26
27
аряд ли есть необходимость особо представлять этих людей : серия телеспектаклей «Следствие ведут знатоки» была тепло встречена телезрителями. Творческое содружество драматургов Ольги и Александра Лавровых, «специализировавшихся» в жанре детектива, с артистами Московского драматического театра на Малой Бронной Г. Мартыяюком, Л. Каневским н Э. Леждей принесло этим телепередачам заслуженный успех. Седьмую серию драматурги назвали «Несчастный случай» и обратились к одной из самых сложных проблем, вызванных к жизни интенсивной автомобилизацией, ростом больших городов, — к проблеме «мирного сосуществования» человека и автомобиля. В телеспектакле появились в прямом смысле слова и наши героя — водители и автоинспекторы, и наши темы — вопросы взаимной ответственности пе-мание к этой проблеме миллионов телезрителей, всех сограждан. — Вы сделали винов-:: ком разыгравшейся трагедии пешехода. А почему, например, не нерадивого механика, с легким сердцем -\.пускающего на линию заведомо неисправный автомобиль, или другого, как принято говорить, участника движения? — Прежде чем окончательно определить сюжет сценария, мы встречались со многими работниками ГАИ и автохозяйств, знакомились со статистикой происшествий и их причинами. Это и помогло выбрать «направление главного удара». Мы поставили своей основной задачей правовое воспитание пешехода. Правильность этого решения подтвердили первые же минуты работы съемочной группы. Оказалось, что никто из ее участников и не подозревал об уголовной ответственности пе-нов и Михаил Козаков поздравили себя с тем, что остались целы, а меня — что остался на свободе. В фильме Э. Рязанова «Старики-разбойники» я, водитель инкассаторской машины, гоняюсь за Юрием Никулиным, преодолевая по пути... забор. Юрий тоже трогательно благодарил меня за то, что я ему даровал жизнь. Наконец, в фильме режиссера В. Степанова «Облака» я выехал со двора вме- |)„ сте с воротами, но на этот раз уже не по сценарию. — Спасибо за шутку. Но что вы скажете всерьез о коллизии шофер — автоинспектор как человек, прикоснувшийся к ней в работе над новой ролью? — Об этой проблеме могу судить со слов моего коллеги режиссера нашего театра Анатолия Эфроса. Он молодой автолюбитель и по неопытности, случалось, нарушал правила. Но, несмотря на «дырки» в талоне и другие меры наказания, вне зависимости от«Несчастныйшехода и водителя. Естественно, мы не смогли удержаться от того, чтобы не «допросить» авторов и исполнителей главных ролей о некоторых сторонах их новой работы. Это было поручено нашему корреспонденту Георгию Менделевичу.Сценаристы Ольга и Александр ЛАВРОВЫ— Что определило выбор темы? Быстрое развитие автомобильного транспорта и рост городов делают проблему безопасности человека на улице весьма важной. Вот как говорит об этом один из персонажей нашего спектакля: «Современный город... Напряженный ритм, усложнение городского быта, спешка. В этих условиях возрастает личная ответственность каждого. Во многих областях происходит сращение человека с потенциально опасной техникой. Особенно на транспорте». И нам думается, что такое мощное средство пропаганды, как телевидение, должно помочь привлечь вни-шехода при грубом нарушении правил движения, которое повлекло за собой аварию. Пострадавшим мы сделали человека в эмоционально неуравновешенном состоянии. Эта деталь также не случайна. Статистика свидетельствует, что чаще всего жертвами происшествий становятся люди, чем-то возбужденные, неуравновешенные. Вот и наш персонаж Сергей Санков выскакивает из подъезда после домашней ссоры и тут же становится жертвой несчастного случая.Актер Лев ДУРОВ— Ваше отношение к автомобилю, Лев Константинович? — Я считаю себя автомобилистом, хотя своей машины у меня нет. Трижды играл роли водителей. Да каких — асов! Началось это с фильма «Вся королевская рать», где мне довелось быть шофером-телохранителем. Когда в одном эпизоде я «лихо» подал машину к подъезду, артисты Георгий Жже-того, какой характер принимали его беседы с инспекторами ГАИ, рассказывал, что с ним всегда поступали справедливо и разбор нарушений был деловым и объективным. Если же взять «треугольник» водитель — инспектор — пешеход в целом, то достаточно проехать по городу лишь в качестве пассажира такси, чтобы убедиться в недисциплинированности пешеходов. От этого устаешь даже сидя рядом с водителем. Мне думается, что ни один профессиональный шофер никогда умышленно не нарушит правила движения. А если случаются отклонения от нормы, что ж, кара должна быть неотвратимой. Я убежден, что милиция не заинтересована наказывать кого-либо без достаточных оснований. В этом «треугольнике» она самый объективный «угол». Именно эти соображения легли в основу работы над ролью капитана Филиппова — сотрудника ГАИ. Хотелось также показать ответственность и напряженность его работы; вспомните ночные посещения им таксомоторных парков.26 Актер Георгий МАРТЫНЮК— Созданный вами образ очень убедителен. У него, очевидно, есть прототип? — Когда я начал работать над ролью следователя Павла Павловича Знаменского в цикле «Следствие ведут знатоки», мне довелось познакомиться со многими настоящими следователями, их трудным и ответственным делом. В частности, образ Знаменского почти списан с конкретного человека. Он очень помог мне в работе над ролью — мы вместе изучали некоторые уголовные дела. Подкупила меня его человечность, забота о судьбе людей, подчас случайно ставших на преступный путь. — Что вам самому и вашему дало участие в спектакле? героюВот мы и хотели, чтобы весь спектакль, как в эпизоде, о котором я рассказал, не оставил зрителей равнодушными, растревожил их, помог в воспитании у всех и каждого дорожной дисциплины.Начальник отдела следственного управления УВД Мосгорисполкома Анатолий СЕЛИВАНОВ— Не удивляйтесь, Анатолий Федорович, что мы причислили вас к авторам спектакля. По существу это так, хотя вы за кадром. Ведь методика и техника расследования «Несчастного случая» списаны с тех дел, которые вели работники вашего управления. Расскажите о следственной экспертизе подробнее. — Сейчас для розыска машины,шим женщину на Можайском шоссе. При осмотре одежды и обуви убитой на правом сапожке был обнаружен отчетливый отпечаток протектора, а на пальто — след в форме окружности. По его высоте и форме экспертиза установила, что оставлен он фарой автомобиля «Волга». Еще более конкретные «показания» дали отпечатки протектора шин. Было установлено, что по сапожку проехало переднее правое колесо машины Кострицина. В другом случае на месте происшествия были собраны лишь осколки фары, да на пальто одного из убитых оказалась разорванной ткань. Подозрение пало на работника станции обслуживания легковых автомобилей С. Кравченко, на машине которого были повреждены левое крыло и фара. Кравченко же заявил, что «задел» мачту электроосвещения, но к наезду на пешеходов отношения не имеет. Действительно, в трех километрах отслучаи»• j, .((ыиилыимйввязйй;/£тг~К—- ..до пяти лет лишения свободы. — Только за то, что не так перешел улицу?! — в неположенном месте, результатом чего явилась гибель человена.С. Мизин (справа), начальник фотолаборатории ГАИ Моснвы, и его заместитель И. Уваров помогают на съемках спентакля. Фото Б. Вдовенко— В ходе съемок пришлось увидеть вблизи многие детали работы автоинспектора, в частности дежурной части ГАИ. До чего ж это напряженная служба. Для следователя Знаменского участие в расследовании наезда дело не совсем обычное, не соответствующее его узкой специализации. Поэтому он, по сценарию работник уголовного розыска, чувствовал себя в этом деле скорее новичком, чем знатоком. Приходилось опираться на профессиональный опыт инспектора ГАИ капитана Филиппова. — В чем вы видите цель и смысл спектакля «Несчастный случай»? \Ф — Хочу остановиться на любопытном эпизоде, случившемся во время съемок на Малой Бронной. Прохожие увидели лежащего на тротуаре неподвижно человека и поверили, что произошел в самом деле несчастный случай. Кто-то даже по телефону вызвал дежурного ГАИ, другие стали записываться в свидетели. То есть людей увиденное встревожило.совершившей наезд или аварию, используются самые последние достижения криминалистической науки, самая совершенная техника. В подавляющем большинстве случаев на месте преступления остаются следы, которые многое могут рассказать опытному следователю, например микроскопический кусочек краски, о котором шла речь в спектакле. На одежде потерпевших почти всегда есть отпечатки деталей оперения автомобиля, фар и других выступающих элементов, мельчайшие осколки стекла и стеклянная пыль нередко попадают за отвороты брюк, в волосы пострадавшего. Наконец, одной из серьезнейших улик является след протектора шин, который зависит от степени их износа и особенностей эксплуатации. Он почти так же индивидуально неповторим, как отпечатки пальцев. Так что «визитная карточка» нарушителя всегда остается, и скрываться с места происшествия просто бессмысленно. Вот как, к примеру, было выявлено преступление, совершенное московским шофером П. Кострициным, сбив-места происшествия у столба нашли осколки фары. Однако экспертиза установила, что и стекла, собранные в месте наезда на пешеходов, и стекла у мачты освещения совмещаются и являются частями одной и той же фары. Кроме того, частица ткани, обнаруженная на поврежденном крыле машины, по своей структуре и характеру разрыва полностью совпадала с тканью и линией разрыва на пальто пострадавшего. Вынужденный под тяжестью улик сознаться, Кравченко рассказал, что нарочно наехал на мачту, чтобы замести следы преступления. В конце хотелось бы подчеркнуть, что в изобличении преступников нам очень помогает высокая сознательность жителей столицы. Часто очевидцы транспортных происшествий спешат позвонить нам по телефону. Думается, что телеспектакль «Несчастный случай» существенно поможет в воспитании не только дорожной дисциплины пешеходов, но и бдительности невольных свидетелей транспортных происшествий.27