ПРАВО БЫТЬ СПОРТСМЕНОМ• Таланты и поклонники • С пьедестала почета — в вытрезвитель • А тренеры кто? • За все в ответе щ«Разрешите мне, хотя бы в письме, поблагодарить ваги коллектив за минуты, полные сердечности и искренности, которые провели мы вместе на шестидневных мотоциклетных соревнованиях в Шпиндлерувом Млине. Советские спортсмены завоевали большую симпатию всех, кто встречался с ними или даже только слышал о них. Ваша делегация являлась образцом скромности, сердечности, носителем высоких спортивных качеств. Вероятно, для советских спортсменов это само собой разумеющиеся факты, а для меня, одного из организаторов, это было огромной помощью. Словами не выразить всего того, что чувствую. Просто — большое, большое спасибо. Ваш Рудольф Макса»д ом шестидневки. А это никогда не за бывается, потому что в проявлении таких качеств и заключен главный смысл любых соревнований. Каждый раз, провожая делегацию на ответственные международные встречи или занимая место на трибуне нашего стадиона, мы желаем спортсменам не только победы. Нас волнует, как будет добыт успех, что даст состязание его участникам и зрителям. Ведь спорт — это кусочек жизни, тот, что у всех на виду. И важно, чтобы здесь было как можно больше того, что так це нится в жизни — великодушия и честности, упорства в достижении цели и мужества признать свои ошибки. Вот почему в одинаковой степени мы гор димся замечательными достижениями наших автомобилистов в ралли Лондон — М ехикои благородными поступками экипажа К. Гирдаускаса и его товарищей, не раз спешивших на выручку за рубежным соперникам, попавшим в аварию. И не случайно именно этому экипажу был вручен первый приз «За спортивную доблесть». Д ля нас стали привычны триумфальные победы советских «ледовиков» в чемпионатах мира и 'постоянная помощь Г. Кадырова, Б. С а мородова, Ю . Дудорина и их механиков многим иностранным гонщикам. Иначе и быть не должно. Для советских спортсменов победа, какой бы желанной она ни была, — не единственная цель соревнований. Физкультура и спорт, в том числе автомобильный и мотоциклетный, развитию которых в нашей стране уделяется большое внимание, призваны воспитывать умолодежи самые высокие моральные и физические качества. Потому-то так популярен у нас спорт, такой известностью и всенародной любовью пользуются наши спортсмены. Впрочем, о носителях идеалов спорта написано немало. И не о тех, кто свято их соблюдает, пойдет здесь речь. М о ж ет быть, именно всеобщая признательность, которой пользуются спортсмены, их огромный авторитет мешает нам иногда вовремя увидеть и дать реши тельный бой фактам уродливым, чуждым самой природе советского спорта. Казалось бы частность: тренер, обидевшись на судей, не вывел на парад свою команду, какой-то чемпион на радостях «обмыл» добытую в трудной борьбе ме даль или представитель попытался «протащить» в число участников не заявленного гонщика. Чего, мол, не бывает, один сделал это необдуманно и потом раскаялся, другой просто потерял голову от счастья победы. Жаль, что примерно так рассуждают еще многие добренькие руководители и тренеры, в обязанности которых входит не только развитие автомобильных и мотоциклетных соревнований, но главное — воспитание спортсменов. Они готовы правдами и неправдами до биваться квартиры для какого-нибудь талантливого юнца, подыскивать ему должность, где он сможет получать побольше денег и поменьше работать. А закапризничает молодое дарование, пригрозит перейти в другую спортивную организацию — тут жэ устроят « а вторую работу. И становится этот спортсмен по его собственному глубокому убеждению личностью исключительной, которой все дозволено. Так было не раз. И финал подобных добрых «услуг», как правило, плачевен. У ж как лелеяли в свое время мотобольную команду «Домбай», чего ни делали спортивные организации КарачаевоЧеркессии, чтобы игрокам команды жи лось хорошо. Многократные чемпионы страны, победители Кубка Европы, они были возведены чуть ли не в ранг национальных героев, их фотографии красовались в витринах магазинов. А ведь некоторые игроки команды помимо пушечных ударов по воротам и изящной обводам славились и другими «успехами» — явным пристрастием к спиртному. Н е знали об этом в том жеобкомеДОСААФ ? Знали, конечно, но прощали, старались не замечать «шалостей» ч ем пионов. Громкая слава, блеск медалей казались важнее. А когда спохватились, было уже поздно. И /вот теперь два по следних года обращается обком ДОСААФ вФедерацию мотоспорта СССР с просьбой оставить «Домбай» в классе «А» (а он потерял это право), расписываясь тем самым в совершенных ошибках. Так же трогательно оберегали от различных неприятностей известного ленинградского автогонщика мастера спорта Б. Щетинского. Его спортивная «Волга» не раз финишировала в числе пер вых на чемпионатах страны по шоссейно-кольцевым и ипподромным гонкам. А потом героя соревнований часто мож но было увидеть в другой «Волге» — спецмашине милиции, направляющейся в вытрезвитель. И здесь, видимо, местная федерация автоспорта слишком долго решала, что важнее в биографии Б. Щетинского — перечень спортивных побед или длинный список попоек, скандалов, пятнадцатидневных отсидок по приговорам народного суда. К сожалению, немало у нас еще тренеров, которые видят и ценят у своих подопечных только технику вождения, реакцию на старте, скоростную выносливость. Но вот вдруг настает неприятный момент, когда нужно объяснить, к акмог тот или иной гонщик нарушить спортивную этику. И такой воспитатель ока зывается в затруднении — ничего, к ро м е специальных качеств провинившегося, он не знает. «Завоевал столько-то первых, столько-то вторых и третьих мест, много раз проявлял волю к победе». И все. А что за человек этот гон-СЭто короткое, полное искренней признательности письмо было направлено руководителям советской команды. Читаешь его и вновь невольно задумываешься над тем, в чем же главный смысл спорта, чем притягивает он к себе, что дает людям — участникам, организаторам, судьям, зрителям. М о ж ет быть, главное — это волнующая картина спортивной борьбы, спора му скулов, нервов, воли? Или триумф победителей, всходящих под звуки фанфар на пьедестал почета, блеск медалей, лавровые венки и кубки? 'Вероятно, и то и другое. Но все же это лишь внеш няя, легко различимая сторона спорта. Какими бы интересными, остросюжетными ни были соревнования, рано или поздно они заканчиваются. Л юбой из нас, соприкасавшийся с ними хотя бы в роли зрителя, довольно быстро забывает моменты, которые еще недавно доставляли столько переживаний. И тем не менее, соревнования не проходят бесследно, они оставляют нечто большее, чем воспоминания о том, как распределились места в судейских протоколах. Это как раз и стоит за строками письма Рудольфа Максы, одного из ор ганизаторов 47-х международных шестидневных мотоциклетных соревнований ФИМв Шпиндлерувом Млине. Наша команда была там четвертой («За рулем», 1973, № 1), но, думается, итог ее выступления более значимый. Советские мотоциклисты еще раз продемонстрировали мужество, волю, высокие духовные и физические качества, с кром ность и честность, завоевав уважение и признательность всех, кто следил за хо18