Бу дущие автомобили строящегосяКамского автомобильного завода обрели окончательные черты. О пытныеобразцы автомобилей и автопоездов КамАЗ прошли уже большой путь. После их конструктивнойразработкии постройки пер ­ вых агрегатов начались серьезные стендовые испытания, к оторые ведутся ещеи сейчас. Дальнейший этап — постройка трех последовательных серий опытных образцов , их заводские испытания идоводка . По существу еще до своего рождения опытные автомобили КамАЗпробежаливобщейсложностиоколо1 500 000 километров. Они прош ­ ли жестокийэкзамен на тяжелых булыжныхдорогах Углича, на проселочных и полевых дорогах Мелитополя, на горных дорогахКрымаи Кавказа, в высокотемпературных условиях Красноводска, не говоряужео различных дорогахДмитровского полигона НАМИ .Во время эксплуатационных испытаний водном из транспортных предприятий Главмосавтотраиса автопоезда с тягачами КамАЗпре ­ одолели многие десятки тысяч километров на междугородных , а точнее межреспубликанскихмаршрутах , занимаясь перевозкой реальных гру ­ зов в реальных условиях эксплуатации. , Сейчас семь образцов , принадлежащих первому семейству КамАЗ , вышли на государственные испытания. Именно они положат начало существованию этого обширного семейства камских автомобилей и автопоездов. На первых прототипах стояла .марка «ЗИЛ». У же несколько лет большая группа конструкторов , производственников и испытателей Москов ­ с кого автомобильного завода им . Лихачева работает над машинами для Камского автозавода. Этот труд был начат >еще до того, к ак появились первые строители вНабережных Челнах. Н о толыко осенью 1972 года, к огда были построены автомобили КамАЗ , п роходящие сейчас государственные испытания, главный конструкторЗИЛа А. М . К ригер отметил, что «столичные автомобилестроители, п оддержанныемоторостроите ­ лями Ярославля, с могли создать семейство автомобилей-тягачей, к о ­ т орое будет отражать ростнашеготехническогопрогрессав девятой пятилетке». Из беседысним .мы узнали, что для 'Камского автомобильного за ­ вода автозаводом им . Лихачева создаются три семейства трехосных автомобилей, в ключающих 12 модификацийв большинстве своем ско ­ лесной формулой6X4 (то есть сдвумя задними ведущимиосями ) . Под авляющее число модификацийпервого семейства — тягачи, предназначенные для работы в составе поездов грузоподъемностью14 — 16 тонн. П ри этом водном из семейств имеется седельный тягач и для буксировки полуприцепа грузоподъемностью 20 тонн. Ш ирокаягаммамодификаций , различающихся колесной базой, м ощ ­ ностью двигателей, числом ступеней вкоробках передач, передаточн ыми числами ведущих мостов, наличием (или отсутствием) спального места в кабине, п озволит обеспечить наиболее полное удовлетворение нужднародного хозяйства. С редимодификаций представлены и 8-тонн ые автомобили-тягачи сразными колесными базами ибортовымиплатформами , рассчитанные для работы с 8-тонными прицепами Бал ашевского ГКБ, и седельные тягачи, п редназначенные для буксиров ­ ки 14-тонных полуприцеповОдесского автосборочного завода, и тягачи-самосвалы сбоковойразгрузкой для сельского хозяйства, и 7-тонн ые строительные самоовалы, р азгружающиеся назад, с кузовамииопрокидывающимимеханизмамиМинского автозавода. На всех автомобилях установлены силовые агрегатысновымидизелями Ярославс когомоторного завода. У большей части автомобилей — V - о бразныевосьмицилиндровые двигатели: «а тягачах — м ощностью 210 л. с , а на одиночных автомобилях — 180 л. с. Тягач же 20-тонного автопоезда снабжен V - о бразнымдесятицилиндровымдизелеммощностью 260 л. с. А втомобилиКамАЗ , п режде всего, качественно новая ступень впро ­ ектировании ипостройке отечественных грузовиков . К ак показали испытания, н овыемашины обладают высокими тягово-динамическими ка ­ чествами инадежнойтормозной системой, отвечающей всем современным нормам. Д ля водителя передняя трехместная кабина КамАЗ представляет удобства не меньшие , ч емкузовлегкового автомобиля. К амАЗыиме ­ ю тмягкуюи плавную рессорнуюподвеску ; их кабины в задней части опираются на две четвертные рессоры , а. к ресло дополнительно под реоооренно срегулировкоймягкостив зависимости от веса водителя. А втомобилихорошо «держат дорогу » и обладают высокой маневренностью. Техническое обслуживание и достаточно просто инетрудоем ­ ко. Всем этим удобствам, в ысоким эксплуатационным качествам автоI мобилейКамАЗуже дали должнуюоценку испытатели. Сравнительные * характеристики, полученные при испытаниях, показывают, что КамАЗыне уступают посвоим качествам лучшимзарубежнымобразцам того же класса. Близка кзавершению большая работа конструкторови испытателей над 8-тонными автомобилямии 14—16-тонными автопоездами с тягачами КамАЗпервого семейства. Недалеко товремя , к огда компетентная комиссияскажет свое последнее слово воценке машин этого сам огообширного семейства. Н оужеи сегодня ясно: К амАЗыдержат экзамен успешно. 2. «За рулем» № 4ЭКЗАМЕН СДАЮТ АВТОМОБИЛИ КамАЗБортовой грузовик КамАЗ-53202 с двухосным прицепом. Грузоподъемность автопоезда 16 тонн (8+8).щТрехосный тягач КамАЗ-5410 с полуприцепом грузоподъемностью 14—15 тонн,Семитонный самосвал КамАЗ-5510. Фото Ю. Андрианова и Б. Датнова