РАЛЛИПять соревнований было включено в 1972 году в розыгрыш Кубка социалистических стран. В зачет шли четыре лучших результата. Успешное выступление советских спортсменов на первых двух этапах — ралли «Златни Пясци» в НРБ и «Рейде. Польском» — обеспечили нашей команде второе место. В ралли «Кордатик» (ВНР) и «Татры» (ЧССР) наши гонщики не стартовали. В тройку призеров розыгрыша Кубка вошли команды ГДР, СССР и ПНР.мотогонкам чемпион мира Джон Сертисс. В тройку призеров вошли также австралиец Т. Шенкен ифранцуз Ж. Жоссо (оба на «Брэбхэм-БТ38»).СПИДВЕЙСборная команда СССР в конце минувшего года провела шесть товарищеских матчей с польскими спортсменами. Пять встреч она выиграла с убедительным преимуществом: в Познани (46:32), Торуни (50 : 28), Хожуве (63 : 45). Тарнуве (40:38) и Люблине (51:27). Во встрече на стадионе Гожува верх взяли (55 : 53) гаревики ПНР.КАРТИНГКубок дружбы в 1972 году разыгрывался на трассах пяти городов: Ко.жле (ПНР), Лозы (ГДР). Москвы (СССР), Дунайвароша (ВНР) и Кадани (ЧССР). Прошедший сезон принес значительные перемены в распределении сил. Сборные ГДР и Советского Союза, являвшиеся вплоть до 1970 года основными претендентами на победу в командном зачете, теперь стали аутсайдерами. Команда ЧССР, выступающая в розыгрыше Кубка всего три года, уверенно прогрессирует. В 1970 году она заняла третье место, в 1971-м была второй, а в минувшем году стала победительницей. Серьезная подготовка как спортсменов, так и машин, слаженное выступление на всех этапах позволили сборным ПНР и ВНР уверенно войти в тройку призеров. Таким образом, в 1972 году места в командном зачете распределились следующим образом: 1. ЧССР — 6777 очков; 2. ПНР — 6536 очков; 3. ВНР — 5878 очков; 4. ГДР — 5832 очка; 5. СССР — 3493 очка. В личном зачете гонщики ГДР уступили первенство молодому картингисту из ЧССР Любомиру Бедржиху. Он выиграл два этапа, один раз был вторым и один раз четвертым и набрал 1160 очков. Представители ГДР Ю. Кох (1131 очко) и X. Шульц (1125 очков) заняли соответственно второе и третье места.МОТОКРОСС«Мотокросс наций» (класс 500 см ) проводился в 1972 году в Норвегии и привлек сборные команды девяти стран. Первое место заняли бельгийцы, за ними — шведы и голландцы.1мотогонкиЧемпионат мира 1972 года состоял из 13 этапов и длился с апреля по октябрь. Разыгрывалось шесть золотых медалей (по числу классов машин), на которые претендовало более 400 спортсменов со всех континентов, и среди них около 50 гонщиков социалистических стран — ВНР, ГДР, Кубы, ПНР, СССР, СФРЮ, ЧССР. О размахе первенства можно судить хотя бы по тому факту, что даже в таком мало распространенном классе, как 500 см 3с коляской, 34 экипажа набрали зачетные очки. За первые десять мест, занятых на каждом этапе, в каждом из классов спортсмены получали соответственно 15, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 2 и1 очко. Из суммы их, полученной гонщиком на всех этапах, засчитывалась лишь часть. Например, из 13 этапов в зачет шли 7 лучших результатов, а из3 9 (как было в классах 50 см 3и 500 см с коляской) — 5. Таким образом исключалось влияние на распределение мест случайностей, вызванных неполадками в машине или авариями. Тринадцать трасс, на которых проводились этапы чемпионата, резко различались по характеру, и средние скорости 3в самом быстроходном классе (500 см ) колебались от 118 км/час (трасса «Монтюих» в Испании) до 196 км/час («Спа» в Бельгии). Многие гонщики квалифицировали трассу «Турист Трофи» в Англии как весьма опасную и не считают возможными дальнейшие выступления на ней. Со спортивной точки зрения чемпионат был исключительно напряженным. В классе 50 см 3 оба претендента на «золото» — испанец А. Ньето и голландец Я. де Фрис набрали по 69 очков и имели равное число побед и вторых мест. Лишь то обстоятельство, что Ньето на последнем этапе финишировал с 13-секундным отрывом от соперника, решило спор в его пользу. Сенсацией чемпионата стало выступление молодых гонщиков Я. Сааринена (Финляндия), Я. Драпаля (Венгрия) и Б. Кнейбюлера (Швейцария), которые одержали победы на нескольких этапах, опередив многих признанных мастеров. Большого успеха вновь добился известный итальянский спортсмен Джакомо Агостини. Он довел счет своих побед в этапах первенства до круглой цифры — 100 и, выиграв два почетных титула, стал двенадцатикратным чемпионом мира. Итоги3 чемпионата. 50 см : 1. А. Ньето (Испания), «Дерби»; 2. Я. де Фрис, «Крайдлер»; 3. Т. Тиммер (оба — Голландия), «Ямати». 125 см 3 : 1. А. Ньето (Испания), «Дерби»; 2. К. Андерссон (Швеция), «Ямаха»; 3. 3 Ч. Мортимер (Англия), «Ямаха». 250 см : 1. Я. Сааринен (Финляндия), «Ямаха»; 2. Р. Пазолини (Италия), «Аэр-макки»; 3. Р. Гульд (Англия), «Ямаха». 350 см 3 : 1. Д. Агостини (Италия), «МВ-Агуста»; 2. Я. Сааринен (Финляндия), «Ямаха»; 3. Р. Пазолини (Италия), «Аэр-макки». 500 см 3 : 1. Д. Агостини, «МВ-Агуста»; 2. А. Пагани (оба — Италия), «МВ-Агуста»; 3. Б. Кнейбюлер (Швейцария), «Ямаха». 500 см 3с колясной: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгарт, БМВ; 2. Г. Лутрингсхаузер и И. Кусник, БМВ; 3. 3. Щауцу и В. Калауш (все — ФРГ), БМВ.Книга о раллистахЮ. Клеманов выбрал для своей книги оригинальную форму — дневник автогонщика. «Москвичи на «москвичах» — это рассказ об автомрбильном спорте и его рыцарях — известных советских раллистах. Рассказ, написанный от имени их товарища-спортсмена, от имени одного из них. Такое авторское «присутствие» в среде героев позволило Ю. Клеманову * познакомить читателей ис буднями звезд мирового автоспорта ис проблемами самого этого спорта. А проблем здесь немало. Автомобилизация дает о себе знать резким ростом движения на улицах городов и дорогах. Уже сейчас дорожные аварии наносят народному хозяйству ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Еще страшнее то, что аварии лишают здоровья, жизни тысячи людей. И в этих условиях большое значение приобретает массовый автомобильный спорт, помогающий шоферам в совершенствовании мастерства. Автоспорт, как справедливо говорится в книге, дорогой спорт. Но обстоятельные подсчеты. проведенные Пресс-автоклубом СССР на основе богатого цифрового материала, показывают, что затраты на его развитие вполне окупаются: и сокращением потерь от дорожно-транспортных происшествий, и подготовкой новых водителей в автоспортивных секциях, и увеличением спроса на советские автомобили, особенно заметным после каждого удачного выступления наших гонщиков за рубежом. Издательство «Московский рабочий» выпустило, на наш взгляд, очень нужную книгу. Это общее мнение, сложившееся на автозаводе имени Ленинского комсомола, откуда вышли те самые «москвичи», о которых идет речь. «Она мне понравилась тем, — сказал, например, ударник коммунистического труда рихтовщик из кузовного цеха Н. Еркин. — что очень хорошо отражает роль большого коллектива в воспитании рабочей гордости за результаты своего труда». Контролера ОТК Ф. Кислых привлекла другая сторона книги. Он с большим одобрением говорит о том, что автор убедительно популяризирует советские автомобили, гордится высоким их качеством. заботится о повышении авторитета советской фирмы за рубежом. Мы не случайно приводим высказывания, услышанные на АЗЛК. Именно в этом многотысячном коллективе выросла яркая плеяда автогонщиков, защищавших уже не раз спортивную честь нашей страны на международных трассах, в том числе ив гигантских автомарафонах Лондон—Сидней и Лондон—Мехико. Мы волнуемся вместе с героями книги. переживаем вместе с ними радость побед и горечь неудач. Может быть, еще и поэтому «Москвичи» на «москвичах» нашли живой отклик у читателей. Е. ГОЛУБЬ, редактор многотиражной газеты АЗЛКАВТОГОНКИДвенадцать этапов первенства мира 1972 года выявили нового чемпиона. Им стал 25-летний бразилец Эмерсон Фиттипальди. Карьеру автогонщика он начал пять лет назад. Первые шаги сделал в картинге, а потом пересел за руль гоночного автомобиля формулы 3. Фиттипальди, выступающий в чемпионате по формуле 1 на автомобиле «Джон плейерс-спешел» (технически это «Лотос-72Д»), выиграл в минувшем году пять этапов и набрал 61 очко. Последующие места в шестерке сильнейших гонщиков мира распределились так: 2. Д. Стюарт (Англия), «Тайрелл-005» — 45 очков; 3. Д. Хьюм (Новая Зеландия), «Мак-Ларен-М19» — 39; 4. Ж. Икс (Бельгия), «Феррари-312Б2» — 27; 5. П. Ревсон (Канада), «Мак-Ларен-М19» — 23; 6. К. Регаццони (Швейцария), «Феррари312Б2» — 15 очков.Первенство Европы по кольцевым автогонкам на автомобилях формулы 2 включало в 1972 году 15 этапов. Зачетные очки в этих соревнованиях получают лишь те гонщики, которые не набрали очков в чемпионатах мира по формуле 1в прошлые годы. Таким образом, исключается гегемония маститых, и спортсмены ранее малоизвестные получают стимул проявить свои способности. Титул чемпиона Европы завоевал известный в прошлом английский мотогонщик неоднократный чемпион мира Майкл Хэйлвуд. Он выступал на автомобиле «Сертисс-ТСЮ», который спроектировал и построил прежний соперник поСПОРТИВНЫЙ* Клеманов Ю. «Москвичи на «москвичах». Издательство «Московский рабочий». Москва. 1972, цена 59 коп.39