21
22
Венгерские мотоциклы «Паинония» модели ТЛФ-260 (14 л. с.) и сменившей ее Т5 (16 л. с.) зарекомендовали себя как выносливые, неприхотливые и простые в обслуживании машины. Прочная ходовая часть, колеса большого диаметра (19 дюймов), генератор переменного тока (маховичная магдина) и, наконец, возможность присоединения боковой коляски «Дуна» обеспечили «Паннонии» широкое распространение в сельской местности. Однако мастерских, занимающихся этими мотоциклами, сравнительно немного, к тому же находятся они только в больших городах, и это вынуждает подчас владельцев ремонтировать машины своими силами. В помощь им мы публиковали некоторые материалы, в том числе статьи о коробке передач («За рулем», 1968, № 8) и о системе электрооборудования («За рулем», 1969, № 6). Сегодня по просьбе читателей рассказываем о разборке н сборке двигателя «Паннонии», а в одном из ближайших номеров будет помещена статья о ремонте его. Поскольку для многих читателей такое серьезное вмешательство в механизмы «Паннонии» будет делом новым, материал дается со всеми возможными подробностями.СТРАНИЧКА М1Т1ШШТА« П АННОНИ Я», РЕМОНТ силового АГРЕГАТАКонструкция двигателя довольно проста. Его можно разбирать и собирать почти без специального инструмента благодаря, например, скользящим посадкам шарикоподшипников. Единственным совершенно необходимым приспособлением является съемник (рис. 1) для ротора магнето и цепных звездочек (кстати, он был описан в журнале «За рулем», 1968, № 5) или съемник, который в последние годы входит в комплект дорожного инструмента, прилагаемого к мотоциклу. ратно обращаться с винтами, шайбами и прочими мелкими деталями, так как для удаления их из полости кривошипной камеры или из коробки передач (при случайном попадании) может понадобиться даже снять двигатель с рамы или полностью разобрать его. Особо следите за стопорными кольцами поршневого пальца, а также винтами (и шайбами), крепящими механизм переключения передач. ЧАСТИЧНАЯ РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ Цилиндро-поршневую группу разбирают после того, как будут сняты бензобак, карбюратор, вилка головки цилиндра и отсоединены от цилиндра выпускные трубы. Чтобы проверить состояние зеркала цилиндра и очистить выпускные окна от нагара, достаточно снять лишь головку, отвернув четыре гайки ее крепления. Цилиндр демонтируют (при положении поршня в н. м. т.) с целью выяснить состояние поршневых колец, поршня, верхнего и нижнего подшипников шатуна. Поршневой палец удаляют обычно нажимом руки через промежуточную оправку из текстолита, дерева или мягкого металла длиной около 70 мм и диаметром 17—17,5 мм. Туго сидящий па.лец можно выбить несильными ударами легкого молотка, подперев поршень с противоположной стороны деревянным бруском.РАЗБОРКА И СБОРКА ДВИГАТЕЛЯЧастичную разборку силового агрегата — демонтаж цилиндра, поршня, генератора, привода спидометра, сцепления, пускового механизма, механизма первг ключения передач и даже выпрессовку первичного вала коробки передач — можно сделать, не снимая его с мотоцикла. Если же требуется заменить шестерни и валы коробки или коленчатый вал, двигатель приходится снимать и разбирать полностью, разъединяя половины картера. В любом случае обратите шнимание на два обстоятельства. Во-первых, перед разборкой двигатель должен быть отмыт от грязи — несколько песчинок, попавших в роликоподшипник или в подшипники валов, сократят срок их службы. Во-вторых, следует очень акку-У двигателя «Паннонии» нет про кладки между цилиндром и гвловкой. Поэтому при сборке затягивать болты, крепящие цилиндр, и особенно головку, надо аккуратно — равномерно и поочередно (крест-накрест), чтобы избежать деформации, которая приводит к потере герметичности камеры сгорания. Маховичную магднну демонтируют обязательно при помощи съемника (см. рис. 1), так как для стягивания маховика нужно большое усилие. Съемник наворачивают на соответствующую резьбовую часть ротора (резьба М30Х1) полностью, иначе можно сорвать резьбу ступицы или съемника. Отворачивать гайку крепления маховика на коленчатом вале, а также затягивать винт съемника лучше резкими ударами молотка по рукоятке ключа, поскольку ротор трудно удержать в неподвижном положении. Сняв ротор, следует вынуть направляющий штифт из конической части шейки вала, вывернуть пластмассовый наконечник вывода высокого напряжения и отвернуть три винта, крепящие статор магдины. После этого снимают статор и отсоединяют провода, идущие от его колодки к центральному переключателю. Теперь открылся доступ к правому сальнику коленчатого вала. Его при необходимости можно вынуть двумя острыми отвертками. Однако избежать повреждения сальника почти не удается. Привод спидометра снимают, предварительно вынув два крепящих его винта, а разбирают (например, при смене ведомого валика) — после удаления шплинта с цилиндрической части механизма. Звездочку задней передачи демонтируют, сняв привод и ослабив гайку ее крепления. Съемник крепятJLРЬ -17с(9чг\ — \ Я Ч•3640с<L_ Г^t_ Г^65к1^ Л r^r>, vboi_ ..^vTV49Рнс. 1. Съемник для ротора ыагдииы и звездочек. Рис. 2. Снятие звездочки н сцепления: 1 — съемник для звездочки: 2 — распорка; 3 — приспособление, стопорящее барабан сцепления.\ >на звездочке двумя винтами М8, а в остальном операция не отличается от демонтажа ротора. Если даже при сильном затягивании центрального винта съемника звездочка не отделяется от вала, ударяют молотком по головке этого винта. После одного-двух ударов звездочка обычно освобождается. Собирают узлыв обратном порядке. Н е забудьте при этом отогнуть края контровочных шайб на грани гаек, креп ящих ротор магдины и звездочку задней передачи. Сцепление можно разобрать, не спус кая масло из картера коробки передач. Достаточно снять аккумулятор и, наклонив мотоцикл, слить лишнее топливо из бака. П едали переключения передач и пусковую демонтируют, удал ив винты Мб их крепления. Затем, отвернув семь винтов на левой крышке картера, снимают ее, слегка ударяя по краю молотком через деревянный брусок. Удалив проволоку, которой застопорены четыре винта нажимных • п ружин сцепления, вывертывают их и снимают пружинысколпачкамии все диски . Если предполагается при сборке использовать эти же диски, то пакет их следует перевязать в двух местах проволокой, чтобы они заняли потом прежнее положение. Т ак вы избавитесь от многократных регулировок сцепления после сборки и уменьшите износ накладок. Затем, чтобы отвернуть гайки крепления звездочки и барабана сцепл ения , в него вкладывают приспособление 3, представляющее собой склепанн ыеили сваренные старые ведущий и ведомый диоки (рис. 2), а между звезд очкойи барабаном ставят распорку 2из тшердого дерева, пластмассы, мягкого металла, к оторая застопорит их . Отогнув контровочные шайбы , отворач ивают гайки, у читывая , что на коленчатом валу левая (!) резьба. После этого снимают звездочку (тем же съемником, что и звездочку задней передачи), ведомый и ведущий барабаны сцеплен ия вместе с цепью. Стопорить барабаны сцепления случ айнымипредметами (ключом, отверткой и др.) не следует, т аккак ведущийбарабан изготовлен из чугуна и может быть легко поврежден *. После демонтажа ведущего барабана удаляютс первичного вала коробки бронзовую дистанционную втулку. В отверстии первичного вала находятся два шарикаи два штока выключения сцепления. Их удается извлечь, н акло ­ нив двигатель влево. Пусковой механизмможно разобр ать после снятия ведущего барабана сцепления. Предварительно на зубчатом секторе и промежуточной шестерне пускового механизма наносят риски, которые облегчают установку шестерни при сборке. Затем, надев на конец пускового вала педаль, слегка поворачивают ею зубчатый сектор вправо и сдвигают его на себя так, чтобы край мог пройти мимо штифта, ограничивающего поворот сектора. З атем вращ ают педаль против часовой стрелки, а после полного ослабления пусковой пружины снимают ее конец со штифта, удалив шплинт, шайбу и резиновую втулку. П ромежуточную шестерню и храповик на барабане сцепления снимают после стопорных колец. М еханизм переключения передач на мотоциклах, в ыпускавшихсядо 1968 год а (об устройстве и регулировке его было рассказановжурнале «За рулем», 1968, № 8), о тличается от производимого ныне более сложной конструкцией. Старого типа механизм разбирают так. Снимают рычажоквыключения сцепления скрышки коробки передач, у даляют эту крышку вместе со стрелкой и возвратную пружинус ее центр ирующим кольцом. З атем отворачивают винт стопорной пружины диска переключения (он расположен над звездочкой задней цепной передачи), в ынимаютпружинуи стопорный палец и отворачивают четыре винта, крепящ их основание механизма переключен ия (два задних винта крепят одновре-* Если по каким-либо причинам предстоит разбирать механизм переключения передач, то сделать это лучше до снятия звездочки и барабанов сцепления. Тогда можно застопорить их, соединив кулачки шестерен первой и четвертой передач,менно мостик неподвижного пальца пружины возврата). После этого снимают механизм переключения с посадочн ых втулок и, наклонив его влево относительно оси поворотной вилки, удал яют из картера. П ридемонтажемеханизма переключения, выпускаемого, в настоящее врем я , учтите триотличия : стрелка-указатель включенной передачи укреплена непосредственно на валу диска перек люченияидолжна быть снята до верхней крышки коробки передач ; возвратн аяпружина педали переключения расп оложена на ее двуплечем рычаге, а не на осимеханизма переключения (разборка облегчается); и наконец, перед снятием механизма переключения нужно вывести храповой рычагиз прорези основания механизма . Сборка сцепления, м еханизма перек лючения передач и пускового механ изма ведется в порядке, обратном разборке. Собирая сцепление, следует проверить наличие осевого люфта (примерно 0,5 мм) у ведущего барабана сцепления. Винты пружин сцепления заворачивают до упора и фиксируют мягкой стальной проволокой, продевая ее в отверстия головок винтов так, чтобы она натягивалась при отворачивании винтов. Если нажимныепружины изношены (имеют разную высоту), то следует отрегулировать их натяжение , выворач ивая соответствующие винты, чтобы при выключении сцепления верхний диск его поднимался без заметного перекоса. П ервичный вал коробки передач выпрессовывают после демонтаж а сцепления, м еханизма переключения передач и штоков сшарикамииз отверстия вала. З атем извлекают шплинт направляющего стержня вилок перек лючения передач (он находится в лес вой половине двигателя над подшипник ами валов) и, выдвинув стержень вправо, в ынимаютвилки . Удалив стопорное кольцо1 (рис. 3) и дистанционныешайбы 2, выбивают молотком при пом ощивыколотки из мягкого металла первичный вал, к акпоказано на рис. 4. Можно поступить иначе . Металлическим стержнем диаметром6 мм, про-Рис. 3. Снятие стопорного кольца: 1 — кольцо; 2 — дистанционные шайбы.Рис. 4. Удаление первичного вала.