горных перевалов в Тирольских Альпах превзошли ожидания (уменьшение катастроф на 85—90 процентов), так что, по мнению специалистов. цветные покрытия могут стать одним из самых эффективных средств для повышения безопасности движения. ИСПАНИЯ. На улицах Барселоны установили необычную сигнализацию. При смене сигнала светофора на перекрестках на ^ протяжении трех секунд звучит музыка. 'V Прохожие здесь редко нарушают правила движения. Нововведение особенно удобно для слепых. ИТАЛИЯ. Обследования, проведенные в Риме, показали, что, несмотря на развитие парка легковых автомобилей, около половины населения города пользуется услугами общественного транспорта. В то же время его эффективность еще низка. Скорость движения автобусов резко упала, особенно в центральных районах города, где она составляет всего 8 км/час. Троллейбусы находят целесообразным вообще снять с эксплуатации уже в этом году и всемерно развивать метрополитен, как самый удобный и массовый вид транспорта.США. Специалисты фирмы «Крайслер» провели исследования с целью установить, каким предохранительным устройствам отдают предпочтение автомобилисты: пневматическим подушкам или ремням безопасности? Большинство опрошенных высказалось за пневматики, пока им не продемонстрировали их в действии. После этого все отдали свои голоса ремням безопасности. ФРГ. В Гамбурге у четвертой части работающих места их службы находятся в исторически сложившемся центре города. Причем половина горожан предпочитает пользоваться для поездки на работу собственными автомобилями. Не удивительно, что в утренние и вечерние часы улицы в старой части города оказываются забитыми. В поисках выхода из этого положения градостроители предложили такое решение транспортной проблемы, которое, как им кажется, основано на сбалансированном использовании как общественного. так и индивидуального транспорта. С этой целью вся территория города разбивается на три зоны. Первая охватывает историческую часть и превращается в зону преимущественно пешеходного дви жения. Сюда разрешен въезд только общественному транспорту и автомобилям специального назначения (пожарные, медицинские и др.). Система транспортного обслуживания населения в этой части города строится с таким расчетом, чтобы от любой точки центра до ближайшей остановки общественного транспорта расстояние не превышало 500 метров. В следующей зоне, внешней по отношению к первой, используется как общественный, так и индивидуальный транспорт. Для нее переустраивается вся уличная сеть, создаются стоянки большой емкости. В третьей зоне хозяином положения является индивидуальный автомобиль.27