Изучаем новые Правила дорожного движенияОкончание. Начало — на стр. 24 целиком возложена на водителей. Так что, если пассажир окажется без шлема, отвечать будет сам мотоциклист. Забота о пострадавших при дорожном происшествии — долг прежде всего участников этого происшествия. Однако и любой другой водитель обязан при необходимости доставлять пострадавших в .лечебное учреждение, а также оказывать возможную помощь другим водителям в случае .возникновения опасности для движения. Помощь эта может заключаться в простом предупреждении о замеченной неисправности транспортного средства, незакрепленном грузе и т. п. или выражаться, к примеру, в отводе неисправного транспортного средства с проезжей части, устранении каких-то иных помех для движения. Требование остановиться и предоставить транспортное средство (за .исключением специальных и дипломатических автомобилей) медицинским работникам, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и нештатным сотрудникам Госавтоинспекции, а также работникам Государственной лесной охраны распространяется на случаи, когда речь идет о жизни и здоровье людей, борьбе с лесными пожарами или о выполнении работниками милиции неотложных служебных заданий. Водитель вправе потребовать у этих лиц не только предъявления соответствующих документов, но и объяснения целей поездки. Боли эти цели выходят за рамки тех, что перечислены в пункте 12г, водитель вправе отказать в предоставлении транспортного средства. Обратите внимание, что от общих обязанностей водителей не освобождены и водители транспортных средств, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами. 'И им запрещено управлять неисправными автомобилями и мотоциклами, и они должны иметь удостоверение на управление транспортным средством данной категории и т. д. При выполнении служебного задания им разрешено отступать, да и то при условии 'обеспечения безопасности движения, лишь от предписаний глав IV, V '(исключая сигналы регулировщиков), VI, VII и VIII. Этими «льготами» пользуются и водители транспортных средств, сопровождаемых патрульными автомобилями или мотоциклами ГАИ. Наконец, новая запись а Правилах — запрещение использовать транспортные средства в целях личной наживы. За это нарушение может последовать не только административная мера наказания в виде лишения водительских прав, но и уголовная ответственность. Закон запрещает, естественно, не всякий подвоз пассажиров, а только корыстное использование транспортного средства, когда перевозка пассажиров, груза имеет цель получить денежное или другое материальное вознаграждение. В. ЖУЛЕВ, член Межведомственной комиссии по Правилам дорожного движенияПОЛКОЛЕСА ДО КАТАСТРОФЫНа языке юристов автомобиль • источник повышенной опасности. Термин этот — вполне оправдан. Могучая машина при правильном обращении с ней пройдет многие тысячи километров на пользу человеку, ничем ему не угрожая, но при малейшей небрежности первое же движение колес может стать причиной непоправимого несчастья. Слева «первое движение» я применил н их буквальном смысле, ибо собираюсь говорить об авариях, которые произошли прямо на территории гаража. Это случилось минувшей зимой в городе Северодвинске Архангельской области. Вечером молодой водитель Алексей Беляков попросил своего товарища Юрия Поленова помочь отремонтировать грузовик ЗИЛ-164. Коллеги пришли в теплый бокс и занялись регулировкой свободного хода педали сцепления. Результаты работы решили проверить. Беляков нажал кнопку стартера и отпустил рычаг тормоза... Автомобиль рывком тронулся вперед, наехал на стоявшего перед капотом Попенова, прижав его к находившемуся впереди автобусу, и причинил тяжелейшие травмы. Оказалось, что Беляков забыл поставить в нейтральное положение рычаг переключения передач, да к тому же зачем-то сиял машину с ручного тормоза. Думаете, это случай исключительный? Ничего подобного. В моей экспертной практике было много дел, до удивительного похожих одно на другое: водитель, пуская двигатель, вдруг замечал скачок машины, и в тот Же миг раздавался крик. скажем, закрывавшего задний борт товарища, которого автомобиль прижал к погрузочной платформе или воротам склада. Исход обычно был смертельным. Причина одна — неправильные действия при пуске двигателя. Последовательность действий при пуске двигателя — предмет не правил движения, эта наука отдельно преподается на курсах шоферов. Ничего мудреного в ней нет. Прежде всего убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а ручной тормоз надежно затянут. Затем — включить зажигание, выжать педаль сцепления и включить стартер. Этот порядок водители четко демонстрируют на экзаменах в Госавтоинспекции, а потом, к сожалению, о нем часто забывают. Педаль сцепления многие водители выжимают только зимой для облегчения пуска, хотя следовало бы так поступать и летом. Ведь при первой же «встряске» заработавшего двигателя может произойти самовключение скорости, особенно когда механизм включения передач «разработан». Если при этом и тормоз не затянут, возможность беды становится вполне реальной. Хотелось бы этой заметкой еще раз напомнить молодым водителям, что мелочей в обращении с таким источником опасности, как автомобиль, нет. Каждая небрежность может стать роковой. Правила и инструкции требуют от шофера только необходимое. УШАКОВ, Q эксперт г. АрхангельскОПАСНЫЕ СЕКУНДЫЭкспертиза установила, что машина была исправнаи хорошо подготовлена к выезду, не отказали ни рулевое управление , ни тормоза. Дорога была без крутых поворотов, в хорошем состоянии, с ухая . Однако машину вдруг понесло вправо, она удариласьопридорожное дерево ирухнулас обрыва в овраг. В результате — трое убито. В чем жепричинакатастрофы ? В рачипришлик выводу, что она только впереутомленииводителяи послед овавших за этим несколькихсекундах невольного сна за рулем . Удалось установить, что водитель накануне работал до поздней ночи, с пал всего два часа, а затем снова сел за руль иотправилсявчетырехсоткилометровый путь. Чтобы взбодриться, он выпил две чашкикрепкого кофе. Д альше , с точкизрения медиков, события развивалисьследующим образом. П римернов середине маршрута водитель почувствовал сильную усталость, и его стало клонить ко сну. После утренней дымки нестерпимо ярко светило солнце, от напряженногонаблюдения за дорогой появилась резь вглазах , в еки будто налились свинцом. Две чашкикофе вместо тонизирующегодействиялишьувеличилиизнурениеорганизма , не помог и разговор спассажирами : к артина быстро меняющейся обстановки на дороге иобрывкифразсзапозданиемстали доходить до сознанияводителя , его реакц иязамедлилась , ч астота пульса уменьшилась , на доли секунд он проваливалсяв забытье. От толчковирывковмашины на какое-то времясознание прояснялось, но затем его снова охватывал сон, д лившийсяуже по несколькоопасных секунд. Это и привело к несчастью... И сследования , проведенные вФРГи Австрии, п оказали , что почти треть дор ожных происшествий являетсярезультатом усталости водителя . У невыспавшегося шоферареакция на раздражителитакаяже , к акучеловека , в крови которого содержится 0,8 промиллеалкоголя . Если машинадвижется со скоростью 120 км/час, то лишь за секунду она проходит 33 метра. Этого вполне достаточно, чтобы один только миг, н акоторый водитель, к ак говорится, «клюнул носом», стал смертельным . Поэтому специалистынастоятельнорекомендуютводителям весьма серьезно относиться ксимптомампереутомления . П очувствовавпервыепризнаки сонливости (зевота, неразговорчивость) и линеобъяснимого беспокойства, н ужно опустить боковое стекло и взбодриться свежим воздухом. Если это не помогло, необходимо съехать на обочину, о становитьсяизанятьсягимнастическимиупраж н ениями , а при более сильной усталости — о бязательно , хотя бы полчаса, поспать прямовмашине . Б удьтеосторожныс кофе, т аккак иногда он дает обратн ыйэффект — после кратковременногоощущения бодрости вдруг наступает резкая усталость и еще большая сонливость, могут появитьсяпризнаки равнодуш ияиослабленияреакции . И збегайте употреблять порошки от головной боли иуспокаивающиетаблетки . Хорошо на ходу жевать что-нибудь или сосать конфеты. З апомните : кто жует , тот не спит! Р аботающиемышцылицаусиливают кровообращение, м озглучшеорошается кровью, п ри этом повышается чувствительность, и организмлучшесопротивляетсяусталости . Из польского журнала «Пшекруй» П еревела В. П искорская28