26
27
ЧТО ТАКОЕ ВОДИТЕЛЬ»?О том, что в системе «водитель—автомобиль—дорога» человек нередко оказывается наименее надежным звеном, писалось уже не раз. К сожалению, и сегодня 70—80 процентов дорожных происшествий случается, 'полностью или частично, по его вине, вследствие его ошибок и просчетов. 'Но статиотика говорит ио другой стороне дела: нередко «аварийщиками» становятся достаточно опытные и дисциплинированные водители, которые, легко справляясь с машиной в обычных условиях, допускают грубейшие ошибки, чуть только обстановка ухудшается — в туман, гололедицу, в темноте и т. п. Подозревать их в нерадивости или беспечности' не приходится. 1 все это наводит на мысль Ио возможном отсутствии у них определенных психофизиологических качеств, как причине подобного рода происшествий. Конечно, человека любой профессии должны отличать добросовестность и честность, дисциплинированность м организованность. Этим определяется и профессиональная пригодность водителя. Жизнь показывает, что самым опасными на дороге становятся люди эгоистичные, грубые, лишенные интереса к работе. Так что, между моральным обликом водителя и 'безопасностью движения прослеживается прямая связь. 'Не зря 'утверждают, что «человек управляет машиной так, как он жи ­ вет». Если иметь в виду только эту сторону, то путь к исправлению положения ясен: во-первых, поихологичеокий отбор людей, желающих приобрести квалификацию водителя; во-вторых, полноценное обучение и воспитание. Но вернемся к тезису, который мы высказали выше. Почему становятся в определенных условиях ненадежными вполне дисциплинированные и опытные водители? Институт психологии УССР исследовал около 200 дорожных происшествий, слук. И^БЬ» J» rs^^row М^ЕЬк тэ^^"В*,пившихся в Киеве с довольно опытными водителями, во всяком случае — «е новичками за рулем, всесторонний анализ причин и обстоятельств показал, что двум третям их сопутствовали физическое и психическое переутомление водителей, недомогание или, мак принято говорить, отрицательные эмоции. Последние были вызваны, в частности, конфликтами на работе, плохими взаимоотношениями 'на линии, например с пассажирами, пешеходами и другими участниками движения, в том числе ис автоинспектором. Так что 'надежность водителя повышается с улучшением условий труда, созданием благоприятного психологического климата на работе, дружеских отношений в коллективе. Наш институт провел психологическое изучение условий труда водителей автобусов, такси и грузовьих автомобилей. В ходе этих исследований удалось выявить специфичность предъявляемых к ним требований и установить, от каких именно качеств и навыков зависит надежность водителя. Во-первых, от способности быстро и безошибочно ориентироваться в дорожной обстановке, от профессиональной интуиции, позволяющей в возникшей 'ситуации предвидеть возможность опасных последствий и своевременно принимать правильные решения. Вовторых, от достаточно точного динамического глазомера, иными словами — от умения правильно оценивать на глаз пространственно-скоростные соотношения между движущимися объектами. Помимо этого водителю необходим широкий объем внимания и способность своевременного его распределения и быстрого переключения. 'Иначе он «е сможет обеспечить постоянное наблюдение за непрерывно меняющейся дорожной обстановкой и состоянием собственной машины. Весьма важна ме только скорость реакции, и особенноа А . —^fijb. T5^^*o* ' o ^ ^ o * a^jL. 'o^™u* ^^EL_ СП *5^*B* ' o " " ^тормозной, но и скорость выбора того или иного решения. Наконец, водитель должен сохранять необходимую для управления автомобилем координацию движений и самоконтроль даже в самом напряженном режиме работы — при плохой видимости, ослеплении, движении по обледенелой дороге, неожиданном появлении препятствий и пешеходов. Для выявления м оценки всех этих качеств институт разработал комплекс методик психофизиологического отбора и переосвидетельствования водителей: испытания динамического глазомера; диагностики способности к образованию и перестройке сенсомоторных навыков; еттенциометрическую методику для испытания способности к распределению и переключению внимания; 'Комплексного испытания работоспособности водителя. Экспериментальным путем были уста-. новлены объективные критерии и выработаны шкалы оценок для каждой из вошедших в нашу нрофессиограмму способностей водителя и его личных качеств. Были определены и границы проходных баллов для шоферов автобуса-экспресса, такси и грузовых машин. 'Комплексные испытания работоспособности и надежности водителя проводятся при помощи установки, смонтированной вместе с другой специальной аппаратурой в салоне автобуса ЛАЗ. Эта установка, «а которую 'Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдано авторское свидетельство, состоит 'из рабочего места водителя, ленточного макета испытательного полигона, пульта экспериментатора, программирующего устройства и 'блока питания. 'Рабочее место водителя оборудовано рулевой колонкой, педалями акселератора, тормоза и рычагом переключения передач. Кроме того, на приборной доске здесь смонтированы два счетчика импульсов с кнопками для их остановки и две индикаторные лампы с кнопками для гашения. Вращая рулевое колесо, «водитель» может управлять движением визира, на конце которого находится щуп рельефа с микропереключателями. Перед его глазами макет испытательного .полигона — наклонная плоскость, по .которой движется эластичная лента с рельефно нанесенной желтой дорогой и условно обозначенными на ней препятствиями, машинами, пешеходами.<вЛВЬт г^£2ы D ^ ^ " O * *o^^ e o**dS^* 'о^^ и о*БОЛГАРИЯ. За последние годы Народная Республика Болгария стала страной международного туризма. Сюда приезжают путешественники из социалистических стран, из ФРГ, Великобритании, США, Франции и других государств. Причем более половины из них используют для этих целей автотранспорт. Особенно в ходу автомобили у югославских туристов — на них прибывают в Болгарию 90%, затем идут итальянцы (80%) и французы (64%). На курортном побережье страны ив других наиболее посещаемых туристами районах усиленно реконструируются автомагистрали к строятся автостоянки.За действиями водителей следили 20 контрольных пунктов. Во внимание принимались многие факторы: от способности быстро и правильно ориентироваться в трудной обстановке до умения минимально загрязнять воздух выхлопными газами. Набрав 22 очка из 24 возможных, Курт Кнак на своей «Волге» добился лучшего результата. ПОЛЬША. Быстрыми темпами развивается в стране общественный и индивидуальный автотранспорт, что требует постоянной модернизации шоссейных дорог. В прошлом году было реконструировано 940 километров. В нынешнем эти работы продолжаются. Примерно на тысяче километров дорог будет уложено твердое покрытие. К концу 1975 года протяженность таких дорог достигнет 20 тысяч километров. АВСТРАЛИЯ. Проведенные здесь исследования имели цель установить взаимосвязь между конструктивными элементами автомобиля ц режимом движения, с одной стороны, и характером и коли-всего светачеством наездов на пешеходов, с другой. Сравнительный анализ показал, что с увеличением скорости резко возрастает количество и тяжесть ранений. Например, доказано, что больше половины дорожных происшествий случается при скорости движения автомобиля свыше 32 км/час. При наездах у пешеходов чаще всего страдают нижние конечности и голова, причем приблизительно три четверти ранений головы приводят к смерти. Наиболее авариен диапазон скоростей 32—72 км/час. С рассматриваемой точки зрения автомобиль имеет два самых опасных места: бампер и область крыла над фарами. Именно этими своими конструктивными элементами он в большинстве случаев наносит удар пешеходу.ГДР. Звание лучшего водителя республики завоевал профессиональный шофер Курт Кнак из округа Магдебург. В Берлине на последнем этапе соревнований участвовали 73 водителя разных видов транспорта — от грузовиков до мотоциклов. 12-километровый маршрут финалистов включал сложные участки и транспортные ситуации на самых оживленных улицах и перекрестках столицы.26 Дальше на вертикальной .панели — светофор и две фары для получения эффекта ослепления. На пульте экспериментатора пять импульсных счетчиков, которые фиксируют общее время выполнения программы испытаний, отсчитывают время нахождения '«ведомой машины» — визира — в безопасной зоне дорожного полотна и за его пределами, регистрируют моменты аварий и наездов и суммарное время реакций на сигналы индикаторов приборной доски. Электросекундомер отмечает время тормозной реакции на красный сигнал светофора. Программа испытаний создает самые разнообразные, > том числе и аварийв ные ситуации, в 'соответствии с которыми водитель должен принимать правильные решения. Задача усложняется тем, что, управляя «автомобилем», шофер должен следить за приборной доской и, нажимая на кнопки, быстро гасить сигнальные лампы и останавливать стрелки счетчиков. Кроме того, ему нужно реагировать на красный сигнал светофора и слепящие вспышки фар. Для определения склонности водителей к риску программа предусматривает решение задач на выбор безопасного пути. В качестве критериев для объективного определения уровня работоспособности водителей использовались такие данные. Коэффициент управления, вычисляемый делением времени пребывания визира в безопаоной зоне на общее время выполнения каждой программы. Коэффициент аварийности, получаемый делением времени наездов, столкновений и съездов с дороги на общее время выполнения программы. Суммарное время тормозной реакции на красный оипнал светофора. Суммарное время реакции на индикаторы приборной доски. В протокол испытаний заносятся оценки в баллах по каждому из этих показателей. Затем выводится средний балл, характеризующий уровень работоспособности и надежности водителя. Делается это, как уже 'говорилось, по шкале оценок, разработанной на основе обобщения результатов 'испытаний наиболее опытных шоферов. Построив таблицу рангов по общим оценкам уровня работоспособности, мы смогли определить и границы проходных баллов, ^^^ *3"*o* ^ " ^ ' о * "©"""о* *о^^*огТак выглядит установка для испытания работоспособности и надежности водителя, созданная в Институте психологии УССР.Результаты испытаний позволяют судить, кто не годится для работы за рулем вообще, кто .может трудиться лишь в обычных условиях на небольших расстояниях, а кому можно доверить любую машину без всяких ограничений. 'Правильность такого способа оценивать уровень работоспособности и профессиональной пригодности шофера полностью подтвердилась при сопоставлении результатов наших испытаний с производственными характеристиками водителей. Е. МИЛЕРЯН, доктор психологических наук профессор г. КиевАНГЛИЯ. Известный специалист но проблемам безопасности автомобильного движения Хавард, отметив, что каждый год на дорогах аемного шара погибает 250 тысяч человек и около семи миллионов получают ранения, обратил внимание на особенно серьезное положение встранах Западной Европы ив качестве примера привел Западную Германию, где на каждую тысячу смертельных случ аев 36 вызваны дорожными происшествиями. БЕЛЬГИЯ. 144 убитых и 4542 раненых — таково число жертв автомобильных катастроф, происшедших в декабре 1972 года на дорогах страны. Большая часть аварий со смертельным исходом была совершена в результате потери контроля над автомобилем, прев ышения скорости, н арушения правил приоритета в проезде перекрестков. ИТАЛИЯ. Что опаснее — мотоцикл или автомобиль? Вот что говорят об этом данные Института статистики и Автомобильного клуба. В 1У71 году в стране зарегистрировано в общей сложности 330 511 дорожных инцидентов с мотоциклами и автомобилями, из них на долю мотоциклистов приходится только 70 759 случаев, то есть чуть больше 21 процента. По отношению к парку обоих типов машин также получаются интересные сравнительные цифры . Из 12 миллионов автомобилей и4 миллионов мотоциклов, находившихся в эксплуатации в 1971 году (цифры для удобства подсчета округлены), 2,12 автомобиля из каждой сотни стали участниками происшествия; из каждой сотни мотоциклов — 1,79.страдавших в этих авариях показали, например, что переломы при ударах спереди составляют 56 процентов, тогда как при боковых — только 8. Серьезных ранений глаз у пассажиров на задних сиденьях приблизительно в пять раз меньше, чем у сидящих впереди. В связи с этим рекомендовано усилить отдельные конструктивные элементы легкового автомобиля и спилить деревья вдоль магистралей, как бы красивы они ни были.#ФРАНЦИЯ. При анализе причин 30 тысяч аварий (пОчтн треть общего количества зарегистрированных в стране за год) было установлено, что при столкновениях легковых машин с тяжелыми грузовиками или деревьями вероятность смертельного исхода для водителя еще очень велика. Медицинские обследования поЯПОНИЯ, в последнее время намного увеличилось количество дорожных катастроф в результате прокола шин на высоких скоростях. В связи с этим в компании «Ниссан мотор», одной из крупнейших по производству автомобилей в Японии, разработано устройство, которое должно предупреждать водителя о возникновении тех или иных ненормальностей в шинах. Полагают, что такое устройство можно будет устанавливать на машинах как один из элементов стандартного оборудования.27