патриотизмеБеседы о патриотизме — новая рубрика в журнале. Рассказать нашим читателям, молодежи, воинам-водителям и юношам, готовящимся к армейской службе, об истоках советского патриотизма, любви к социалистической Родине, раскрыть величие ратных и трудовых подвигов, силу боевых традиций, показать героев наших дней — такова цель предлагаемого раздела. Мы пригласим выступить здесь видных военачальников и знатных водителей, ученых, писателей, журналистов. Будем публиковать воспоминания и документы из истории автобронеотрядов, автомобильных войск, материалы об участии их в боях за Родину, расскажем о жизни военных автомобилистов сегодня. Надеемся, что беседы станут хорошим подспорьем организациям ДОСААФв деле военно-патриотического воспитания молодежи, курсантов автомотоклубов,РОДИНУбудут способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих воиновводителей. Первое слово предоставляем дважды Герою Советского Союза генералу армии Павлу Ивановичу БАТОВУ. Имя это хорошо известно нашим людям, воинам 17 армии и флота, ветеранам-фронтовикам. "~ Боевое крещение Павел Иванович принял ещев окопах первой мировой войны, участвовал в победных походах молодой Красной Армии против белогвардейцев и интервентов, сражался добровольцем в Испании. В годы Великой Отечественной войны командовал прославленной 65-й армией, прошедшей с боями от берегов Волги до границ Германии. Ныне П. И. Батов возглавляет Советский комитет ветеранов войны, отдает много сил и энергии воспитанию наших людей, молодежи в духе советского патриотизма.Генерал армии П. БАТОВ, дважды Герой Советского Союза, председатель Советского комитета ветеранов войныСоветский народ торжественно отпраздновал 55-ю годовщину своих доблестных Вооруженных Сил. Более полувека непоколебимо стоят наша АрмияиФлот на страже завоеваний Октября . |И никогда не перестанешь удивляться то м у 'гигантскому скачку , к оторыйони сделали в своем развитии за этот пер иод . И зполураздетой , слабо технически оснащенной «аша Армия Стала са мой могущественной в мире. Сложнейшая техника, прамотмейшие специалисты, в ладеющиеею , — вот что характ еризуетАрмию .и Флотсегодня . Но прежде всего восхищают люди . Наши воины — солдаты, о фицеры , генералы — это пламенные патриоты, в оспи танные Коммунистической партией, свято выполняющие заветы великого Ленина о защите социалистического Отечества. О ктябрьскаяреволюция создала новое общество , в котором утвердилось классовое и интернациональное единство. Родился новый патриотизм — советс кий . Именно онем на VIII Всероссийс ком съезде Советов говорил В. И. Л енин : «Патриотизм человека, 1который будет лучше три года голодать, ч емот дать Россию иностранцам, это — настоящий патриотизм... Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики...». Ныне воинам-патриотам, к акяуже сказал, вверена могучая техника — р аке ты, сверхзвуковые самолеты, атомные подводныелодки , ракетоносные кораб ли, не знающиепреград танки, точнейшее электронное оборудование , м ашинысамого различного назначения. С реди наиболее распространенных ви дов техники, используемых нашими Воор уженными Силами, видное и почетное место занимают автомобили. С егодня их вармиии на флоте многие тысячи. Автомобиль так прочно вошел вармей ский быт, что в наши дни лишь изредка увидишь где-нибудь пеший строй солдат. Но транспортировка личного состава — это лишь одна из задач, решаемых спо м ощью автомобиля. О громные тягачи доставляют на стартовые позициираке -Qты. Б ронетранспортеры непосредственно участвуют вбою . А втомобилиподво зят в войска боеприпасы , в ооружение , продовольствие. На шасси многоосных машин повышенной проходимости мон тируются радиостанции, всевозможные механические мастерские , л аборатории , х лебопекарни , пункты медицинскойпо м ощи . И за рулемкаждой — военный водитель, с кромный армейский труженик, от умения , смелости и упорства ко т орого зачастую зависит успех боя , а не р едкои целой операции . Военная и техническая мысль всегда работала над тем , чтобы повысить под вижность войск, увеличить их маневрен ность на поле боя . Но решить эту задачу успешно удалось шшьс появлением на военной службе /автомобиля. Н аибо лее яркимпримером активного использования автомобильной техники в боевых действиях служит Великая Отечественная война, явившаяся для нас суровым испытанием. На фронтах ив тылу вгодыборьбысврагомвполнуюмеру раскрылись великие качества нашего наро да — любовь к Родине, к партии, готовность умереть, IHO изгнать захватчиков. Наряду сдругими войсками подлин ный массовый героизм проявили и наши автомобилисты. М не довелось не только наблюдать работу военных шоферов , но ещев большей мере непосредственнор уководитьей . И сегодня , пользуясь случаем, я отдуши хочу поздравить героев воинов, смело водивших свои машинывi \ г оды войны попутям - д орогамфронто - ^ » в ым . А пути у них были трудные , д ороги длинные, простреливаемые врагомсвоз духа вдоль ипоперек . Вспоминаются эпизоды начала войны. Ж аркие , к рово пролитные боивКрыму . С уровыйде к абрьподМосквой . Я был назначен ко м андующим третьей армией Брянского фронта. В те днидажекомандарму было непросто добраться вдействующуюар м ию . Транспорта не хватало. И уже тогда, в самомтрудном для нас сорокпервомгоду военные водители с честью выполняли свои боевые задачи. Самолеты врага гонялись чуть ли не за каждой нашей полуторкой . Гитлеровские артиллеристы устраивали огневыеловуш к и на пути колонн . Но машинышликфронтуи от фронта. На фронт везли подкрепление , снаряды. С фронта — р а неных, п одлежащее эвакуации в тыл во - , v _. енное имущество. И уж никак нельзя He^J.' вспомнить сегодня огероическомпод виге воинов-автомобилистов, п робившихколесами своих машин « Д орогужизни » по льду Ладожскогоозера . О бщая длина этой трассы была более трехсот кило м етров . О на проходила всего в пятнадцати—двадцати километрах от берега , занятого фашистами, и подвергалась не -2 ЛЮБИТЬ-РОДИНЕ СЛУЖИТЬп рерывномуартиллерийскому обстрелу. За пять месяцев автомобилисты доставили восажденныйЛенинград более двадцати тысяч железнодорожных вагонов различных грузов . Еще большеенапряжение пришлось мвыдержатьвоенным водителям вгран д иозном по своемузначениюсраженииуволжскойтвердыни — Сталинграда. Небывалая концентрация войск ибоевой техники, о бширность района боевых дей ствий, в ысокиетемпы наступления потре бовали и невиданного до той порыпосвоим масштабам обеспечения . К Сталинграду днем и ночью непрерывным потоком двигались тысячи автомобилей . Только подвозомбоеприпасов для Стал инградскогофронта было занято 2500 грузовиков . Ф ронты нуждались внепре р ывномподвозе войск, и нженерногои саперного оборудования, продуктов питания, о бмундирования . В тылах армийикорпусов создавались запасы боеприпа сов игорючего . О тсюдав дивизии, б ригады , п олкиидаже батальоны все эти запасы, к ак правило, т оже доставлялись на автомобилях. О бычные для вой ны трудности , с которыми неминуемо „ сталкивается на фронтекаждый военный ЧР водитель, здесь усугублялись отсутствие мзаранеепроложенныхдорог , явной недостаточностью естественной маскир овки . О дно дело вести машины по до р огам , н адежноукрытым от вражеской авиации густыми лесами. С овсемдру г ое — п ооткрытым , г ладкимкак стол, с тепям . П оэтомуподавляющая часть пер евозоквпериодСталинградской битвы была осуществлена ночью . В колоннах свключеннымсветомаскировочным устр ойством двигались лишь головные ма ш ины . Остальные следовали за ними , и водители их ориентировались втемно те лишь по их краснымгабаритнымог н ям . Д обавьтек этому метели иснеж ные бураны , с меняющиесясорокагра д уснымиморозами , отсутствие какихбы то ни было теплых мастерских и вам, д о р огой читатель, станет ясна обстановка, А вкоторой приходилось в те дни и ночи ^ ^ действовать водителям. П ри всех этих невероятных трудностях водители Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтовс честью выполнили возложен ные на них командованием задачи и внесли достойную лепту вобщие усилия, направленные на разгром врага. С каждымгодомвойны наращивалось боевое мастерство воинов - а втомобили стов, увеличивалось число машин . А вто м обиль все ширеи полнее использовался во всех родах войск. Накопленный автомобильными войсками в первоначальный периодвойны драгоценный опыт стал могучиморужием каждого военногошофера , немало способствовал выработке новых тактических приемов использования автомобильной техники. О собовозросло значение автомобиля в тот период , к огда Советская Армия , о чи щая от захватчиков священную землю ф - Р одины , перешла крешительным наступательным действиям, к огдавойска овладели высокими наступательными темпам и . На этом этапе автомобилистам осо б енно часто приходилось совершать рейсыв составе танковых имеханизиро ванных соединений , с опровождать их вглубокиерейды по тылам противника, с мело преодолевать минные поля, р аз 1* личные естественные и искусственные препятствия. А рмия , к оторойя тогда командовал , сражалась на территории Белоруссии, П ольши , Г ермании . С колько топких болот, водных преград встречалось в те дни у нас на пути ! В споми наются случаи, к огда для прохождения механизированных колонн приходилось прокладывать километровые гати с глубиной заложения до полутора метров . Так было, н апример , в боях подБобруй с ком . Д аразве только там. В сентябре сорок четвертого года 65-я армия вела упорныебоиспротивником севернее Варшавы. 5 сентября был форсирован Нарев. На отвоеванному врага берегу был захвачен плацдарм . К огдаего удалось расширить до 25 километров по фронтуикилометровдо 15 в глубину, к омне на НП позвонилкомандующийфронтом К. К. Р окоссовский . — Слышали, к акнемецкоекомандова ние оценивает плацдармы на Нареве и Висле? — с просилон . — Их называют пистолетами, направленными в сердце Германии. О дин пистолет в твоих руках . С мотри , чтоб не вышибли. Не теряйте времени, укрепляйте оборону. И двинулись из армейского тыла к плацдарму автоколонны, груженные всем необходимым для длительных, у порных боев. Но вот беда: м осты чер езрекуврайонеплацдарма оказались взорваннымипротивником . Ну а на пон тонах и лодках много ли переправишь? Начали искать брод . Н ашли : у зкий , извилистый, очень ненадежный . Но солдаты не растерялись, встали в воде живымкоридоромиобозначилипроезжий путь своими телами. И так стояли подбом б ежкой . А машины шли, шли по этому живому коридору. К концувойны автомобильные войска настолько окрепли , что им под силу стали даже такие сложнейшие задачи, к акпереброскавходебоя целых стрелко вых корпусов на расстояние более сотни километров . Был, в частности, такой случай ив нашей 65-й армии . В этом меро приятии было одновременно задействовано 500 автомобилей . Осуществлялась перевозка несколькими рейсами. Забрасывали вперед , к илометров на сто пятьдесят сначала один корпус. Возвращались за вторым . С ажали его на машиныпрямосмарша , доставляли в район высадки впередипервого . И снова возвра щались, за третьим . А потом подтягивали первый , в торойи так сплошнымпо т оком со среднесуточнымпробегомсвы ше 350 километров . Что и говорить, п ре к расно делали своедело водители! В послевоенное время удельный вес автомобильных воГчв наших Вооружен ных Силах вырос et ебольше . И сегоднявоенные автомобилисты призваны играть как « и когдаважную роль. Их работа направляется на создание всех условий для плановой боевойподготовки личного состава, на своевременныйподвозв части и соединения военно-технических грузов . От уровня их специальной под г отовки , дисциплинированности во мно г ом зависит боевая готовность подраз делений.Известно, что автомобилистов для ар м ии готовит ДОСААФ . И меннов клубах Добровольного общества содействия арм ии , авиации и флоту познаютподруко в одством опытных преподавателей азы автомобильной науки будущие водители ракетных установок, бронетранспортеров, станций наведения имногихдругихмашин . И от того , насколько успешно освоят здесь учебнуюпрограммупри з ывники , во многом будет зависеть общий уровень подготовленности очеред н ого пополнения военных автомобилистов. К онечно , в войсках молодымвои нам-водителям еще многому придется доучиваться, обретать многие полезные навыки. Но основы своей будущейво енной профессииони все же получат в автомотоклубах. Большое военно - п рикладное значение имеет развитие автомобильногоимото ц иклетного спорта, о собенноавтокроссы , авто- и мотогонки , в оенизированные игр ы , во времякоторых участникам прихо дится вести машины по пересеченной местности, преодолевать сложныепре пятствия, б ездорожье , з аболоченные участки, п одъемыиспуски . В эти соревно вания желательно как можно чаще вклю чать такие элементы, к акэкономиятоп лива, мастерство вождения , о риентиро вание на местности, о казаниепомощизастрявшемув пути товарищу и даже легкийремонтмашин — все то, с чемежедневно приходилось сталкиваться водителям на фронте. В учебе ислужбе автомобилистов име ется немало особенностей . По своему хар актеру работа за рулем требует больш огонапряжения , к акфизического , так иморального . Водитель должен быть сме л ым , выносливым, инициативным и нах одчивым . Военные водители часто вы полняют свои задачи небольшимигруп пами, а зачастую и просто водиночку , в условиях, к огда им приходится рассчитывать только на свои собственные силы и умение. В таких ситуациях решающее значение приобретаютвысокиемораль ные качества — самодисциплина, с амо к онтроль , сознание личной ответственности за порученное дело, исполнительность, четкость, непременное желание во что бы то ни стало оправдать дове рие иточно выполнить приказ . П риподготовкев клубах ДОСААФ будущего пополнения военных водителей очень важно учитывать все эти имногиедругиеособенности их службы . Советские автомобильные войска будут развиваться и впредь. Отечественная автомобильная промышленностьгод от года наращивает мощность . С конвей е ров наших автомобильных заводов сходят самые современныемашины . Н ебы валыми темпами увеличивается их число. И как естественный результат тако г о роста — все больше молодыхлюдей садятся за руль автомобиля. Это пре к расно . Растет смена воинам-водителям. И хочется завершить нашу беседу об р ащениемк вам, м олодыедрузья . П ом ните, что патриотизм , л юбовьк Родине — это высокиепорывыисоциали стические идеалы, но это и твоя бригада , твой автомотоклуб , твоя рота, их успехи, н адежды и, к онечно , д ружба . Л юбовьк Родине — это приумножение советских традиций, желание стать такими же , как ими были герои войны, к акими сейчас являются герои труда. Н едаромже стало у нас крылатым . в ыражение : Родину любить — Родине служить!3