32
33
Май по своей спортивной принадлежности относится к летним месяцам. Это время, когда большая часть чемпионатов автомобилистов и мотоциклистов уже стартовала и летний сезон в самом разгаре. Напряженная пора сейчас иу мотоболистов. Сильнейшие команды проводят в эти майские дни матчи девятого первенства страны. Хорошей подготовкой к сезону явился очередной Всесоюзный зимний турнир на приз журнала «За рулем», о котором рассказывается на этих страницах.щФото В. БровкоНа приз журнала «За рулем»Смотр резерва нашего мотобола — таков был главный смысл четвертого Всесоюзного зимнего турнира на приз журнала «За рулем». Из восьми команд, принявших участие в соревнованиях, только два коллектива — омский «Омич» и полтавский «Вымпел» представляли высшую лигу. Остальные — новокузнецкий «Кузбасс», «Звезда» из Ставропольского края, новосибирский «Электрон», южноуральский «Рубин», омский «Икар» и «Металлург» из подмосковного города Видное дебютировали в соревнованиях всесоюзного ранга. Состав участников практически исключал сюрпризы в результатах матчей и распределении мест. Не вызывало сомнения, что судьба голубой хрустальной вазы — главного трофея зимнего турнира определится в игре между «Омичом» и «Вымпелом». Так оно и получилось. И тем не менее соревнования прошли интересно. Разве не могла, например, не интриговать встреча между «Электроном» и «Металлургом» — прошлогодними соперниками по первенству Российской Федерации? Обе команды завоевали право выступать теперь в чемпионате страны в классе «Б». Правда, в минувшем сезоне сибирякам удалось обойти подмосковных мотоболистов. Теперь, на зимнем турнире, «Металлург» взял реванш. С большим интересом отнеслись зрители ик матчу «Икара» с «Вымпелом». Молодых омских мотоболистов, составляющих дубль «Омича», экзаменовал бронзовый призер прошлогоднего первенства страны.В ЧЕМИ все же один сюрприз произошел. Его преподнесла «Звезда». Что было известно об этой команде? Только то, что она создана три года назад, выигрывала первенства Ставропольского края и Северного Кавказа. Согласитесь, не очень громкий еще послужной список. Тем не менее «Звезда» заслуженно заняла третье место. Уже в своем дебютном матче команда обратила на себя внимание грамотной, дружной игрой, огромной работоспособностью. В ней трудно кого-либо выделить, каждый спортсмен вкладывал в борьбу все силы без остатка, но особенно хорош вратарь Владимир Репников — временами он творил простотаки чудеса. Изрядно волновались в матче со «Звездой» и мотоболисты «Вымпела». В этой игре, как говорится, коса нашла на камень. Попытка полтавчан сразу же подавить соперников высоким темпом, бурным натиском не принесла успеха: ни в скорости, ни в мужестве ставропольские спортсмены не уступали. И только в конце второго тайма в «Звезде» произошел какой-то психологический перелом: игроков больше стала интересовать оборона собственных ворот. Техничные и решительные форварды «Вымпела» доказали ошибочность такой тактики. В матче же за третье место «Звезда» уверенно переиграла «Металлург». Этот успех говорит о том, что у нас есть самобытные, сильные команды. Они нуждаются в помощи, и прежде всего в проверке собственных сил на соревнованиях, где выступают равные им соперники.ЗАЛОГПобедителем зимнего турнира стал полтавский «Вымпел». В финальной встрече с «Омичом» украинские мотоболисты продемонстрировали исключительно красивую игру. Вся команда действовала как отлично отлаженный механизм. Выиграв со счетом 4 : О, «Вымпел» второй год подряд завоевал главный приз, учрежденный редакцией журнала «За рулем». Преимущество полтавской команды ив тактике, и в технике владения мячом было бесспорным. Не случайно в трех играх «Вымпел» 17 раз поражал ворота соперников, свои же оставил в неприкосновенности. Девять из этих голов забил Валерий Кудинов. Чтобы объяснить важный «секрет», с помощью которого украинские мотоболисты добились победы, необходимо сделать небольшое отступление. Соревнования, подобные Всесоюзному зимнему турниру, позволяют собирать сразу несколько коллективов. Спортсмены вместе живут и тренируются, учатся друг у друга. Появляется, таким образом, и отличная возможность сравнить отношение команд к тренировочному процессу, режиму дня, к мотоболу вообще, что в кочевой жизни обычного чемпионата трудно оценить. Мотоболисты «Вымпела» могли считать свое выступление в турнире чемто вроде легкой прогулки. Но это была единственная команда, которая ежедневно в 10 часов утра выбегала в полном составе на физзарядку. Легкоатлетический кросс по заснеженной набережной Иртыша в любую погоду, интенсивные упражнения, затем завт-т32 ПОБЕДИТЕЛЯМ КРОССА- МОТОЦИКЛЫ «ВОСХОД»В семнадцатый разв город Ковров, где делают мотоциклы «Восход», съехались сильнейшие спортсмены страны. Соревнования здесь, одни из самых популярных среди советских кроссменов, проводятся 3 для мотоциклов классов 175 и 250 см любой конструкции. Поэтому многие гонщики, ездящие обычно на машинах старших классов, пересели на этот раз на более легкие мотоциклы. Так, рядом с Г. Моисеевым, П. Рулевым, А. Кибириным, участвующими в чемпионате 3 мира в классе 250 см , приняли старт их товарищи по сборной в классе 500 смзН. Ефимов, В. Краснощеков, В. Овчинников. Совместное выступление с признанными мастерами явилось прекрасной школой для молодых спортсменов. Посмотреть соревнования пришли де. сятки тысяч зрителей. Это тоже традиТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ Первенство СССР в мотогонках на льду 125 смЗ (Каменск-Уральский): 1. В. Митрофанов — 28 очков; 2. В. Тетерин — 25; 3. В. Чупин (все — Каменск-Уральский) — 23; 4. В. Коробков (Ленинск-Кузнецкий) — 23; 5. Ю. Максимов (КаменскУральский) — 21; 6 В. Шкодских (Челябинск) — 20. 175 смЗ (Красноярск): 1. В. Свинко — 26 очков; 2. В. Лепин — 23; 3. Б. Семенов (все — Красноярск) — 23; 4. В. Басалаев (Ленинградская область) — 21; 5, Л. Рудашевский — 21; 6. В. Агафонов (оба—Красноярск) — 18. 350 смз (Саранск); 1. Н. Костюнин — 28 очков; 2. С. Чирцев — 27; 3. Ф. Мухаметшин — 25; 4. А. Ганюшкин (все—Вятские Поляны) — 23; 5. В. Присяжнюк (НоВ классе 175 смз стартовало 39 спортсменов. Здесь лидерами были ковровчане. В прошлом году они уверенно заняли первое командное место, а в личном зачете их представитель С. Петров поднялся на верхнюю ступеньку пьедестала почета. Спортсмены клуба имени Дегтярева, горячо поддерживаемые зрителями. сумели повторить прошлогодний успех. Победа досталась им в упорной борьбе: даже несколько падений на обледеневшей трассе, когда потерянное время, казалось, невозможно будет наверстать, не смогли выбить ковровчан из седла. Они снова рвались к финишу, догоняя ушедших вперед соперников. В результате в личном зачете первые два места- заняли С. Петров и Ю. Кралинин из Коврова, третье досталось В. Сысоеву (МАДИ, Москва). Студенты обеспечили себе второе командное место третье—ленинградцы ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ вокузнецк) —1 22; 6. О. Яровой (Чита) — 18. 500 смЗ (Куйбышев): 1. В. Чапало (Стерлитамак) — 28 очков; 2. В. Дубинин — 25; 3. В. Пазников (оба — Новосибирск) — 25; 4. В. Цибров (Московская область) — 24; 5. А. Сухов (Уфа) — 19; 6. В. Кочетов (Новосибирск) — 15. Первенство СССР по зимним автогонкам на ипподроме Класс I (до 1300 см 3 ): 1. Э. Пистунович; 2. В, Николаев; 3. А. Козырчиков; 4. Н. Дисюк; 5. С. Аникин; 6. Р. Шустов (все — 3Тольятти). Класс II (от 1300 ДО 1600 см ): 1. Г. Савинов (Москва): 2. 3. Пистунович (Тольятти); 3. В. Богатов; 4. А. Шишков; 5. В. Моисеев (все — Москва); 6. А. Клопичев (Уфа). Класс III (от 1600 до 2500 см3): 1. А. Замыслов; Перед стартом гонки на 250-кубовых мотоциклах никто не сомневался, что первым будет кто-нибудь из «сборников». К сожалению, сошли о трассы из-за повреждения машин П. Рулев и молодой Е. Рыбальченко (победитель юношеских чемпионатов страны 1970 и 1971 годов). на которого ковровчане возлагали боль шие надежды. Ведь он выступал на и \ уникальном мотоцикле с электронным зажиганием. Успех сопутствовал ленин градцу Г. Моисееву — мастеру спорта международного класса (он первым финишировал в одном заезде и вторым — в другом). Последующие места заняли А. Кнбирин («Днипро», Киев) и Н. Ефимов (ЦСКА). В командном зачете лучшие результаты у клубов «Днипро», ЦСКА и АМК г. Владимира. Победителям соревнований были вручены мотоциклы «Восходе» и другие ценные призы. ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ 2. Н. Кирпичников (оОа — Москва); J. В. Мосолов (Горький); 4. В. Белмерс (Рига); 5. В. Верещака (Горький); 6. В. Юшин (Москва). Группа 4 (машины всех классов): 1. Н. Кирпичников (Москва); 2. 3. Пистунович (Тольятти); 3. В. Калнин (Рига); 4. Л. Фомин (Уфа); 5. В. Нубнов (Москва); 6. В. Мосолов (Горький). Трофей заводов Сумма очков после чемпионатов страны по зимнему ралли и гонкам на ипподроме: 1. ВАЗ — 61 очки; 2. АЗЛК — 25; 3. ГАЗ — 24; 4. УМЗ — 15; 5. ЗАЗ—4; 6. ИЖ—0. Первенство СССР в гонках на картах по ледяной дорожке Класс «К» (175 см 3 ): 1. А. Заградин; 2. А. Иванов (оба -- Ленинград); 3. М. TQдоров (Курск)., В гУСПЕХАрак, поездка на мотодром для подготовки мотоциклов или проведения тренировки; отбой не позже 23 часов. Такой строгий распорядок не был изменен и на следующий день после победы. «Вымпел» не только заслуженно выиграл главный приз, но и благодаря своей дисциплине, ответственности каждого за судьбу коллектиШ ва сумел извлечь из турнира максимум пользы для успешной подготовки к летнему сезону. А ведь это главная цель зимних мотобольных соревнований. К сожалению, пример полтавчан никого не заразил: спортсмены и тренеры остальных команд равнодушно смотрели на своих старательных коллег. По традиции и на этот раз турнир был организован хорошо. Участники имели в Омске все возможности для плодотворных тренировок, активного отдыха. Обком ДОСААФ и администрация мотодрома разместили спортсменов в одной из лучших гостиниц города, предоставили транспорт, отлично подготовили поле стадиона. Б. ЛОГИНОВ, председатель комитета мотобола ФМС СССРсоревнований....... .щ г. ОмскРезультаты«Вымпел» — «Икар» 9 : 0 ; «Омич» — «Кузбасс» 6 : 0; «Звезда» — «Рубин» 3 : 1; «Металлург» — «Электрон» 2 : 0 . Полуфиналы: «Вымпел» — «Звезда» 4:0; «Омич» — «Металлург» 4 : 1 . За 3-е место: «Звезда» — «Металлург» 2 : 0. Финал: «Вымпел» — «Омич» 4 : 0.АВТОРАЛЛИ «ПРИБАЛТИКА». Спортсмены Ждут его с нетерпением. К нему готовятся особенно тщательно. Его просто любят. Этому ралли 14 лет. Оно названо в календаре зимним первенством СССР. И все же главное — не возраст и не ранг, а характер соревнования. «Прибалтика» — ралли команд, где коллективное мышление, коллективные действия, коллективная ответственность определяют успех. Мчатся по трассе команды-тройки. Три автомобиля, три экипажа кан единое целое. Случись что с одним — два других возьмут на буксир, вытащат из кювета, помогут устранить неисправность. От тридцати до сорока команд участвуют в этом ралли, которое поочередно стартует в трех прибалтийских республиках. На этот раз в роли устроителя выступали организации ДОСААФ Литвы. Республиканская ФАС (председатель К. Курдзикаускас) и спорттехклуб (начальник К. Дрот) отменно справились с задачей. Начиная от выбора и подготовки трассы (начальник дистанции мастер спорта А. Чипкус) и кончая судейством (главный судья X. Мойков), все было сделано истинно спортивно и могло, по единодушному мнению, украсить любое европейское ралли. На страницах журнала мы вернемся еще н разговору о ралли команд. А пока назовем победителей. Ими заслуженно стали спортсмены таксомоторного парна г. Риги, которых готовил заслуженный мастер спорта А. Карамышев. На втором месте таксисты Подмосковья, на третьем — спортсмены Волжского автозавода. Фото М. Реби33