т ыедет наЖИГУЛЯХ!Прошла зима — скучное время для тех, кто держал машину в бездействии, и трудное для истых автолюбителей, не расстававшихся с ней и на день. Владельцы «Жигулей», впервые ездившие в морозы, убедились теперь на собственном опыте, как хорошо приспособлены эти машины к нашей зиме. Вспоминаем те дни, когда столбик термометра находился у отметки 20—25 градусов ниже нуля, а мы спокойно садились в ночевавший на улице ВАЗ, поворачивали один-два раза ключ зажигания и слышали в ответ, как чуть ли не радостно начинает работать его сердце, вызывая удивление и зависть у водителей других машин. Не раз и не два слышал наш автомобиль слова благодарности, адресованные создателям «Жигулей». Уверены, что мы были в этом далеко не одиноки. Не забыты еще водителями ведра горячей воды, «сдвоенные» аккумуляторы, буксирные тросы, мозоли от пусковой рукоятки, маленькие и большие хитрости — все, что применялось и применяется сейчас для оживления впадающих в спячку от мороза моторов старых автомобилей. Здесь нет никакого чуда. В конструкцию «Жигулей» заложены самые испытанные, простые и надежные решения, применяемые в современной автомобильной технике. По заданиям ВАЗа разработаны и выпускаются на наших заводах новые, более совершенные масла, охлаждающая и тормозная жидкости, аккумуляторная батарея, карбюратор и другие приборы, которые вместе с удачной конструкцией ряда узлов обеспечивают и легкий пуск двигателя и нормальную работу машины в любую погоду. Ну а почему же все-таки многие «жигулисты» не ездят зимой? Мы опросили несколько человек и получили в основном такие ответы. A. Усольцев, водительский стаж семь лет: «Жалко новую машину, соль разъест покрытие и металл». К. Стрижинский, стаж восемнадцать лет: «Не хочу раньше времени мотор ремонтировать, ведь каждый «холодный» пуск эквивалентен по износу 100 километрам пробега (давно где-то читал об этом)». B. Кобрин, стаж два года: «Страшно ездить по зимним дорогам, того и гляди в аварию попадешь». Что ж, причины для каждого веские, но обноснованны ли, скажем, первые две?Давайте выясним. После безжалостной эксплуатации в течение всей зимы мы тщательно проверили состояние кузова нашего редакционного автомобиля. Видимых повреждений покрытия ни в колесных нишах, ни на днище кузова не обнаружили. Мастика стойко перенесла действие химикатов, которыми посыпали улицы в Москве, как только выпадал снег. Не заметно влияния солей ци на шины, ни на покрытие деталей, расположенных под кузовом, хотя зимой ни разу не мыли автомобиль снизу. Мы не стали выяснять, чья в этом заслуга — дорожных хозяйств, начавших применять менее агрессивные средства для таяния снега, или химиков, создавших столь надежную защиту металла. В данном случае главное другое — машины, как мы убедились, не страдают от встречи с тающим снегом на дороге, так что ездить зимой — не значит губить кузов. Теперь о холодном пуске. К сожалению, определить степень износа за зиму трущихся деталей двигателя нашего автомобиля невозможно, так как неизвестно их состояние до наступления морозов. Мы можем лишь констатировать, что работа двигателя (впрочем, как и автомобиля в целом) за это время не ухудшилась. Вообще же, более полную и объективную картину дают специальные испытания, которые проводились на ВАЗе. Вот что рассказывают о них специалисты завода. — Отрабатывая конструкцию двигателя, мы определяли износостойкость его узлов при самых неблагоприятных условиях. В частности, нас интересовал вопрос, как переносит мотор многократные пуски в мороз и работу в процессе достижения рабочей температуры. Результаты испытаний показали, что износы трущихся деталей практически не выше нормальных. Это дало возможность, кстати, отказаться от сухих коротких гильз в цилиндрах, как почти бесполезных для нашего двигателя. Распространенное среди некоторых автомобилистов мнение о «страшном вреде» холодцого пуска основывается на практике эксплуатации прежних автомобилей. Действительно, когда-то несовершенные материалы деталей двигателя и, главное, масла были весьма чувствительны к изменению температуры. В морозы, например, сила трения между сопряженными поверхностями возрастала в несколько раз, вызывая интенсивный их износ. Ныне же масла содержат сложную композицию присадок, которые придают новые полезные свойства. Благодаря более совершенной системе смазки и материалам, обладающим высокой износостойкостью, современные масла обеспечивают нормальную эксплуатацию машины и при низких и при высоких температурах окружающего воздуха. Так что думать, будто зимняя эксплуатация «Жигулей» с холодным пуском значительно сокращает срок жизни двигателя, — ошибочно.Последнюю причину — боязнь зимней дороги — называли многие водители. Это для них не только психологический барьер. Заваленная снегом или скользкая улица требует от водителя больше осторожности, внимательности, хорошей реакции ик тому же умения ездить в таких условиях. А ему, к сожалению, на курсах не учат. Оно, это умение, приобретается каждым самостоятельно, часто в потоке транспорта при обычных поездках. И дорогой ценой иногда приходится платить за повышение водительского мастерства. Вопрос об этом уже поднимался в нашем журнале. И чем быстрее он будет решен, чем быстрее появятся школы обучения приемам езды на скользких и заснеженных дорогах — тем лучше. С каждой зимой, хотим мы или нет, все меньше машин будет на приколе, а среди водителей соответственно увеличится число новичков, лишь теоретически представляющих, как нужно тормозить или поворачивать на снегу или льду. С круглогодичным использованием автомобилей связаны еще многие другие вопросы, однако это предмет особого разговора. А пока вернемся к «Жигулям». Наступают теплые дни, не грозит больше снегопад и вместе с ним химикаты на мостовой; надо в первую очередь тщательно вымыть автомобиль и сверху, и снизу, и внутри, чтобы удалить остатки соли и грязь. Внимательно осматриваем покрытие и детали, доступные глазу, обращая особое внимание на днище кузова и колесные ниши. Если будут обнаружены трещины или пузыри на мастике, не оставляйте это без внимания. Там, где мастика отстала от металла, удаляем ее, а затем ремонтируем поврежденные места, пользуясь разными способами в зависимости от вида и размера повреждения. Небольшие участки можно заделать и пластилином, а крупные — предназначенной для этой цели мастикой, продающейся в магазинах. Технология ее нанесения приведена на этикетке банки. Если обнаженный металл уже тронут коррозией, то сначала удаляем ее механическим путем (металлической щеткой, шкуркой) или при помощи готовых химических средств («преобразователей ржавчины»), затем наносим грунтовку (например, № 138 в аэрозольном баллоне), а потом — мастику. Окрашенные наружные части автомобиля после мойки, как полагается, натираем одним ив защитных препаратов («бальзамом», восковой пастой и т. п.), а хромированные — пастой для хрома. После этих процедур машина на наших глазах приобретает прежний вид и меньше будет бояться солнца, пыли и воды. Теперь переставляем крышку воздушного фильтра в летнее положение (так, чтобы синяя метка совпадала со стрелкой на патрубке забора воздуха) и меняем масло в двигателе, если оно было зимним (М-8Г), согласно указаниям инструкции. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер16