36
37
ФИАТ-132С выпуском модели ФИАТ-132 один из ведущих на континенте автомобильных концернов нацеливается на бурно развивающийся в Западной Европе рынок автомобилей средних размеров с двигате3 лями до 2000 см . Машина, выставленная на этот рынок, должна быть способна вылиниями двух смежных цилиндров, так называемый базовый размер блока, теперь увеличено до 91 мм. Новый блок дает возможность и дальше повышать рабочий объем увеличением диаметра цилиндров. Это позволило разработать две модификации: с диаметром цилннд-ВЕСТИ С «ЦРВЕНЫ ЗАСТАВЫ»Автомобиль, который вы видите на снимке, — новая модель югославского автозавода «Црвена застава» в Крагуеваце. Это пятиместная машина «Застава-101», получившая уже высокую оценку. Она появилась на улицах югославских городов в минувшем году. А в 1973-м должно быть выпущено 55 тысяч автомобилей новой модели. Известно, что завод «Црвена застава» делал до сих пор в основном легковые автомобили. Его продукцию достойно представляют «Застава-750» и «Застава-1300» — наиболее распространенные в Югославии. В конце минувшего года автостроители Крагуеваца приступили к производству новых грузовиков «Застава-35» и «Застава-40» грузоподъемностью в 3,5 и4 тонны. Одновременно готовятся к выпуску автомобили грузоподъемностью в 2,5 тонны.тДва варианта новой модели, которые будут выпускаться параллельно: обычный, справа — «Снечиаль». держать жесткую конкуренцию. Это обстоятельство вынудило конструкторов отказаться от установившейся практики использования готовых узлов и агрегатов от ранее выпускавшихся машин и создать модель практически заново, за исключением двигателя. Однако принципиально новых конструктивных решений в ФИАТ-132 нет. Четырехцилнндровый мотор, устанавливаемый на модели «132», является про. дуктом постепенного развития конструкции агрегата, ранние варианты которого применялись на моделях «124 спорт» и «125». У него два верхних распределительных вала, расположенные в головке блока и приводимые не цепью, а зубчатым ремнем. Расстояние между осевымислева —' I"1'тра таким же, как у мотора модели «125». и увеличенным на 4 мм. Обе модификации снабжены двухкамерным карбюратором и имеют регулировку, обеспечивающую наиболее пологое протекание кри- | вой крутящего момента при числе оборотов более 2000 об/мин. Двигатель ФИАТ-125 имел рабочий объ. ем 1608 см3, что ставило машину в невыгодные условия на соревнованиях, где обычно 3предусмотрены классы 1600 и 2000 см . На модели «132» с учетом 3этого рабочий объем доведен до 1592 см . Для потребителей, заинтересованных в улучшении динамики автомобиля, взамен обычной четырехступенчатой коробки может быть установлена пятиступенчатая с повышающей пятой передачей.Завод постоянно модернизируется, строятся новые цехи. Производство автомобилей в 1973 году возрастет здесь до 140 тысяч, то есть примерно на 20 процентов. Увеличиваются поставки автомобильных деталей в Советский Союз, Польшу. Венгрию и Италию.ЛИШНИЙ КОЗЫРЬ «ДАЙМЛЕР-БЕНЦА*В марте в московском парке «Сокольники» проходила выставка фирмы «Даймлер-Бенц», одной из старейших и сакых значительных в ФРГ. Половина ее продукции идет на экспорт в 155 стран; кроме того, ей принадлежат автозаводы в Бразилии, Аргентине, Индии. В самой ФРГ у фирмы восемь предприятий. В г. Унтертюргейме изготовляются двигатели и узлы шасси для легковых машин, а в г. Зиндельфингене идет их сборка. Тяжелые грузовики и автобусы сходят с конвейеров в Маннгейме и Гаггенау, а грузовики малого тоннажа и небольшие автобусы производит филиал в Дюссельдорфе. Делает кабины для всех грузовиков и ведет сборку грузовиков среднего тоннажа завод в Верте, на запчастях специализируется отделение в Бад-Хомбурге, а на стационарных и судовых дизелях — филиал в Мариенфельде (Западный Берлин). На выставке в Сокольниках экспонировались почти все виды автомобилей марки «Мерседес-Бенц», выпускаемые фирмой, в том числе лесовозы, пожарные автомобили, самосвалы, легковые машины. Здесь мы знакомим читателей с одной из последних легковых моделей. Совсем недавно двигатели с распределительными валами в головке можно было встретить лишь на гоночных и спортивных машинах. По сравнению с моторами, имеющими штанговый привод клапанов, у них была выше удельная мощность, но из-за большей сложности они считались дорогими для массового производства. Сегодня уже три десятка заводов и среди них наши АЗЛК, ижевский, ВАЗ выпускают легковые автомобили с такими двигателями. Следующим шагом в этом направлении стало крупносерийное производство моторов двумя распределительными валами головке цилиндров. «Двухвальные» модели сходят с конвейеров восьми предприятий — «Альфаромео» и ФИАТ (Италия), «Тоёта», «Датсу н» и «Исудзу» (Япония), «Ситроен» (франция), «Форд» и «Ягуар» (Англия). . В 1972 году к ним присоединилась фир- * ма «Даймлер-Бенц» (ФРГ), которая таким образом получила лишний козырь в борьбе с соперниками на рынке. ОнаКОРОТКОА втобусный завод «Чавдар» в НРБ постоянно расширяется. К 1975 году его производственная мощность достигнет 1500 автобусов в год.•••В ГДР проходят испытанияопытные образцы новой модели «Вартбурга». Ее двухдверный четырехместный кузов имеет заднюю часть типа «фйстбэк» и прямоугольные фары.•••Автомобильная промышленность Браз илии , в ыпускающаясвыше 500 тысячмашинв год, находится во власти инос транных монополий. Львиная доля в производстве (65 процентов) принадлежит филиалу концерна «Фольксваген» (ФРГ), 34 процента автомобилей дают филиалы американских фирм «Форд», «Шевроле» и «Крайслер» и только один процент приходится на отечественные заводы.•••Средний годовой пробег легковой машины, принадлежащей автолюбителю, составляет: в Швейцарии — 17 тысяч километров; в ФРГ — 16,7; в США — 15,5; в СФРЮ — 14,8; в Канаде — 14,5; в Италии иШвеции — 14; в Англии — 13,2. Эти данные опубликованыв чехословацком журнале «Свет мотору».36 ФИАТ-132 по сравнению с моделью «124» имеет увеличенные (на 137 мм) базу и (на 334 мм) длину Колея, высота и ширина практически остались теми же.Передняя подвеска с пружиной, рающейся на верхний рычаг,За дополнительную плату машина снабжается автоматической трансмиссией и дифференциалом повышенного трения. Передаточное число редуктора гипоидного заднего моста равно 4,0. Тормозная система новой машины соответствует образцу, впервые примененному на модели «124»: раздельный гидропривод дисковых тормозов передних и задних колес с регулятором тормозного усилия (чувствительным к высоте расположения «задка» кузова), который включен в магистраль к рабочим цилиндрам тормозов задних колес. И плюс к тому — гидровакуумный усилитель. В отличие от большинства новых моделей, на которых устанавливалось ставшее модным рулевое управление с зубчатой рейкой и шестерней, фирма сохранила на модели «132» рулевой механизм с червяком и роликом. Рулевая колонка сделана трехсекционной. Центральная ее секция крепится к \силеннои поперечине, идущей между передними стойками кузова. Подвеска имеет конструкцию, ставшую традиционной для западно-европейских автомобилей: вильчатые поперечные рычаги для передних колес, четыре рычага для неразрезного заднего моста, пружины в качестве упругих элементов как спереди, так и сзади. Характерно, что на этой модели завод отказался от рессорной задней подвески, применявшейся на модели ФИАТ-125. В передней подвеске пружины опираются не на нижние рычаги, как сделано на большей части автомобилей, а на верхние, ФИАТ-132 снабжается радиальными шинами размером 170 — 13 или 175--13. Конструкция пятиместного четырехдверного кузова, в общем, обычна; имеется лишь некоторые нововведения в t-ro отделке. В частности, основание покрыто поливинилхлоридным красителем.. слой которого не только защищает от коррозии, но и способствует уменьшению шума, вызываемого вибрацией кузова. Двери снабжены не плоскими, а гнутыми (как на ГАЗ-24) стеклами. В стандартную комплектацию автомобиля: включены спинки сидений с регулируемым наклоном, отопитель со смешиванием воздуха. Кузов ФЙАТ-132 отличается довольно 3 емким (0,4 м ) багажником. Запасное колесо расположено не в крыле, как у моделей «124» и «125», а под полом. Горловина 56-литрового бензобака по-прежнему выведена на правую сторону. Модели «132-1800» и «132-1600» будут выпускаться как в обычном варианте. так ив улучшенном <«ФИАТ-132-спечиаль»). Последний отличается обивкой сидений и отделкой салона в целом, измененной облицовкой радиатора, декоративными молдингами на боковине кузова и кромках колесных проемов, а также йодными фарами. Б. НЕФЕДОВ, инженерПоказатели«132-1600» «132-1800»Рабочий объем двигателя, смЗ Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Вес в снаряженном состоянии, кг Скорость, км/час Время разгона с места до 100 км/час, сек.1592 9,0 98 6000 1070 165 12,51756 8,9 105 6000 1075 170 11,2•приступила к выпуску нового мотора для легковых моделей. Это 3шестицилиндровый (86x78,8 мм, 2746 см ) двигатель с очень жестким семиопорным коленчатым валом. Два распределительных вала приводятся (как почти на всех современных конструкциях такого типа) роликовой цепью. «Двухвальная» схема помогла значительно снизить вес деталей клапанного механизма, а полусферическая камера сгорания и V-образное расположение клапанов обеспечили хорошее наполнение цилиндров горючей смесью, в итоге удалось получить довольно высокую мощность. Так, двигатель с двухкамерным карбюратором, устанавливаемый на моделях «280» и «280К», развивает мощность 160 л. с. при 5500 об/мин. Более форсированный вариант (для моделей«280Е» и «280КЕ»), снабженный электронной системой впрыска топлива и транзисторным контактным зажиганием, развивает 185 л. с. при 6000 об/мин. Его удельная мощность достигает внушительной величины — 67,5 л. с/л. Снабженные новыми двигателями седаны «Мерседес-Бенц» моделей «280» и «280Е», весящие по 1390 кг, развивают максимальную скорость соответственно 190 и 200 км/час и обладают высокой приемистостью. Разгон с места до 100 км/час занимает у них соответственно 10,6 и 9,9 секунды. Такую же динамику имеют и купе (модели «280К» и «280КЕ»), которые на 10 кг легче седанов. Завод «Даймлер-Бенц» располагает 14 вариантами двигателей мощностью от 95 до 250 л. с , которые в сочетании с 11КОРОТКО• • •На электротехническом заводе «Тесла» в ЧССР разработана конструкция двухнитевых йодных (их называют также галогенными) ламп для автомобильных фар. Они в полтора раза долговечней обычных и освещают на 25 процентов более длинный участон дороги перед машиной. Венгерский завод «Тунгсрам» также приступает квыпуску двухнитевых йодных ламп. А нглийский завод БСА объявил, что намерен начать мелкосерийное производство специальных мотоциклов для гонок по гаревой дорожке . Двигатель этой модели является дальнейшим развитием кроссового мотора Б50. Компания «Доу Корнинг» (США) разработала новый состав тормозной жид ­ кости на силиконовой основе. Ее свойства предотвращают две главные причи ­ ны отказа тормозов у автомобилей, п ри ­ водящие к авариям, — кипение тормозной жидкости при перегреве барабанов и рост вязкости при сильных морозах. Специалисты компании заявляют, что новая тормозная жидкость •не меняет своего состояния даже при температуре 260 градусов выше нуля и 40-градусных морозах. На современных легковых автомобилях применяют, к ак правило, 13-дюймовые шины . Колеса с меньшим посадочным диаметром обода пока распространены в ограниченных масштабах, и главным образом на микро- и малолитр ажках . Так, 12-дюймовые шины устанавливаются лишь на двух десятках основных моделей легковыхмашин , а 10у.юймовые еще реже — тольно на девяти МОДРЛЯХ.Устройство двигателя.••••• •Компоновка автомобиля.разновидностями кузовов обеспечивают широкий ассортимент из 24 моделей легковых «мерседес-бенцев». Такое разнообразие диктуется отнюдь не действительной необходимостью, а острой конкурентной борьбой, в которой рискованно делать ставку лишь на две-три модели37