ЗАДАЧАСоветский народ последовательно проводит в жизнь решения XXIV съезда КПСС. Значительны успехи, достигнутые в области экономики за первые два года новой пятилетки, с перевыполнением намеченных планов идет и третий, решающий год. Съезд, как известно, большое внимание уделил проблемам транспорта. Еще Карл Маркс писал, что транспорт ускоряет жизненный процесс. Ну а сегодня быстрое и бесперебойное перемещение миллиардов пассажиров, сотен миллионов тонн грузов является просто непременным условием нормального функционирования всего народного хозяйства. И здесь почетная роль отводится, естественно, автомобилю. В единой транспортной системе страны, в повышении ее провозной способности и маневренности, росте грузооборота значительные 'перемены связаны сейчас с автомобильным транспортом. Но надо сказать ио другом. Из всех восьми видов транспорта с автомобильным связано наибольшее число пострадавших, немалые материальные потери. Вот почему XXIV съезд КПСС как самую неотложную для автотранспортников определил задачу повышения безопасности движения. Проблема эта носит не только экономический, но и социальный, политический характер. За последние годы было принято несколько развернутых постановлений по различным проблемам дорожного движения. Этими документами намечена широкая программа действий по предупреждению аварийности на автотранспорте. Они направляли и направляют усилия многих организаций и ведомств на повседневную, кропотливую работу по обеспечению безопасности движения транспорта. И, хотя бить, как говорят, в литавры еще рано, надо отметить, что усилия эти дали определенные результаты: в 1971 году рост дорожных происшествий в целом по стране был остановлен, а в 1972-м их общее количество и число пострадавших уменьшилось на несколько процентов, причем в условиях быстрого роста автомобильного парка. В обстановке наметившихся перемен к лучшему очень важно еще раз глубоко проанализировать наши действия на этом пуги и, не упуская инициативу, не теряя приобретенного, наметить новые ориентиры, новые конкретные шаги. Именно с этой целью в апреле нынешнего года в Москве было проведено представительное Всесоюзное совещание-семинар. Организатором его выступило Министерство внутренних дел, а участниками стали представители всех министерств и ведомств, связанных с решением этой комплексной общегосударственной проблемы. Бесспорно, самым непосредственным образом на безопасность движения влияет состояние дорожной сети. Пока лишь треть наших дорог имеет твердое покрытие, а усовершенствованное — и того меньше. Если учесть, что за последние 10 лет интенсивность движения на автомобильных трассах возросла в три раза, а на (некоторых (направлениях в пятьвосемь раз, то станет ясно, насколько остра и неотложна дорожная проблема.Строится сейчас очень много. Одних только дорог с твердым покрытием мы вводим в строй ежегодно более 20 тысяч километров. Для любой другой страны это грандиозная цифра, для нас — обыкновенная. Но и дорога с самым совершенным покрытием нас сегодня уже не удовлетворяет, если она не оборудована всем необходимым для скоростного и безопасного движения, если она нэ обустроена всем, что необходимо в пути водителю и пассажиру. Посмотрите, к примеру, что происходит на Московской кольцевой автомобильной дороге. Сама идея разгрузить город от транзитного транспорта и избавить водителя от плутания в лабиринте улиц огромного города весьма рациональна. Осуществление ее стоило государству немалых средств. А результат? Большинство водителей все равно .предпочитает ехать через Москву, и только потому, что на «кольце», за редким исключением, негде ни купить что-исшествий в сельском хозяйстве, большой части дорожных катастроф в Бурятии, Тувинской АССР, в Ульяновской, Читинской и ряде других областей. Эти цифры рождают серьезное беспокойство, хотя после целого ряда мероприятий, среди которых не последнее место принадлежит предрейсовым медицинским осмотрам водителей, наметился некоторый сдвиг к снижению подобных происшествий. Разнообразные меры по укреплению /дисциплины водителей принимают администрация и партийные организации предприятий автотранспорта общего пользования союзных республик. Как правило, все серьезные происшествия разбираются в коллективе, довольно активно работают товарищеские суды, возросла роль инженеров по безопасности движения и осуществляемого ими линейного контроля. Но, к сожалению, весь этот арсенал средств еще крайне слабо используется в автохозяйствах другихГОСУДАРСТВЕННОГОнибудь, ни поесть, ни позвонить по телефону. И так обстоят дела не только под Москвой, но и на десятках других обводных дорог, появившихся в последнее время у крупных городов на автомагистралях. Приходится еще и еще раз напоминать простую истину, что дорога — это не только полоса хорошего бетона, но и целый комплекс сооружений самого различного назначения, обеспечивающих необходимые удобства и, в конечном счете, безопасность движения. И экономить на этой статье расходов никак нельзя, это мнимая экономия. Коммунальным и советским органам надо больше уделять внимания обустройству дорог, их освещению, строительству пешеходных и велосипедных дорожек и т. п. Практика показывает, что мероприятия по обеспечению безаварийной езды требуют около 25 процентов всех затрат на дорожное строительство и окупаются они сторицей. Достаточно привести один только пример: на Украине за последние три года работы Министерства строительства и эксплуатации шоссейных дорог в этом направлении число дорожных происшествий сократилось более чем втрое. И все-таки, как ни важны для безопасности дорожные условия, решающий фактор в этом деле — дисциплина всех без исключения участников движения. На совещании приводилось немало примеров, когда на прекрасно обустроенных магистралях, где, казалось бы, все сделано для того, чтобы исключить любые дорожные инциденты, ежегодно регистрировались десятки тяжелейших происшествий, тысячи нарушений правил движения. И главным образом со стороны пешеходов. Еще больше бед причиняет другая сторона — водители. В целом по стране свыше чем в 70 из каждых 100 происшествий в той или иной мере усматривается их вина. В этом плане попрежнему наиболее острый вопрос, наиболее опасное проявление недисциплинированности — управление транспортом в нетрезвом виде. До сих пор это причина половины всех дорожных проминистерств и ведомств. И не случайно, что при общем снижении дорожных происшествий по стране в прошлом году на транспорте мясной и молочной, угольной, металлургической промышленности, ведн'ого и сельского хозяйства, энергетики и других министерств аварийность возросла. Одна из причин неблагополучия в этом вопросе — продолжающийся рост мелких автохозяйств. Только за последние пять лет число карликовых транспортных предприятий с числом машин от одной до десяти увеличилось по стране более чем на 8 тысяч. Вопреки принятым на этот счет постановлениям. С такой практикой мириться дальше нельзя. 8 мелких предприятиях не только трудно как следует поставить работу по повышению водительского мастерства и дисциплины, они и экономически невыгодны: содержание и обслуживание машин в них во много раз дороже. И если находятся руководители, утверждающие обратное, то, значит, они все накладные расходы просто-напросто прячут в эксплуатационные. Нехитрая бухгалтерия, которая никого не может обмануть. А органам Госавтоинспекции здесь надо твердо занимать принципиальную позицию, не отступать под давлением некоторых недальновидных работников советских и хозяйственных органов. Особую тревогу вызывает автотранспорт личного пользования, где число водителей за последнее время выросло в три раза, а дальше будет увеличиваться, можно сказать, в геометрической прогрессии. Пока они были подконтрольны только ГАИ, но адних ее глаз уже не хватает, как ни увеличивай штаты. Внимания требуют все проблемы, связанные с владением личным автомобилем. Сейчас их решением занимаются разные Ш! организации, из которых ни одна не может взять на себя роль координирующего органа. В результате очень часто вопросы, которые самой жизнью прочно взаимосвязаны, на практике рассматриваются оторванно один от другого. При намеченном уровне и темпах развития автомобилестроения мы не могли4