Сделать Москву образцовым коммунистическим городом — это дело чести всего советского народа.Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии мобильный парк столицы увеличивался ежегодно на б процентов, то в 1971-м этот прирост составил уже 10, а в 1972-м — более 11 процентов. Иными словами, темпы выросли вдвое. За то же время протяженность основных магистралей столицы не могла увеличиться столь же резко, и их плотность стала, конечно, недостаточна для обеспечения оптимальных режимов движения. По этим причинам на 40—50 процентов повысилась интенсивность транспортных потоков на каждой из улиц центральной части города, на Садовом кольце и радиальных магистралях. Если в 1968 году она составляла 5—6 тысяч транспортных единиц в час, то сейчас пиковые нагрузки достигли 7—9 тысяч машин в час. Отсюда ясно, какую актуальность приобретают градостроительные мероприятия — развитие сети магистральных улиц, строительство пересечений в разных уровнях и т. п. Все это и предусмотрено в недавно утвержденном правительством Генеральном плане реконструкции и строительства города Москвы. Но подобные реконструктивные мероприятия рассчитаны на длительный срок. Вот почему на нынешнем этапе неотложный характер приобретает улучшение организации движения, ее совершенствование на новой технической основе. Госавтоинспекция города систематически проводит обследование транспортных и пешеходных потоков и, внося коррективы в существующие схемы движения, старается всячески повысить пропускную способность дорог. Здесь прежде всего надо назвать «канализирование» потоков транспорта,&$0У пульта центральной автоматической станции «Изумруд», управляющей движением в Москворецком районе столицы, дежурит инспектор ГАИ Николай Калинников.путях улучшения организации движения в Москве рассказывает заместитель начальника ГАИ полковник милиции Александр Евгеньевич ЛЕБЕДЕВКогда сегодня мы говорим об автомобилизации, то рядом с этим словом обычно ставим другие — «ускоренные темпы», «огромный объем работы», «важная роль». Вместе с тем все чаще и чаще термин этот употребляется со словами иного содержания — тревожными и беспокойными: «проблемы», «трудности», «сложные вопросы» и т. п. Это тоже закономерно, и в первуюочередь, если речь заходит о жизни больших городов, где диспропорция между темпами роста автомобильного парка и дорожного строительства всегда ощущается острее. Вот почему, поставив в заголовок слова «Москва и автомобилизация», я прежде всего подумал об организации движения. Краткая справка. Если в течение двух последних лет восьмой пятилетки авто-Так выглядит в'проекте здание, где разместится электронно - вычислитель ный центр системы «Старт».10 то есть четкое распределение их по полосам движения. Разметка позволила повысить пропускную способность одной полосы на 50 процентов. Применение стойких красителей дает возможность пользоваться линиями регулирования практически в любое время года. Сегодня общая протяженность таких линий разметки составляет около 900 километров. Однако они нужны еще очень многим улицам, и эта работа будет продолжена. Москва по своей планировочной структуре не очень приспособлена для организации одностороннего движения, однако это один из путей, дающий наибольший эффект. Дело не только в том, что пропускная способность дорог с односторонним движением на 50 процентов выше, чем с двухсторонним. Они и безопаснее — на них до 30 процентов ниже аварийность. Мы перевели на режим одностороннего движения 125 московских улиц, и каждому такому шагу предшествовало кропотливое изучение транспортных и пешеходных потоков, подсчет дополнительных пробегов машин и других экономических факторов. Изыскания в этом направлении продолжаются. Повышение пропускной способности улиц достигается и применением, где это возможно, многорядного маневрирования потоков транспорта, введением двухступенчатых левых поворотов без удлинения цикла работы светофора и выделения дополнительной фазы. Последняя мера позволяет также значительно сократить лишние пробеги. Не менее важна роль дорожных знаков. При помощи их транспортные потоки распределяются по магистралям, вводится одностороннее движение, устанавливается наиболее благоприятный режим езды, передается информация об условиях движения, а в целом обеспечивается и высокая скорость и безопасность. С вводом в действие нового ГОСТа значительно улучшились условия восприятия знаков. Не заметить их просто невозможно: они больше по размерам, ярче по рисунку и освещенности. Таких знаков мы установили уже около 5000. Есть новшества нв применении знаков. До снх пор, скажем, «Предварительный указатель направлений» или «Указатель направлений» можно было встретить лишь на загородных дорогах. В организации городского движения они не участвовали. Между тем структура уличной сети чрезвычайно сложна. В Москве, например, насчитывается 3500 улиц, проездов, переулков. Для ориентации в этих условиях, для выбора наиболее рационального маршрута неоценимую помощь окажут новые указатели направлений, а также номера, присвоенные магистралям города. Такие знаки, выполненные в соответствии с новым ГОСТом, уже можно встретить на улицах столицы, например на развязках Можайского шоссе, Ленинградского проспекта. Изучая режимы движения, мы пришли IK заключению о возможности увеличения пропускной способности отдельных магистралей повышением скорости без ущерба для безопасности. Число таких «скоростных» трасс ежегодно прибавляется. Сейчас на двенадцати магистралях города повышен предел скорости движения для легковых автомобилей, подготавливается к пере2*ходу на новый режим тринадцатая. Этот шаг потребовал упорядочить пешеходное движение. Упразднены переходы, расположенные в местах, не гарантирующих безопасность, а также необоснованно часто расположенные. В опасных местах для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть установлены направляющие ограждения. Дорожки с интенсивным потоком пешеходов получили новую разметку и отмечены новым дорожным знаком «Пешеходный переход». Наряду с увеличением скоростей принимаются меры к созданию условий для безостановочного движения. Для этого широко внедряется координированное регулирование, известное под названием «зеленая волна». По этому принципу уже работают 175 светофоров на 26 улицах, охватывая участки общей протяженностью почти 60 километров. «Зеленая волна» значительно сокращает задержки транспорта и тем самым дает экономический эффект. Протяженность таких дорог в ближайшее время увеличится на 50 процентов. Одновременно «зеленая волна» совершенствуется на основе современных электронных систем ТСКУ, которые позволяют управлять движением с одного диспетчерского пункта. Такие системы обеспечивают координированное регулирование по трем программам «зеленой волны» и дистанционное управление светофорами, информируя водителей при помощи световых табло о целесообразном скоростном режиме. Они работают уже на пяти магистралях, и в этом пятилетии число их возрастет. Наиболее сложно координировать движение на нескольких перекрестках, с небольшой ик тому же нестабильной с разных направлений интенсивностью движения. Теперь с этой задачей справились при помощи счетно-решающего устройства «Спрут». Девять таких устройств автоматически обеспечивают гибкое регулирование и позволяют, например, при отсутствии транспорта с какого-либо направления пропустить одну фазу в светофоре, оставив зеленый сигнал на дороге с интенсивным движением. Применение этих систем также будет расширяться. Масштабы внедрения в организацию движения новейших достижений автоматики, телемеханики и вычислительной техники с каждым годом растут. Активно ведутся работы над проектированием общегородской телеавтоматической системы управления движением транспорта. Эта система (мы назвали ее «Старт») создается на основе отечественных устройств. Она будет вводиться в несколько очередей. Первой предполагается охватить весь центр города — 120 перекрестков в пределах Садового кольца, длина которого почти 17 километров. А вся система призвана командовать более чем 1000 перекрестками на территории города. Она позволит гибко управлять движением, в том числе и перераспределять транспортные потоки при помощи автоматически управляемых дорожных знаков, о которых журнал писал ранее (1973, № 1). Элементы этой системы действуют уже сегодня. У нас есть центральноя автоматическая станция, которая управляет светофорами на 106 перекрестках, причем по нескольким программам. Одновременно со строительством магистралей вводятся новые светофорные объекты как с автономным управлением, так я входящие в небольшие координированные системы. В будущем все они и составят единую общегородскую систему «Старт». Этим закончу короткий рассказ о мерах по улучшению организации движения в столице, мерах, позволяющих надеяться, что и на нынешнем, более высоком уровне автомобилизации мы сумеем найти резервы к увеличению пропускной способности городских магистралей, обеспечить высокие скорости, не снижая безопасности движения.Ф ото Н. Зайцева11