ФИАТ-132С выпуском модели ФИАТ-132 один из ведущих на континенте автомобильных концернов нацеливается на бурно развивающийся в Западной Европе рынок автомобилей средних размеров с двигате3 лями до 2000 см . Машина, выставленная на этот рынок, должна быть способна вылиниями двух смежных цилиндров, так называемый базовый размер блока, теперь увеличено до 91 мм. Новый блок дает возможность и дальше повышать рабочий объем увеличением диаметра цилиндров. Это позволило разработать две модификации: с диаметром цилннд-ВЕСТИ С «ЦРВЕНЫ ЗАСТАВЫ»Автомобиль, который вы видите на снимке, — новая модель югославского автозавода «Црвена застава» в Крагуеваце. Это пятиместная машина «Застава-101», получившая уже высокую оценку. Она появилась на улицах югославских городов в минувшем году. А в 1973-м должно быть выпущено 55 тысяч автомобилей новой модели. Известно, что завод «Црвена застава» делал до сих пор в основном легковые автомобили. Его продукцию достойно представляют «Застава-750» и «Застава-1300» — наиболее распространенные в Югославии. В конце минувшего года автостроители Крагуеваца приступили к производству новых грузовиков «Застава-35» и «Застава-40» грузоподъемностью в 3,5 и4 тонны. Одновременно готовятся к выпуску автомобили грузоподъемностью в 2,5 тонны.тДва варианта новой модели, которые будут выпускаться параллельно: обычный, справа — «Снечиаль». держать жесткую конкуренцию. Это обстоятельство вынудило конструкторов отказаться от установившейся практики использования готовых узлов и агрегатов от ранее выпускавшихся машин и создать модель практически заново, за исключением двигателя. Однако принципиально новых конструктивных решений в ФИАТ-132 нет. Четырехцилнндровый мотор, устанавливаемый на модели «132», является про. дуктом постепенного развития конструкции агрегата, ранние варианты которого применялись на моделях «124 спорт» и «125». У него два верхних распределительных вала, расположенные в головке блока и приводимые не цепью, а зубчатым ремнем. Расстояние между осевымислева —' I"1'тра таким же, как у мотора модели «125». и увеличенным на 4 мм. Обе модификации снабжены двухкамерным карбюратором и имеют регулировку, обеспечивающую наиболее пологое протекание кри- | вой крутящего момента при числе оборотов более 2000 об/мин. Двигатель ФИАТ-125 имел рабочий объ. ем 1608 см3, что ставило машину в невыгодные условия на соревнованиях, где обычно 3предусмотрены классы 1600 и 2000 см . На модели «132» с учетом 3этого рабочий объем доведен до 1592 см . Для потребителей, заинтересованных в улучшении динамики автомобиля, взамен обычной четырехступенчатой коробки может быть установлена пятиступенчатая с повышающей пятой передачей.Завод постоянно модернизируется, строятся новые цехи. Производство автомобилей в 1973 году возрастет здесь до 140 тысяч, то есть примерно на 20 процентов. Увеличиваются поставки автомобильных деталей в Советский Союз, Польшу. Венгрию и Италию.ЛИШНИЙ КОЗЫРЬ «ДАЙМЛЕР-БЕНЦА*В марте в московском парке «Сокольники» проходила выставка фирмы «Даймлер-Бенц», одной из старейших и сакых значительных в ФРГ. Половина ее продукции идет на экспорт в 155 стран; кроме того, ей принадлежат автозаводы в Бразилии, Аргентине, Индии. В самой ФРГ у фирмы восемь предприятий. В г. Унтертюргейме изготовляются двигатели и узлы шасси для легковых машин, а в г. Зиндельфингене идет их сборка. Тяжелые грузовики и автобусы сходят с конвейеров в Маннгейме и Гаггенау, а грузовики малого тоннажа и небольшие автобусы производит филиал в Дюссельдорфе. Делает кабины для всех грузовиков и ведет сборку грузовиков среднего тоннажа завод в Верте, на запчастях специализируется отделение в Бад-Хомбурге, а на стационарных и судовых дизелях — филиал в Мариенфельде (Западный Берлин). На выставке в Сокольниках экспонировались почти все виды автомобилей марки «Мерседес-Бенц», выпускаемые фирмой, в том числе лесовозы, пожарные автомобили, самосвалы, легковые машины. Здесь мы знакомим читателей с одной из последних легковых моделей. Совсем недавно двигатели с распределительными валами в головке можно было встретить лишь на гоночных и спортивных машинах. По сравнению с моторами, имеющими штанговый привод клапанов, у них была выше удельная мощность, но из-за большей сложности они считались дорогими для массового производства. Сегодня уже три десятка заводов и среди них наши АЗЛК, ижевский, ВАЗ выпускают легковые автомобили с такими двигателями. Следующим шагом в этом направлении стало крупносерийное производство моторов двумя распределительными валами головке цилиндров. «Двухвальные» модели сходят с конвейеров восьми предприятий — «Альфаромео» и ФИАТ (Италия), «Тоёта», «Датсу н» и «Исудзу» (Япония), «Ситроен» (франция), «Форд» и «Ягуар» (Англия). . В 1972 году к ним присоединилась фир- * ма «Даймлер-Бенц» (ФРГ), которая таким образом получила лишний козырь в борьбе с соперниками на рынке. ОнаКОРОТКОА втобусный завод «Чавдар» в НРБ постоянно расширяется. К 1975 году его производственная мощность достигнет 1500 автобусов в год.•••В ГДР проходят испытанияопытные образцы новой модели «Вартбурга». Ее двухдверный четырехместный кузов имеет заднюю часть типа «фйстбэк» и прямоугольные фары.•••Автомобильная промышленность Браз илии , в ыпускающаясвыше 500 тысячмашинв год, находится во власти инос транных монополий. Львиная доля в производстве (65 процентов) принадлежит филиалу концерна «Фольксваген» (ФРГ), 34 процента автомобилей дают филиалы американских фирм «Форд», «Шевроле» и «Крайслер» и только один процент приходится на отечественные заводы.•••Средний годовой пробег легковой машины, принадлежащей автолюбителю, составляет: в Швейцарии — 17 тысяч километров; в ФРГ — 16,7; в США — 15,5; в СФРЮ — 14,8; в Канаде — 14,5; в Италии иШвеции — 14; в Англии — 13,2. Эти данные опубликованыв чехословацком журнале «Свет мотору».36 ФИАТ-132 по сравнению с моделью «124» имеет увеличенные (на 137 мм) базу и (на 334 мм) длину Колея, высота и ширина практически остались теми же.Передняя подвеска с пружиной, рающейся на верхний рычаг,За дополнительную плату машина снабжается автоматической трансмиссией и дифференциалом повышенного трения. Передаточное число редуктора гипоидного заднего моста равно 4,0. Тормозная система новой машины соответствует образцу, впервые примененному на модели «124»: раздельный гидропривод дисковых тормозов передних и задних колес с регулятором тормозного усилия (чувствительным к высоте расположения «задка» кузова), который включен в магистраль к рабочим цилиндрам тормозов задних колес. И плюс к тому — гидровакуумный усилитель. В отличие от большинства новых моделей, на которых устанавливалось ставшее модным рулевое управление с зубчатой рейкой и шестерней, фирма сохранила на модели «132» рулевой механизм с червяком и роликом. Рулевая колонка сделана трехсекционной. Центральная ее секция крепится к \силеннои поперечине, идущей между передними стойками кузова. Подвеска имеет конструкцию, ставшую традиционной для западно-европейских автомобилей: вильчатые поперечные рычаги для передних колес, четыре рычага для неразрезного заднего моста, пружины в качестве упругих элементов как спереди, так и сзади. Характерно, что на этой модели завод отказался от рессорной задней подвески, применявшейся на модели ФИАТ-125. В передней подвеске пружины опираются не на нижние рычаги, как сделано на большей части автомобилей, а на верхние, ФИАТ-132 снабжается радиальными шинами размером 170 — 13 или 175--13. Конструкция пятиместного четырехдверного кузова, в общем, обычна; имеется лишь некоторые нововведения в t-ro отделке. В частности, основание покрыто поливинилхлоридным красителем.. слой которого не только защищает от коррозии, но и способствует уменьшению шума, вызываемого вибрацией кузова. Двери снабжены не плоскими, а гнутыми (как на ГАЗ-24) стеклами. В стандартную комплектацию автомобиля: включены спинки сидений с регулируемым наклоном, отопитель со смешиванием воздуха. Кузов ФЙАТ-132 отличается довольно 3 емким (0,4 м ) багажником. Запасное колесо расположено не в крыле, как у моделей «124» и «125», а под полом. Горловина 56-литрового бензобака по-прежнему выведена на правую сторону. Модели «132-1800» и «132-1600» будут выпускаться как в обычном варианте. так ив улучшенном <«ФИАТ-132-спечиаль»). Последний отличается обивкой сидений и отделкой салона в целом, измененной облицовкой радиатора, декоративными молдингами на боковине кузова и кромках колесных проемов, а также йодными фарами. Б. НЕФЕДОВ, инженерПоказатели«132-1600» «132-1800»Рабочий объем двигателя, смЗ Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Вес в снаряженном состоянии, кг Скорость, км/час Время разгона с места до 100 км/час, сек.1592 9,0 98 6000 1070 165 12,51756 8,9 105 6000 1075 170 11,2•приступила к выпуску нового мотора для легковых моделей. Это 3шестицилиндровый (86x78,8 мм, 2746 см ) двигатель с очень жестким семиопорным коленчатым валом. Два распределительных вала приводятся (как почти на всех современных конструкциях такого типа) роликовой цепью. «Двухвальная» схема помогла значительно снизить вес деталей клапанного механизма, а полусферическая камера сгорания и V-образное расположение клапанов обеспечили хорошее наполнение цилиндров горючей смесью, в итоге удалось получить довольно высокую мощность. Так, двигатель с двухкамерным карбюратором, устанавливаемый на моделях «280» и «280К», развивает мощность 160 л. с. при 5500 об/мин. Более форсированный вариант (для моделей«280Е» и «280КЕ»), снабженный электронной системой впрыска топлива и транзисторным контактным зажиганием, развивает 185 л. с. при 6000 об/мин. Его удельная мощность достигает внушительной величины — 67,5 л. с/л. Снабженные новыми двигателями седаны «Мерседес-Бенц» моделей «280» и «280Е», весящие по 1390 кг, развивают максимальную скорость соответственно 190 и 200 км/час и обладают высокой приемистостью. Разгон с места до 100 км/час занимает у них соответственно 10,6 и 9,9 секунды. Такую же динамику имеют и купе (модели «280К» и «280КЕ»), которые на 10 кг легче седанов. Завод «Даймлер-Бенц» располагает 14 вариантами двигателей мощностью от 95 до 250 л. с , которые в сочетании с 11КОРОТКО• • •На электротехническом заводе «Тесла» в ЧССР разработана конструкция двухнитевых йодных (их называют также галогенными) ламп для автомобильных фар. Они в полтора раза долговечней обычных и освещают на 25 процентов более длинный участон дороги перед машиной. Венгерский завод «Тунгсрам» также приступает квыпуску двухнитевых йодных ламп. А нглийский завод БСА объявил, что намерен начать мелкосерийное производство специальных мотоциклов для гонок по гаревой дорожке . Двигатель этой модели является дальнейшим развитием кроссового мотора Б50. Компания «Доу Корнинг» (США) разработала новый состав тормозной жид кости на силиконовой основе. Ее свойства предотвращают две главные причи ны отказа тормозов у автомобилей, п ри водящие к авариям, — кипение тормозной жидкости при перегреве барабанов и рост вязкости при сильных морозах. Специалисты компании заявляют, что новая тормозная жидкость •не меняет своего состояния даже при температуре 260 градусов выше нуля и 40-градусных морозах. На современных легковых автомобилях применяют, к ак правило, 13-дюймовые шины . Колеса с меньшим посадочным диаметром обода пока распространены в ограниченных масштабах, и главным образом на микро- и малолитр ажках . Так, 12-дюймовые шины устанавливаются лишь на двух десятках основных моделей легковыхмашин , а 10у.юймовые еще реже — тольно на девяти МОДРЛЯХ.Устройство двигателя.••••• •Компоновка автомобиля.разновидностями кузовов обеспечивают широкий ассортимент из 24 моделей легковых «мерседес-бенцев». Такое разнообразие диктуется отнюдь не действительной необходимостью, а острой конкурентной борьбой, в которой рискованно делать ставку лишь на две-три модели37