24
25
Изучаем новые Правила дорожного движенияМы продолжаем публикацию статей, разъясняющих новые Правила дорожного движения. В связи е тем, что больше всего вопросов при изучении Правил, как показали первые месяцы, Касается новых дорожных знаков и порядка проезда перекрестков, мы решили не придерживаться прямой последовательности глав, а рассказать раньше всего о том, что представляет большие трудности и вызывает вопросы. Вот почему сегодня вслед за статьей о дорожных знаках предлагаем материал о правилах проезда нерегулируемых перекрестков.Ш^2НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИНа нерегулируемых пересечениях, то есть там, где движением Не управляют регулировщики или светофоры, водителю самому приходится решать, (может ли он выехать на перекресток, как двигаться через него, кому надо уступать дорогу. Что говорят на этот счет нынешние правила дорожного движения? Постараемся возможно полно ответить на этот вопрос и для (наглядности приведем примеры (на рисунках цифры указывают очередность проезда).во-первых, любой перекресток вне очереди проезжает специальный транспорт («скорая медицинская помощь», пожарные и другие машины, оборудованные сигналом типа «сирена»), а также транспортные средства, сопровождаемые автомобилями или мотоциклами ГА'И. Во-вторых, через перекресток, на котором пересекаются главная и второстепенные дороги, преимущественное право на движение имеют водители транспортных средств, находящиеся на плавной дороге. А ею считается дорога, имеющая любое покрытие, то отношению к дороге вез покрытия, либо обозначенная дорожными знаками 1.5 или 4.1 по отношению к дороге, на которой установлены знаки 1.6 или 2.15. В последнем случае наличие или отсут-Пример 4. К перекрестку равнозначных дорог с трех сторон приближаются легковой автомобиль, троллейбус и грузовик. У грузовика с правой стороны нет помех, потому он первым выезжает на перекресток и беспрепятственно поворачивает налево, а легковой автомобиль должен остановиться, поскольку оправа от него находится троллейбус. После проезда грузовика на перекресток выедет троллейбус, так как в это 'врем'я у него не будет помехи справа, и только в последнюю очередь через (перекресток двинется легковой автомобиль. ют очередность проезда между собой водители трамваев. Необходимо подчеркнуть, что новые Правила движения не дают права выезжать «а перекресток («под прикрытием» или проезжать его одновременно с транспортом, водитель которого пользуется преимуществом. (В случае, когда (главная дорога меняет на перекрестке .направление, водители, находящиеся на главной дороге, между собой должны определять очередность проезда, как на перекрестках равнозначных дорог. Так же должны поступать и водители, находящиеся на второстепенных дорогах, то есть руководствуясь наличием или отсутствием помехи справа.Пример 1. К четырехстороннему перекрестку по асфальтированной дороге приближается велосипед, а по грунтовой — автобус. Преимущество в проезде перекрестка .на стороне велосипедиста, поскольку он движется по дороге с (покрытием, а она является тлзвной По отношению к грунтовой, на которой (Находится автобус. Пример 3. К трехстороннему перекрестку подъехали легковой и грузовой автомобили, в связи с тем, что Правила -дорожного движения «а трехстороннем перекрестке ни одной из дорог не дают преимущества, первым выедет на перекресток и проедет его .грузовой автомобиль, так как он не имеет помехи с правой стороны.Пример 2. К четырехстороннему перекрестку .по асфальтированной дороге приближается велосипедист, а то 'грунтовой — автобус. Перед (Перекрестком со всех 'Сторон установлены знаки 11.4 «Пересечение с равнозначной дорогой». (Благодаря им данный перекресток, несмотря на различия в покрытии образующих его дорог, стал равнозначным, а следовательно, преимущественным правом пользуется водитель автобуса, поскольку у него нет помехи с правой стороны.ствие покрытия -для определения главной дороги роли не играет. В-третьих, если 'перекресток имеет равнозначные проезды, то трамвай, независимо от направления движения, имеет преимущественное право перед любыми нерельсовыми транспортными средствами (троллейбус, автомобиль, велосипед, 'гужевая повозка и т. д.). Когда же к такому перекрестку с нескольких направлений приближаются нерельсовые транспортные средства, то преимущественное право «а движение независимо от направления поочередно предоставляется тем водителям, у которых нет помехи с правой стороны. На основе этого же правила определя-Пример 5. IK перекрестку с равнозначными проездами Приближаются грузовой и легковой автомобили, причем трузовой разворачивается, а легковой поворачивает направо. Каков порядок разъезда транспортных средств? Преимущественное право на движение имеет грузовой автомобиль, у (которого с правой стороны нет помехи. Это право сохраняется за ним на всех стадиях разворота. Легковой автомобиль, подъехав к пере-. крестку, может повернуть направо и не дожидаясь окончания разворота, но при условии, что (не (создаст помех разворачивающемуся автомобилю.24 С ущественное значение для безопасности имеетне только очередность выезда не перекресток , но ипорядоквы ­ полнения поворотовв зависимости от встречного и попутного движения транспортных средств. Поспешность при поворотеможет привести кстолк ­ н овениюмашин или наезду на пешехо ­ дов. Излишняя задержка создает «пробки», приводит к снижению проп ускнойспособностиперекрестка . Чтобы этого не происходило, водителям нерельсового транспорта надо хорошо усвоить правила выполнения этих маневров. Выехав на перекресток для поворота налево, п реждечем пересекать трам ­ вайные пути , надо убедиться, что сзади не приближается трамвай, а если при ­ ближается — пропустить его. Затем следует пропуститьи все транспортные средства, д вижущиеся по равнознач-пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть улицы ( д ороги ) , на ко ­ т орую надо повернуть . П ередвыездом -на нерегулируемыйперекресток водитель долженпри наличии дорожного знака .2.15 «Проезд без остановки запрещен» остановиться перед линией ((табличкой) «СТОП», а если ее нет — перед знаком . Если же перед перекрестком установлен знак 1.6 '«Пересечение с главной дорогой » , то, п ропуская имеющих преимущественное право на движение , водитель не может выезжать за линию попереч ­ ной разметки , п рименяемойсознаком , а при ее отсутствии — на перекресток .П ример б. (К перекрестку равнозначных дорог подъезжают трамвай и попутный сним (грузовой автомобиль, а в 'поперечном направлении — троллейбус игужеваяповоз ­ к а . (Какова очередность их движения? На (перекрестке равнозначных до ­ р ог трамвай, н езависимо от направления движения , имеет преимущест ­ венное право перед яерельсовыми транспортными средствами — о ни проезжает первым. Грузовик же стоит, так какпроезд («под прикры ­ т ием » новыми Правилами отменен. П оэтомунерельсовые транспортные средства проезжают перекресток только после трамвая ипоочеред ­ но — сначала гужевая повозка, зат емгрузовой автомобиль ипослед ­ н им троллейбус.П ример 9. (К четырехстороннему перекрестку , на котором главная дорогаменяет направление, со стороны второстепенных проездов подъехали трамвай, л егковойи трузовой автомобили. 'Какое порядокпроездав этом случае? Это перекресток неравнозначных дорог , н опоказанные транспортные средства находятся ма второстепенных проездахиопределяют последовательность движениякак на пер екрестке равнозначных улиц (дорог). Следовательно, трамвай имеет преимущественное право на движение перед нерельсовыми транспортн ыми средствами, а после трамвая на перекресток выедет грузовой автомобиль,ной дороге со (встречного направления прямо или направо. Безостановочно можноповернуть лишь втом случае, если водитель, д вижущийся навстречу, с амимеетпомеху оправа. Трамвай, н аходящийся на (перекрестке, н езависимо от направления движе ­ ния проезжаетперекресток безостановочно, с охраняяпреимущественноепра ­ во на движениекакперед встречным, так ипередпопутным нерельсовым транспортом . (Если же навстречу пово ­ р ачивающему налево трамваюпорав ­ нозначной улицеприближаетсядругой трамвай, то последний имеет преиму ­ щественное право (на движение . Н аконец , п рилюбых (поворотах води ­ тели транспортных средств должныВ заключение (Хочется обратить внимание всех на следующее немаловажное обстоятельство. Некоторые водители почему-то полагают, что уступать доро ­ гу транспортным средствам, пользующимся преимуществом проезда, надо только тогда, к огдаониподошлик пер екресткуодновременно . Это опасная ошибка , п риводящаяк весьма неприятн ым , ч тобы не оказать больше , результатам. Правила не случайно прибегликвыражению «приближающихся справа», а не '«подъехавших». Ведь скорости движ ениямогутбытьразными , и то, что вы приблизились к перекрестку первым, для определения очередности проезда (роли не играет: не исключено , что кточке пересечения ваших путей транспортные средства подойдут одно ­ в ременно . Так что надо останавливаться иждать , п окане (проедет тот водитель, на чьей стороне преимуществен ­ ное право на, д вижение . Н. Ю МАШЕВ , член Межведомственнойкомиссии по разработке Правил дорожного движения