14
15
16
fШГ t СТАРИНА «МОСКВИЧ»д&Если мы перенесемся мысленно на десять — двенадцать лет назад, то увидим, что среди новых автомобилей индивидуального пользования львиная доля приходилась на «москвичи» модели «407». И поэтому-то сегодня в рядах машин-ветеранов они составляют значительную часть. Понимая заботы тысяч автолюбителей, обратившихся к нам за помощью и советами, мы посвятили нынешнее заседание «Клуба» замене агрегатов «москвичей-407» агрегатами от модели «408», которая сегодня еще выпускается. У основной массы обратившихся в редакцию автолюбителей — «Моеквич-407» с четырехступенчатой коробкой передач, с задним мостом, имеющим обычные (не гипоидные) шестерни. На эту группу людей мы и будем главным образом ориентироваться в ходе нашего заседания. А для владельцев машин с трехступенчатыми коробками и гипоидными задними мостами в нужных местах будут даны отдельные советы. За консультацией мы обратились к группе инженеров Автозавода имени Ленинского комсомола. Агрегат, который, как правило, прежде других нуждается в ремонте или замене, — это двигатель. Но автоределках может быть приспоерблен для «Москвича-407». Чтобы смонтировать такой двигатель на машине, нужно снять с него некоторые «родные» детали и взамен поставить детали с прежнего двигателя, а именно: переходники передних опор силового агрегата (если резиновые подушки находятся в приличном состоянии, можно переставить и их), впускную трубу с карбюратором К-59 (именно такой стоит на двигателе 408-1000400-Л), трубку от топливного насоса, прокладки карбюратора, фильтр тонкой очистки масла вместе со шлангами, подводящий патрубок и шланг водяного насоса, редуктор привода стеклоочистителя, распределитель зажигания, втулку распределителя зажигания с прокладкой и клапанную крышку. Обращаем внимание на то, что если вы хотите использовать карбюратор К-126П и впускную трубу от «408-го», то потребуются кое-какие дополнительные узлы и детали, устанавливаемые на автомобиле модели «408». Учитывая, что двигатель «Москвич-408» мощнее, этот вариант может быть рекомендован для машин с четырехступенчамобиль — весьма сложный «организм», где все узлы и агрегаты взаимосвязаны. Стоило только поставить мотор от иной модели, как потребовалось заменить и сцепление, и коробку передач. А это, в свою очередь, заставило подумать о замене или переделке привода управления сцеплением и коробкой передач, о применении другого карданного вала, редуктора главной передачи н т. д. и т. п. Сегодня мы рассмотрим только вот эту неразрывную цепочку замен, не касаясь узлов, которые в нее не входят. Итак, надо установить на «Москвиче-407» двигатель модели «408». той коробкой передач и гипоидной главной Передачей, имеющих больший запас прочности. Прежний (от модели «407») воздушный фильтр к двигателю модели «408», снабженному карбюратором К-126П, не подходит, поэтому его надо заменить другим (408-1109012-А1) и приобрести дополнительно для установки на двигатель, стяжную ленту (4081109182), прокладку патрубка (367293-П), шайбу патрубка воздушного фильтра (408-1109094), уплотнительную прокладку (425-8404068), винт М6Х35, стягивающий ленту. Соединительный шланг вентиляции картера придется подогнать по месту, а фильтр тонкой очистки масла (408-1017011) перенести на правую сторону брызговика радиатора (щита «передка»). Кроме того, поскольку при карбюраторе К-126П и соответствующей впускной трубе двигатель модели «408» развивает более высокую мощность (50 л. с. вместо 45 л. с. у двигателя «407»), для поддержания нормального теплового режима необходимо установить масляный радиатор (408-1013010-Б). Для подвода масла к нему и фильтру необходимы соответ-ДвигательИнженер К. И. Манафов: Для такой замены наш завод поставляет в запчасти специальный комплект, состоящий из двигателя модели «408» (в сборе с оборудованием и сцеплением, но без коробки передач), предназначенный для установки на автомобиль модели «407». Индекс комплекта 4081000400-Л. Сразу же поясню, что подразумевается под оборудованием, — все, что должно быть укреплено непосредственно на двигателе: распределитель, бобина, карбюратор, стартер и т. п. А если такого комплекта не оказалось в нужный момент в магазине? В принципе можно воспользоваться другими комплектами, поставляемыми сейчас в запчасти (например, 408Э-1000400 или 408Э-1000400-Б). Каждый из них при определенных пе14 ствующие шланги (408-1017122-Б, 408-1017126-Г, 408-1018084-Б).ЭлектрооборудованиеИнженер Е. А. Столяров: Может случиться, что ваш «Москвич», на который вы ставите двигатель 408-1000400-Л, относится к той небольшой партии, у которой еще не было стартера СТ-4А с электромагнитным реле выключения. Поскольку монти•Щ руемый вами новый мотор модели «408» снабжен именно этим стартером, надо заменить прежний замок зажигания новым, типа ВК-21Д. Схема его подключения приведена на рис. 1. На «москвичах-407», выпущенных до февраля 1960 года, с массой соединялся «плюс» системы электрооборудования. Ваш новый двигатель имеет электрооборудование, рассчитанное на то, что с массой соединен «минус». Следовательно, вам придется поставить вместо прежнего аккумулятора 6-СТ-42 другой (6-СТ-42-ЭМЗ), с измененной полярностью и, кроме того, совершить три переделки в системе электрооборудования. Первая: перепаять наконечники «токового» и «массового» проводов, подсоединяемых к аккумулятору, так как его «плюсовая» и «минусовая» клеммы имеют разные посаВ дочные размеры. Вторая: поменять местами провода, подключаемые к клеммам амперметра. Третья: произвести соответствующие переделки в блоке питания приемника А-17.и она не нуждается в замене, то в картере сцепления двигателя модели «408» нужно просверлить дополнительное отверстие (рис. 3) для ее крепления.Коробка передачИнженер В. Н. Гмызов: Коробку передач, будь она трех- или четырехступенчатая, при переходе с двигателя и сцепления модели «407» на агрегаты модели «408» заменять не обязательно. Но если появилась необходимость в установке и коробки от «Москвича-408», потребуются кое-какие переделки. Начнем с задней опоры силового агрегата. У модели «407» она крепится на «подошве», отлитой заодно с задней частью горловины удлинителя, а у модели «408» — на штампованном кронштейне, привернутом к картеру коробки теми же болтами, что и фланец удлинителя. Поскольку удлинители этих коробок взаимозаменяемы, на первый взгляд кажется, что достаточно переставить на новую коробку старую деталь — и вопрос решен. Но значительный износ сталебаббитовых втулок или треснувшие приливы подошвы могут не позволить вам использовать старый удлинитель. Единственный выход — установка на горловину «408-го» удлинителя специального кронштейна (рис. 4) для присоединения задней опоры силового агрегата. Хомут этого кронштейна, стягиваемый двумя болтами М10, должен охватывать горловину через резиновую прокладку. Ее можно вырезать из старой камеры. Крепится кронштейн к кузову 8-миллиметровыми болтами. Теперь, как быть с приводом переключения? Один путь — сохранить на коробке передач модели «408» боковую крышку с механизмом переключения. При этом необходимо использовать тяги привода управления «407-й» коробкой, но, подогнав их по месту так, чтобы они не задевали одна другую и соседние узлы. После подгонки надо проверить работу тяг, включая по очереди все передачи. Другой путь — переставить на «408-ю» коробку «407-ю» боковую крышку в сборе. Если же наиболее нагруженные детали крышки — замок Рис. 1. Схема подключения замка зажигания ВК-21Д. Рис. 2. Подготовка картера сцепления для установки кронштейна. Рис. 3. Дополнительное отверстие в картере сцепления модели «408» для присоединения трехступенчатой коробки передач.СцеплениеИнженер Л. Р. Горелов: При установке комплекта 408-1000400-Л (двигатель в сборе со сцеплением и оборудованием) на «Москвич-407» никаких переделок в сцеплении не требуется. В этот комплект входят все детали, нужные для присоединения к механическому приводу, за исключением толкателя вилки, который используется от прежнего сцепления. При этом сохраняется механический привод выключения сцепления, стоящий на «Москвиче-407». <Ш Если же в вашем распоряжении двигатель в сборе со сцеплением (408-1000400 или 408Э-1000400-Б), поставляемый в запчасти к «москвичам-408», то здесь надо заменить гидравлический привод сцепления механическим. Почему? Потому что на «Москвиче-408» применяются подвесная педаль сцепления и, как следствие, цилиндр гидропривода с фланцевым креплением и зафиксировать этот цилиндр на левом лонжероне подрамника «Москвича-407» (чтобы присоединить к нему «407-ю» напольную педаль) довольно сложно. Словом, надо с «408-го» мотора снять вилку выключения сцепления, толкатель и кронштейн с шаровой опорой. Последние две детали используем от старого двигателя, а вот вилку придется приобрести другую. Ее Щ> индекс -*- 407-1601178; такую вилку в сборе завод поставляет в запчасти. И последнее: для установки кронштейна с шаровой опорой на картере сцепления «408-го» двигателя надо просверлить дополнительное отверстие (рис. 2). Если же у вас «Москвич-407» с трехступенчатой коробкой передач (выпускавшийся до 1 октября 1959 г.)3*Рис. 4. Дополнительный кронштейн задней опоры коробки передач. Его нижняя половина приваривается к опорной пластинке двумя продольными швами. Савелий Крамаров, известный киноактер, как и многие другие владельцы уже изрядно поизносившихся «четыреста седьмых», совершает очередную «молитву»: «Ну, старина, не подведи». Очевидцы утверждают, что перед «молитвой» были принесены жертвы в виде уже совсем ни на что не годных деталей.Фото П. Носовавилок переключения (407-1702051), рычаг переключения заднего хода (407-1702049-А) сильно изношены, их можно заменить такими же деталями от коробки передач модели «408». Представим себе, что на автомобиле стояла трехступенчатая коробка и она требует замены. Тогда никакие перестановки боковых крышек, их деталей или подгонка тяг не помогут. При такой коробке вал переключения проходит рядом с рулевой колонкой, и его поводки никак нельзя приспособить для подсоединения рычажков коробки модели «408». Поэтому лучше всего воспользоваться комплектом 407-1700005, который поставляется в запасные части для этого варианта. В комплект входят четырехступенчатая коробка передач модели «407», рулевая колонка без рулевого колеса, тяги привода управления коробкой, ряд дополнительных деталей и крепеж. Более подробно о замене было рассказано в № 12 журнала «За рулем» за 1965 год. Иным автолюбителям представляется в таком случае заманчивой идея смонтировать коробку передач модели «408» и снабдить ее кулисным механизмом передач модели «412». Подобный вариант требует значительных переделок основания кузова, перехода на раздельные передние сиденья, введения других сопутствующих переделок. Реконструкция является сложной и дорогой, и едва ли можно ее рекомендовать.Главная передачаИнженер Л. М. Василевский: Собственно, здесь речь у нас пойдет преимущественно о редукторе заднего моста. Этот узел, как правило, нуждается в замене по причине износа значительно реже, чем мотор или коробка. На «москвичах-407» применялись редукторы как с обычным спирально-коническим зацеплением шестерен (их передаточное число: 4,714 — 33 и7 зубьев или 4,625 — 37 и8 зубьев), так Мы рассмотрели только взаимосвязанные замены деталей и узлов модели «407» соответствующими деталями и узлами модели «408». Многие автолюбители, столкнувшись с более частной проблемой — необходимостью ремонта двигателя «Москвича-407», интересуются, какие детали и узлы можно использовать от мотора «408». Вы можете установить поршни, поршневые кольца и пальцы, шатуны,и с гипоидным (передаточное число — 4,55 — 41 и9 зубьев). В настоящее время выпускаются гипоидные редукторы с передаточным числом 4,55 (количество зубьев 41 и 9) — для моделей «426» и «433», то есть с кузовами соответственно «универсал» и «фургон», и 4,22 (число зубьев 38 и 9) — для моделей «408» и «412». Все они по присоединительным местам в картере заднего моста взаимозаменяемы. Правда, редукторы с передаточными числами 4,55 и 4,22, выпущенные со второй половины 1969 года, имеют более износостойкие шестерни полуосей — не с 10 внутренними прямобочными шлицами, а с 20 эвольвентными. Таким образом, эти редукторы хотя и могут быть смонтированы в картере заднего моста «Москвича-407», но требуют установки полуосей (408-2403069) с соответствующими шлицами. Гипоидные редукторы более позднего выпуска имеют обозначения 433-2402010 (передаточное число 4,55) или 408-2402010-Б (передаточное число 4,22). Редукторам же более раннего выпуска были присвоены соответственно индексы 407-2402010-Б1 (4,55) и 408-2402010 (4,22), а сопрягаемым с ними полуосям (в сборе с подшипником) — 402-2404069. Очевидно, что наиболее приемлемым при замене является редуктор 407-2402010-Б. И не только потому, что он комплектуется полуосями с модели «407» и есть в магазинах, а, главное, благодаря тому, что по передаточному числу ближе всего стоит к редукторам, применявшимся на «москвичах-407». Характерным внешним отличительным признаком гипоидного редуктора может служить несимметрично расположенная относительно фланца картера горловина с ведущей шестерней и ее фланцем. При установке такого редуктора следует позаботиться, чтобы спидометр правильно показывал скорость автомобиля и суммарный пробег. Для этого необходимо заменить редуктор привода спидометра. распределительный вал, толкатели клапанов, масляный насос, головку блока с седлами и направляющими втулками в сборе, прокладку головки цилиндров, комплект шатунных вкладышей. Совершенно невзаимозаменяемы коленчатые валы, клапаны и их пружины, комплект вкладышей коренных подшипников. Все варианты и комбинации ремонта и замены нам, конечно, не исчер-На «Москвиче-407» с четырехступенчатой коробкой надо смонтировать комплект 407-3802950, состоящий из редуктора 407-3802810-Г привода спидометра и ведущей шестерни, устанавливаемой на вторичном валу. Для автомобиля же с трехступенчатой коробкой требуется комплект 4073802951, включающий редуктор 407-3802810-Д привода спидометра и ведущую шестерню 402-3802833. Эти редукторы различаются тем, что у первого корпус длиннее на 44 мм, а фланец корпуса (с отверстием для крепежного болта) и резьбовой штуцер (для крепления накидной гайки оболочки гибкого вала) обращены в одну сторону. Теперь о карданном вале. Лишь только вы заменили свой редуктор гипоидным, сразу же возникает вопрос: а не нужен ли укороченный карданный вал? Действительно, надо принять во внимание, что у гипоидного редуктора расстояние между фланцами картера и ведущей шестерни стало больше, а ось последней сместилась на 32 мм вниз и на 11 мм вправо. Из-за этого потребовался другой (укороченный на 17 мм) карданный вал (407-2201010). Памятуя, однако, что величина эта небольшая и силовой агрегат смонтирован на резиновых подушках, а ваш автомобиль далеко не молод ив силу деформаций кузова взаимное расположение отдельных агрегатов могло измениться, займемся проверкой. Ее ведут в два этапа. Сначала, вывесив «задок» автомобиля, чтобы колеса свободно повисли на рессорах. После этого опускают задок и нагружают машину, чтобы она «села» на буферы задней подвески. В каждом из этих крайних положений надо подать карданный вал (с отсоединенным задним фланцем) вперед. При этом зазор меясду фланцами задней вилки вала и редуктора должен быть не менее 4 мм. Когда его нет или он мал, не исключено, что после прыжка на ухабе вы либо выбьете заглушку из скользящей вилки вала (и через нее из коробки передач вытечет масло), либо погнете карданный вал. Когда зазор достаточен, можно сохранить прежний вал (402-2201010-А). В случае если у вас стояла трехступенчатая коробка передач, которая короче четырехступенчатой (поскольку не имеет удлинителя), то здесь, безусловно, нужно заменить карданный вал более коротким (407-2201010). пять на одном заседании «Клуба». Поэтому тем, кто не смог найти нужные рекомендации по обновлению своих ветеранов-«москвичей», мы советуем обратиться к очень полезной книге, выпущенной в 1971 году издательством «Транспорт». Она называется «Взаимозаменяемость агрегатов автомобилей «Москвич» и охватывает модели «400», «401», «402», «403», «407», «408» и их модификации.16