ставляет бензин А-72, который никогда этилированным не бывает. Неэтилированные бензины бесцветны. Если жев бензин добавлен антидетонатор — тетраэтсвинец (ТЭС), то бензин окрашивают, чтобы даже по внешнему виду можно было безошибочно определить, что этот сорт ядовит и при обращении с ним следует проявлять особую осторожность. ГОСТом предусматривается следующая окраска: А-66 — в оранжевый цвет, А-76 — в зеленый, АИ-93 — в синий, АИ-98 — в желтый.Переоборудовать не разрешается«Я не инвалид^ — пишет читатель Г. Татосов из г. Запорожья, — но подвижность левой ноги в коленном суставе ограниченна. Нельзя ли переделать привод управления сцеплением автомобиля «Жигули» с ножного на ручной?» Волжский автозавод не выпускает автомобили с ручным управлением. Тем не менее определенная часть автомобилей все же реализуется через органы социального обеспечения. В чьи же руки попадают эти машины? Они продаются лишь тем инвалидам, которые не имеют противопоказании к вождению транспортных средств с обычным управлением. При этом автозавод, исходя из особенностей устройства «Жигулей» (высокая динамика и др.), категорически предупреждает (пункт 46 технических условий на автомобиль ВАЗ-2101), что «...использование автомобиля не по назначению, а танже эксплуатация его с нарушением прилагаемой к автомобилю инструкции и внесение каких-либо конструктивных изменений не разрешается». В случае невыполнения указанных условий завод снимает с себя всякие гарантийные обязательства. Эту позицию завода поддерживает Уп равление ГАИ МВД СССР. По его указанию органы ГАИ МВД союзных республик не принимают н регистрации автомобили ВАЗ-2101, переоборудованные на ручное управление,.огда менять ведомый дискКак с минимальной разборкой определить, не пора ли переклепывать фрикционные накладки или заменять ведомый диск сцепления у автомобиля ГАЗ-21Р? — спрашивают бакинец В. Зубов, москвич Л. Лимонов и другие читатели. Отвечают специалисты Заволжского моторного завода. Фрикционные накладки ведомого диска сцепления у «Волги» ГАЗ-21 Р соединены с металлической основой алюминиевыми заклепками, головни которых утоплены с обеих сторон не менее чем на 1 мм относительно рабочих поверхностей диска. В процессе эксплуатации накладки постепенно стираются. Предельным следует считать износ, при котором головки заклепок входят в соприкосновение с маховиком или нажимным диском. Тогда нужен немедленный ремонт. В противном случае образуются задиры и риски на маховике и нажимном диске, и ремонт станет много сложнее и дороже. Чтобы определить, не пришло ли время заменять ведомый диск, нужно снять нижнюю часть картера сцепления и измерить щупом расстояние от маховика до нажимного диска. Это и будет толщина ведомого диска с накладками. Новый ведомый диск в сборе имеет под нагрузкой нажимных пружин толщину 8 о-15 мм ' Следовательно, износ до 6,25 — сигнал для замены или ремонта диска. Учтите, что накладка со стороны, обращенной к маховику, иногда изнашивается несколько быстрее, и заклепка может стать «опасной», когда диск еще не дойдет до критического размера. Поэтому с приближением к нему советуем затратить некоторое время и убедиться в том, что еще можно эксплуатировать автомобиль.Резиновые втулки вместо резьбовыхМ. Борисоглебский, автолюбитель из г. Орла, спрашивает, какие изменения внес завод имени Ленинского комсомола в конструкцию передней подвески «Москвича-412» и можно ли осуществить эти изменения на «четыреста двенадцатых» более ранних выпусков. В начале 1971 года на «Москвиче» введена новая конструкция верхних рычагов передней подвески. Теперь вместо резьбовых втулок применены резино-металлические («сайлент-блоки»), что снизило передачу вибраций от колес на кузов автомобиля и исключило четыре точки смазки. При ремонте или замене старой конструкции нужно приобрести комплект рычагов с сайлент-блоками. Это сами рычаги (403-2904956 — правый и 403-2904957 — левый), ось (408-2904112), сайлент-блок (408-2904146) и крепеж.Что стало с «Виллисом» и «Студебеккером»«В годы войны мне приходилось работать на армейских автомобилях «Виллис» и «Студебеккер», — пишет шофер Н. Максютин из Саратова. — Хотелось бы узнать, выпускаются ли сегодня машины этих марок». История фирм «Студебеккер» и «Виллис» типична для предприятий капиталистической Америки, первая была хорошо известна еще вXIX веке как изготовитель карет, колясок, пролеток. Ее владельцы быстро сориентировались в ситуации на рынке ив 1904 году сделали ставку на автомобили, которые в те годы зарекомендовали себя как многообещающее транспортное средство. Рос выпуск машин, росли и барыши «Студебеккера». Фирма не гнушалась ничем. Так, в 1928 году она поглотила одного из своих конкурентов, компанию «Пирс-Арроу», в начале второй мировой воины сорвала солидный куш на поставках армейских трехосных грузовиков. Нажившись на военных заказах, «Студебекнер» с 1946 года вновь развернул производство легковых машин и конкурировал с «Фордом», «Дженерал Моторс», «Крайслером». И «большая тройка» сделала все, чтобы убрать соперника с пути. Не в силах бороться в одиночку, «Студебеккер» объединился в 1954 году с другой старой автомобильной фирмой «Паккард». Но этот союз не спас положения, а лишь отсрочил неизбежную гибель — в 1962 году оба завода прекратили производство. Судьба завода «Виллис» сложилась несколько иначе. Основанный в 1910 году, он строил легковые автомобили дешевого и среднего классов. К 1940 году был на грани разорения под нажимом конкуренции все той же «большой тройки», но спасся благодаря прибылям от военных заказов, и с тех пор армейские «джипы» стали основой его производственной программы. В 1953 году «Виллис» объединился с фирмой «Кайзер» (делавшей с 1945 года легковые машины) и образовал компанию «Кайзер-Джип». Однако финансовые трудности заставили ее наряду с фирмами «Нэш» и «Хадсон» войти в следующем году в состав «Америкен Моторс» на правах отделения. Сегодня оно называется «Джип Корпорейшн» и специализируется на легковых машинах повышенной проходимости для армии, сельского хозяйства. «Джипы» снискали_ себе печальную известность в полицейских операциях израильских оккупантов ив военных действиях южно-вьетнамских частей сайгонского режима.Для «запорожцев» не годитсяМногих читателей, владельцев «запорожцев» разных моделей, интересует вопрос об устройстве буксира для этого автомобиля. «Как сделать сцепное устройство и сам буксир к ЗАЗ965?» — спрашивает Ф. Толстов из Воронежа. «Помогите рассчитать лодочный прицеп для «Запорожца», — просит москвич С. Романов. «Можно ли буксировать машиной ЗАЗ-966 одноосный прицеп-багажник, и если можно, то с каким грузом?» — интересуются Ж. Иванов и П. Боровиков из Ленинграда. Отвечает главный конструктор автозавода «Коммунар» В. П. Стешенко. Автомобиль «Запорожец» — машина сравнительно малого класса и литража. При ее конструировании не ставилась задача обеспечить возможность буксирования на дальние расстояния какого-либо прицепа. Поэтому все существующие модели завода «Коммунар» не рассчитаны на это. Испытания «запорожцев», проведенные с разными прицепами, позволяют сделать вывод о нецелесообразности подобной перегрузки систем автомобиля. По этим причинам завод не рекомендует использовать автомобили «Запорожец» выпускаемых в настоящее время и выпускавшихся в предыдущие годы моделей для буксирования прицепов любых видов.*Цветной бензин«Осенью 1971 года я впервые увидел, что бензин А-76 имеет зеленый цвет. С чем это связано, к ак объясняется?» — спрашивает А. Самойлов со ст. Б. Вишера Новгородской области. Автомобильные бензины по ГОСТ 2084 —67 выпускаются как этилированные, так и неэтилированные. Исключение соИзменения в рычагах подвески: а — старая конструкция; б — новая конструкция; 1 — резьбовая втулка; 2 — ось с резьбовыми шейками; 3 — защитная втулка; 4 — верхний рычаг; 5 — ось с гладкими шейками; 6 — сайлент-блок.21