БЕССМЕРТНЫЕВ ТЕ СУРОВЫЕ ДНИ И НОЧИ3. КОНДРАТЬЕВ, генерал-лейтенант технических войск в отставке Осенью 1942 года, когда гитлеровские полчища рвались к Сталинграду, мы с заместителем начальника тыла Красной Армии генералом Василием Евлампиевичем Белокосковым (в то время я возглавлял Главное управление автотранспортной и дорожной службы, а 'затем Главное дорожное управление Красной Армии) побывали на берегах Волги, на местах ожесточенных боев. Вернувшись в Москву, доложили Государственному Комитету Обороны о нуждах фронтов В' автотранспорте и дор ожном строительстве. Ставка Верховного Главнокомандования создала тогда специальную оперативную группу, которую возглавил первый заместитель начальника тыла Красной Армии генерал Василий Иванович Виноградов. Она немедленно выехала на машинах в Камышин. Вслед за ней вскоре двинулось около пяти тысяч грузовиков, преимущественно ЗИС-5. Все они были загружены боеприпасами, продуктами, медикаментами. Собрать и направить на фронт сразу такое количество автомобилей было делом чрезвычайно трудным. Но с ним справились успешно. На Сталинградский фронт ушли и наши лучшие автополки — 5-й и 10-й резерва Ставки. Перед отъездом состоялся короткий митинг. Общее настроение воинов-автомобилистов выразил водитель Иван Сорокин: — Помогли отстоять Москву, поможем защитить и Сталинград. Сделаем берега Волги могилой для гитлеровских оккупантов! На строительство дорог и переправ из резерва Ставки было направлено также десять отдельных мостовых идорож ных батальонов. Первое время наши автомобильные части выполняли исключительно оперативные перевозки. Из районов Балашова, Тамбова и Саратова перебрасывали стрелковые дивизии до Камышина, оттуда их переправляли через Волгу паромами и до Сталинграда по левому берегу снова везли на автомобилях. За короткий срок было переброшено 10 стрелковых дивизий. Это не считая отдельных команд, боевой техники, оружия, боеприпасов. Титанический и опасный труд лег на плечи дорожников и мостовиков. Сейчас может показаться невероятным, что к началу наступления наших войск под Сталинградом на участке от Саратова до Астрахани они в короткий срок соорудили сорок три моста, а в районе Сталинграда, включая рукава Волги, до тридцати переправ, наплавных мостов и поддерживали их в исправном состоянии под постоянным вражеским огнем. Особенно напряженными были декабрь 1942 года и январь 1943 года. К Сталинграду на выручку фашистским окруженным дивизиям рвалась котельниковская группировка Манштейна. С восточного на западный берег Волги надо было срочно перебрасывать танки, «катюши», орудия, боеприпасы. Большое мужество требовалось от шоферов, доставлявших к волжским переправам грузы по голой, изрытой бомбами песчаной левобережной степи. Дороги из района Камышина пролегали через Быково, Среднюю Ахтубу до Красной Слободы и Ленинска. Отсюда трассы шли на восток — к Эльтону, станции Шунгай и далее на Урду. На юг пятисоткилометровая магистраль протянулась до Астрахани, а от Астрахани еще почти на такое же расстояние до Гурьева.метров. А вокруг степь, леденящий ветер, нигде теплого угла — всюду руины, пепел. Масса заминированных участков, бомбежки, обстрелы... Когда наши войска начали рассекать * ) окруженную 6-ю немецкую армию на части, потребность в боеприпасах возросла в несколько раз. Вот один лишь пример. 10 января Донской фронт приступил к уничтожению взятых в кольцо гитлеровцев. В тот день артиллеристы выпустили по врагу 5400 тонн снарядов и мин. Это почти шесть же лезнодорожных эшелонов. И доставлен был весь этот грозный груз автомобильным транспортом. Таких примеров можно привести десятки... Двести дней и ночей шло невиданное по масштабам сражение на Волге. Двести дней и ночей военные шоферы ни на минуту не прекращали подвозить все необходимое для боя. Тысячи солдат « офицеров автодорожных войск и за мужество и самоотверженный труд в Сталинградской битве были отмечены правительственными наградами. Да, ;'+ каждый герой боев на Волге достоин низкого поклона и славы.Автомобили работали круглые сутки. На каждом — по два шофера. Д неми ночью к фронту по грунтовкам двигались тысячи машин с войсками, боеприпасами, продовольствием. До этого времени история Великой Отечественной войны не знала таких массовых, интенсивных автомобильных перевозок. За два с половиной месяца осенне-зимних боев 1942 года только по дорогам Сталинградского фронта прошло в ту и другую сторону 700 тысяч машин. На участке Красная Слобода — Ленинск каждую минуту — почти по десять автомобилей. Здесь было четырех- и шестиполосное движение. Столь же напряженно работал автотранспорт на других фронтах. Весь декабрь дорожная сеть Донского фронта наращивалась по кольцу наступления наших войск. Решающее значение на этом этапе имели маршруты от станции Иловлинской на Калач и Гумрак. Трассы пролегали вдоль железной дороги, на которую базировалось до шести армий. Здесь происходили основные автоперевозки. За декабрь для каждой из шести армий фронта было пропущено в среднем до 50 тысяч автомобилей, 4 тысячи тракторов и 10 тысяч подвод. Приволжская зима коварная, непостоянная. В разгар боев подул холодный северо-восточный ветер. Земля стала твердой как камень. Автомобилисты обрадовались: степь открыла им путь всюду. Но морозы сменялись то оттепелями, то снегопадами. Начались заносы. Сильно колебалась суточная температура. Ночью мороз, д нем — т еп ло, снег таял. Коммуникации растянулись, некоторые до 100 и более кило...И ФАШИСТСКИЙ ГЕНЕРАЛ ПОДНЯЛ РУКИА. ЛЕГОНЬКОВ, шофер 17-й автобазы г. Москвы, кавалер орденов Красной Звезды и Славы III степени Начал я солдатскую службу осенью 1939 года и закончил весной сорок пятого. Рядовым, с винтовкой в руках, участвовал в освобождении братской , Западной Белоруссии. Зимой сороково - - ^ го года воевал на линии Маннергейма. Так что Великую Отечественную встретил уже обстрелянным солдатом. Застала она меня на Смоленщине, в Ельне. В дни кровопролитных боев за этот город и на Волоколамском шоссе — за столицу нашей Родины Моск ву — на ЗИС-5 возил боеприпасы прямо к огневым точкам. Потом битва за Сталинград. В те места попал после госпиталя. Направили меня шофером в 100-й моторизованный понтонно-<мостовой батальон. Под огнем врага мы строили и содержали переправы, по которым шла тяжелая техника — танки и артиллерия. Что значили тогда для войск дороги с переправами, может себе представить каждый. Тридцать лет минуло с тех пор, а в,., памяти сохранилось многое, особенному те дни, когда советские войска перешли в наступление. Н аш батальон находился на Северном Донце — на правом фланге наступавших армий. Базировалась часть «а железнодорожную станф цию Калач. Хотя батальон был понтонно-мостовым, мы возили не только понтоны, часто доставляли снаряды и мины на переднюю линию огня. Помню, вез мины. После заморозков грунтовую дорогу вдруг развезло — сплошное месиво. О такой дороге шоферы в шутку говорили: «Тело довезу, а за душу не ручаюсь». Наступила ночь, ничего не видно. Единственный ориентир для шофера — «глазок» на заднем борту впереди идущей машины.КИЛОМЕТРЫот нашей автотранспортной роты. Пошли мы с полковником пешком через деревню Буцевичи. Только приблизились к деревне — из окна крайнего дома хлестнула автоматная очередь. Мы залегли. Я ползком подобрался к дому и кинул в окно одну за другой две гранаты. Стало тихо. Полковник приказал мне осмотреть дом. Осторожно вхожу в открытую дверь, кричу: — Кто живой, выходи! Сделал еще несколько шагов вперед, вижу два трупа на полу. Потом из дальнего угла навстречу поднялся человек в немецкой одежде. — Руки вверх! — кричу ему. Фашист поднял руки. Тут я разглядел: форма-то на нем генеральская. Вывел я его из хаты — и прямо к полковнику Захарову. Как потом оказалось, это был командир вражеской группировки. Вскоре она полностью была разбита нашими войсками. Все, что я рассказал о пленении фашистского генерала, скоро можно будет прочитать п книге И. Ф. Авраамова «82-я Ярцевская». Эту книгу подготовило к печати Военное издательство Ми нистерства обороны СССР. После войны я не расстаюсь со своим любимым делом, работаю шофером в управлении торгового транспорта столицы. Продукцию доставляю мирную, а работать стараюсь по-фронтовому. О ратных делах водителей, прошедших по дорогам войны, часто рассказываю нашим молодым шоферам, помогаю им советом |и делом.добровольцев — рабочих Московского и Горьковского автозаводов. Начинала она свой боевой путь под Брянском. Затем участвовала в сражении под Моск вой, на Южном фронте. В ноябре 1942 года мы сосредоточились в районе станции Клетская. Бригаде было приказано первой войти в прорыв. Настал день и час, когда тишину мглистого утра разорвали залпы орудий. Вот ринулись в атаку наши танки с десантом автоматчиков на броне. Прорвав оборону врага, войска прошли с боями более ста пятидесяти километров. Нам, шоферам, также приходилось работать с большим напряжением. Гитлеровцы оказывали отчаянное сопротивление, обстреливали, бомбили тылы. А надо было поспевать за быстроходными и маневренными боевыми машинами, подвозить все необходимое танкистам — снаряды, топливо, продовольствие. В январских боях 1943 года бригада сосредоточила свои удары по взятой в кольцо армии Паулюса. В ту пору начались метели. В открытой степи коекак ехать еще можно, а в балки надувало столько снега, что одному выбраться было не под силу. Обычно мы старались держаться ближе друг к другу с красноармейцем Виктором Гугиным, т оже шофером нашего взвода. Если мой ЗИС начинал буксовать, то выручал Виктор. Конечно, помогали и танковые тягачи, которые периодически расчищали дороги. Не отставать от танкистов — такова была заповедь шоферов. Следуя за боевыми машинами, мы видели и результаты их работы — разбитую технику, трупы фашистских солдат. 8 один из дней, под прикрытием метели, буквально на хвосте у танкистов Mhj в числе первых влетели на освобожденную станцию Гумрак. Здесь танкисты захватили большое количество самолетов, которые гитлеровские летчики так и не сумели поднять в воздух. Уже близок был Сталинград. Кольцо вокруг группировки неумолимо стягивалось. Ни яростные контратаки, ни попытки перекинуть воздушный мост к окруженным дивизиям Паулюса успеха противнику не принесли. 26 января произошло то радостное событие, с которого я начал свой рассказ. Головной танк под номером 18, ныне установленный на Мамаевом Кургане, напоминает советским людям о героизме воинов 121-й танковой. Когда завершилась Сталинградская битва, бригада была переименована в 27-ю гвардейскую. Примерно через месяц после ликвидации группировки мы уже грузились в эшелоны. Впереди гвардейцев ждали новые бои, новые победы.Вдруг стало светло, словно днем. Это фашистские самолеты сбросили осветительные ракеты, потом посыпались бомбы. Вспыхнуло несколько автомобилей, стали рваться боеприпасы, послышались стоны раненых. С трудом вывожу ЗИС из колонны в поле. Отбегаю и падаю. Сколько времени лежу — не _ъпомню, кажется, целую вечность. Но "вот фашистские стервятники отбомбились, улетели. С трудом поднимаюсь из вязкого чернозема — и в кабину. Груженый ЗИС рычит, буксует, но выбирается на дорогу. Сколько было таких ездок! Л однажды мне нужно было проскочить через понтонную переправу. Вражеские самолеты висели над ней непрерывно. Вздымалась на берегу земля, на много метров вверх поднимались фонтаны воды от взрывов. И вот сквозь это огненное пекло по зыбкому настилу понтона везу боеприпасы. Счастливо отделался и на этот раз. Перебрался на тот берег — к артиллеристам, которые тут же спешно разгрузили машину и усилили огонь по врагу. Снарядов тогда требовались горы. Мы их возили к передней линии огня • без сна и отдыха, до изнеможения. С каждым днем путь подвоза удлинялся, глубже уходил в гудящую, выжженную степь. Мне посчастливилось видеть неописуемую радость наших бойцов, замкнувших кольцо окружения фашистских войск под Сталинградом. С этого дня, пожалуй, среди нас утвердилась поговорка: «Кто выстоял под Сталинградом — дойдет до Берлина!». И на этом длинном боевом пути к логову фашистского зверя пришлось выдержать не один бой. А мне даже удалось пленить фашистского генерала. Произошло это в боях за освобождение Белоруссии, в районе Бобруйска. Наша 82-я стрелковая дивизия вела наступательные бои. Погиб шофер начальника политотдела дивизии полковника А. М. Захарова. М не было приказано Переменно пересесть на его машину, которая находилась где-то на проселочной дороге в лесу, километрах в трехВСЛЕД ЗА ТАНКАМИв. КОЗЛОВ, бывший военный водитель, кавалер двух орденов Красной Звезды Волгоград. Мамаев Курган. На высоком постаменте замерла грозная «тридцатьчетверка» — танк нашей бригады. Со всех концов страны приезжают сюда советские люди, чтобы еще и еще раз отдать почесть героическим защитникам города на Волге. Мысленно переношусь к событиям тридцатилетней давности. Встают перед глазами руины Сталинграда, вижу наших танкистов, чумазых, в замасленных комбинезонах, возбужденных. Вижу пехотинцев в шинелях, в полушубках. Объятия, крики «ура!», ушанки, подбрасываемые в воздух. Победа! Долгожданная, трудная победа. Это наши танкисты соединились в районе Мамаева Кургана с частями 62-й армии. А позади было столько тяжелых боев! 121-я танковая бригада, где я служил шофером, была сформирована из