ЧТО ТАКОЕ ВОДИТЕЛЬ»?О том, что в системе «водитель—автомобиль—дорога» человек нередко оказывается наименее надежным звеном, писалось уже не раз. К сожалению, и сегодня 70—80 процентов дорожных происшествий случается, 'полностью или частично, по его вине, вследствие его ошибок и просчетов. 'Но статиотика говорит ио другой стороне дела: нередко «аварийщиками» становятся достаточно опытные и дисциплинированные водители, которые, легко справляясь с машиной в обычных условиях, допускают грубейшие ошибки, чуть только обстановка ухудшается — в туман, гололедицу, в темноте и т. п. Подозревать их в нерадивости или беспечности' не приходится. 1 все это наводит на мысль Ио возможном отсутствии у них определенных психофизиологических качеств, как причине подобного рода происшествий. Конечно, человека любой профессии должны отличать добросовестность и честность, дисциплинированность м организованность. Этим определяется и профессиональная пригодность водителя. Жизнь показывает, что самым опасными на дороге становятся люди эгоистичные, грубые, лишенные интереса к работе. Так что, между моральным обликом водителя и 'безопасностью движения прослеживается прямая связь. 'Не зря 'утверждают, что «человек управляет машиной так, как он жи вет». Если иметь в виду только эту сторону, то путь к исправлению положения ясен: во-первых, поихологичеокий отбор людей, желающих приобрести квалификацию водителя; во-вторых, полноценное обучение и воспитание. Но вернемся к тезису, который мы высказали выше. Почему становятся в определенных условиях ненадежными вполне дисциплинированные и опытные водители? Институт психологии УССР исследовал около 200 дорожных происшествий, слук. И^БЬ» J» rs^^row М^ЕЬк тэ^^"В*,пившихся в Киеве с довольно опытными водителями, во всяком случае — «е новичками за рулем, всесторонний анализ причин и обстоятельств показал, что двум третям их сопутствовали физическое и психическое переутомление водителей, недомогание или, мак принято говорить, отрицательные эмоции. Последние были вызваны, в частности, конфликтами на работе, плохими взаимоотношениями 'на линии, например с пассажирами, пешеходами и другими участниками движения, в том числе ис автоинспектором. Так что 'надежность водителя повышается с улучшением условий труда, созданием благоприятного психологического климата на работе, дружеских отношений в коллективе. Наш институт провел психологическое изучение условий труда водителей автобусов, такси и грузовьих автомобилей. В ходе этих исследований удалось выявить специфичность предъявляемых к ним требований и установить, от каких именно качеств и навыков зависит надежность водителя. Во-первых, от способности быстро и безошибочно ориентироваться в дорожной обстановке, от профессиональной интуиции, позволяющей в возникшей 'ситуации предвидеть возможность опасных последствий и своевременно принимать правильные решения. Вовторых, от достаточно точного динамического глазомера, иными словами — от умения правильно оценивать на глаз пространственно-скоростные соотношения между движущимися объектами. Помимо этого водителю необходим широкий объем внимания и способность своевременного его распределения и быстрого переключения. 'Иначе он «е сможет обеспечить постоянное наблюдение за непрерывно меняющейся дорожной обстановкой и состоянием собственной машины. Весьма важна ме только скорость реакции, и особенноа А . —^fijb. T5^^*o* ' o ^ ^ o * a^jL. 'o^™u* ^^EL_ СП *5^*B* ' o " " ^тормозной, но и скорость выбора того или иного решения. Наконец, водитель должен сохранять необходимую для управления автомобилем координацию движений и самоконтроль даже в самом напряженном режиме работы — при плохой видимости, ослеплении, движении по обледенелой дороге, неожиданном появлении препятствий и пешеходов. Для выявления м оценки всех этих качеств институт разработал комплекс методик психофизиологического отбора и переосвидетельствования водителей: испытания динамического глазомера; диагностики способности к образованию и перестройке сенсомоторных навыков; еттенциометрическую методику для испытания способности к распределению и переключению внимания; 'Комплексного испытания работоспособности водителя. Экспериментальным путем были уста-. новлены объективные критерии и выработаны шкалы оценок для каждой из вошедших в нашу нрофессиограмму способностей водителя и его личных качеств. Были определены и границы проходных баллов для шоферов автобуса-экспресса, такси и грузовых машин. 'Комплексные испытания работоспособности и надежности водителя проводятся при помощи установки, смонтированной вместе с другой специальной аппаратурой в салоне автобуса ЛАЗ. Эта установка, «а которую 'Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдано авторское свидетельство, состоит 'из рабочего места водителя, ленточного макета испытательного полигона, пульта экспериментатора, программирующего устройства и 'блока питания. 'Рабочее место водителя оборудовано рулевой колонкой, педалями акселератора, тормоза и рычагом переключения передач. Кроме того, на приборной доске здесь смонтированы два счетчика импульсов с кнопками для их остановки и две индикаторные лампы с кнопками для гашения. Вращая рулевое колесо, «водитель» может управлять движением визира, на конце которого находится щуп рельефа с микропереключателями. Перед его глазами макет испытательного .полигона — наклонная плоскость, по .которой движется эластичная лента с рельефно нанесенной желтой дорогой и условно обозначенными на ней препятствиями, машинами, пешеходами.<вЛВЬт г^£2ы D ^ ^ " O * *o^^ e o**dS^* 'о^^ и о*БОЛГАРИЯ. За последние годы Народная Республика Болгария стала страной международного туризма. Сюда приезжают путешественники из социалистических стран, из ФРГ, Великобритании, США, Франции и других государств. Причем более половины из них используют для этих целей автотранспорт. Особенно в ходу автомобили у югославских туристов — на них прибывают в Болгарию 90%, затем идут итальянцы (80%) и французы (64%). На курортном побережье страны ив других наиболее посещаемых туристами районах усиленно реконструируются автомагистрали к строятся автостоянки.За действиями водителей следили 20 контрольных пунктов. Во внимание принимались многие факторы: от способности быстро и правильно ориентироваться в трудной обстановке до умения минимально загрязнять воздух выхлопными газами. Набрав 22 очка из 24 возможных, Курт Кнак на своей «Волге» добился лучшего результата. ПОЛЬША. Быстрыми темпами развивается в стране общественный и индивидуальный автотранспорт, что требует постоянной модернизации шоссейных дорог. В прошлом году было реконструировано 940 километров. В нынешнем эти работы продолжаются. Примерно на тысяче километров дорог будет уложено твердое покрытие. К концу 1975 года протяженность таких дорог достигнет 20 тысяч километров. АВСТРАЛИЯ. Проведенные здесь исследования имели цель установить взаимосвязь между конструктивными элементами автомобиля ц режимом движения, с одной стороны, и характером и коли-всего светачеством наездов на пешеходов, с другой. Сравнительный анализ показал, что с увеличением скорости резко возрастает количество и тяжесть ранений. Например, доказано, что больше половины дорожных происшествий случается при скорости движения автомобиля свыше 32 км/час. При наездах у пешеходов чаще всего страдают нижние конечности и голова, причем приблизительно три четверти ранений головы приводят к смерти. Наиболее авариен диапазон скоростей 32—72 км/час. С рассматриваемой точки зрения автомобиль имеет два самых опасных места: бампер и область крыла над фарами. Именно этими своими конструктивными элементами он в большинстве случаев наносит удар пешеходу.ГДР. Звание лучшего водителя республики завоевал профессиональный шофер Курт Кнак из округа Магдебург. В Берлине на последнем этапе соревнований участвовали 73 водителя разных видов транспорта — от грузовиков до мотоциклов. 12-километровый маршрут финалистов включал сложные участки и транспортные ситуации на самых оживленных улицах и перекрестках столицы.26