СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАКОЛЕСО, СПИЦЫ БИЕНИЕ«Хочу заменить поврежденные спиц ына колесе мотоцикла. Р асскажите , п ожалуйста , к ак после этого «отрегулировать» колесо», — просит А . Колтунов из Новочеркасска. С. Юзовского из Львова интересует, почему его мотоцикл после ремонта колес потерял устойчивость на большой скорости икак этот недостаток устранить. Отвечает на вопросы мотоциклистов инженер Э. КОНОП. Заметное биение колес — одна извозможных причин ухудшения устойчивости, р аскачиванияи «рыскания» мотоцикла, п оявления значительных вибраций. Оно возникает в одних случ аях из-за деформации обода как следствие «энергичного» наезда на препятствие, в других — из-за ослабления или обрыва спиц под воздействием вибраций и переменных нагрузок (особенно при езде по плохим дорогам). Сильно деформированный обод восстановить очень трудно, поэтому его обычно заменяют новым, а имеющий небольшие повреждения исправляют рихтовкой. Д ля этого поврежденное колесо разбирают, предварительно измерив расстояние «а» (рис. 1), чтобы после сборк и плоскость симметрии обода совпал ас осью симметрии мотоцикла. В противном случае колеса окажутся лежащ имивразных плоскостях, что привед еткпоявлению неустойчивости. Если ниппель спицы из-за коррозии Рис. 1. Перед разборкой колеса надо измерить расстояние «а».не отворачивается, надо смочить место соединения его со спицей керосином. После рихтовки поврежденного обода приступают к сборке. Прежде всего устанавливаютспицыв гнезда тормозного барабана. Н иппели (гайки) в началенавинчивают от руки . Если они идут с трудом, резьбу необходим о откалибровать метчиком . «Тугой» ниппель затруднит сборку колеса. Сильно поврежденные коррозией спицы надо заменить, т аккакониутратили большую часть первоначальной прочности. С самого началаидозавершения сборки и работы по устранению биен ия колеса необходимо периодически контролировать расстояние «а». Чтобы проверить биение, вставляют вподшипники колеса ось изажимают ее втисках через два деревянных бруска. Постепенно затягиваяниппелиивращая колесо, мелом или карандашом (имеющими неподвижную опору) отмечают точку наибольшего осевого биения обода (рис. 2). Вблизи этой точки несколько увеличивают длину группы спиц 1и подтягивают группу спиц 2. В диаметрально противопол ожном месте подтягивают спицы 3и ослабляют спицы 4. Периодически вращ ая колесо икаждый раз отмечая «выступающую» точку, постепенно добиваются минимального осевого биения. Подобным образом устраняюти рад иальное биение обода (рис. 3). Но в этом случае около «выступающей» точк и следует укоротить (натянуть) обе группы спиц — 1 и 2, а вдиаметраль но противоположном месте — ослабить спицы групп 3и 4. Следует помнить, что натяжение спиц влияет на оба вида биения одновременно, поэтому, добившись минимального осевого биенияиустраняя только радиальное, г руппы спиц 1и2натяги вают, а группы спиц 3и4 ослабляют в равной степени (на одно и то же число оборотов ниппеля ) . И наче за уменьшение радиального биения можнопо п латиться повышением осевого. Все это делают внимательно и вдумчиво. Поспешность здесь всегда приводит к увеличению затрачиваемыхусилийилишь отдаляет удачное завершение кропотливой работы.Новый, не имеющий деформации обод удается, к акправило , смонтировать с биением не более 0,5 мм . Д ля старого же обода можно считать допус тимым биение до 2мм . Завершая работу, остается проверить, одинаково линатянуты спицы. Это легко оценить по высоте звука , который издает спица, когда по ней постукивают ключом. Звучание всех спиц должно быть одного тона. Выступающие из ниппеля концы спиц^^ спиливают во избежание прокола ка * ' меры. К роме биения обода, нередко можно встретить биение шины колеса из-за ее неправильного монтажа . В эксплуа т ациитакаяпокрышка неравномерно изнашивается и деформируется — в результате устранить ее биение уже не удастся. Иногда новые шины , установленные на колесо без заметного биения, всетаки приводят к неприятному вилянию, «рысканью» мотоцикла на малых скороетях ( 2 0 — 3 0 км/час). Наиболее частой причинойоказываетсядефектпокрышки , схематически показанный на рис. 4. В этом случае при движении мотоцикла «пятно» к онтакташиныс дорогой при каждом обороте колеса совершает колебание между крайним илевымиправымположениями , что приводит краскачиваниюмотоцикла . ^ , Н амалых скоростях, особенно если^/ сильно загруженбагажник , наступает резонанс поперечных колебаний мотоц икла , тогда «рысканье» становится сильным. Поэтому, п окупая новую пок рышку , посмотрите, нет лиу нее этого дефекта. Некоторые опытные мотоц иклисты подобную шинувначале став ятна заднее колесо, где она сравнительно быстро «обрабатывается», п ри н имаяправильную форму. Требовательный мотолюбитель обращает внимание также на балансировку колес. Д аже простейшее уравновешивание их припомощи свинцовой ленты, н аматываемойна спицы в «легком» месте, существенно уменьшаетвибрации ходовой частии подвесок мотоцикла и, следовательно, у лучшает управление им. Одновременно уменьш ается износ ходовой части, а такжефподшипниковишин . Сбалансированн ое колесо при свободном вращении останавливается в любом положении . Рис. 4. Шина со смещенными половинами.Рис. 2. Определение осевого биения обода: 1—4 — спицы.Рис. 3. Определение радиального биения обода: 1—4 — спицы._jg-r-—|1Тг» а2^ 1лX—\|\ •I \«ААi ii1i>