32
33
«ТАКС И! ТАКСИ!»Пожалуй, нет у автомобиля другой профессии, которая так была бы связана со всей его историей, как такси. Это французское слово произошло от латинского «taxo» — оцениваю. Таксомотор — автомобиль, предназначенный для общественных перевозок с оплатой за пользование, обычно по счетчику, в соответствии с установленным тарифом. Здесь учитывается дальность поездки и продолжительность простоев. . . Такси — первая профессия автомобиля, ей уже перевалило за полвека. Автомобиль, только появившись на свет, начал свою деятельность с того, что вытеснил извозчиков с их лошадьми. «Золотые времена» гужевого транспорта напоминают сегодня о себе лишь тем, что мощность моторов тех же такси измеряется лошадиными силами. Первое такси, утверждают автомобильные историки, появилось в 1903 году в Лондоне, а в 1912-м их там было уже восемь тысяч. Идея, осенившая англичан, понравилась и быстро распространилась по всей Европе. Сейчас такси есть везде, где есть автомобили. Для этой цели чаще всего используются обычные легковые машины. Повсюду придается большое значение выделению такси по внешнему виду. Его специфические отличия: цветной фонарь и окраска кузова, иногда — особый сигнал и другие детали (например, в отделке салона). Ну и, конечно, автомобиль снабжается таксометром. В то же время делаются попытки создать специальную машину-такси. Такие автомобили в течение ряда лет выпускаются в Англии, в частности фирмой «Остин». Пассажирское помещение отделено от водителя прозрачной перегородкой. В случае необходимости на свободной площадке рядом с водителем можно разместить довольно громоздкий багаж. Большая высота (1770 мм) позволяет пассажирам при входе в салон почти «не склонять головы». Такси «Остин» отличается очень малым (7,6 м) радиусом поворота и умеренным по мощности (2194 смЗ, 50 л. с ) , но весьма долговечным мотором. Экспериментальные такси (с двигателем, расположенным сзади) были построены иу нас несколько лет назад («За рулем», 1966, № 4). Машина, созданная Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ), имела ряд недостатков ив серийное производство не пошла. Тем не менее работы в этом направлении продолжаются. В основе их лежит целый ряд специфических требований, предъявляемых к автомобилю-таксомотору. Они определяются, прежде всего, назначением автомобиля. У такси самый большой суточный пробег по сравнению с машинами индивидуального пользования и служебными. В результате таксомотор занимает на городских улицах в сто раз большее место, чем все остальные автомобили. Из этого следует первое требование: такси должно быть компактным. Сокращение длины модели существенно при массовом распространении такси, что позволяет из сантиметров, сэкономленных на каждой машине, строить гаражи и расширять улицы. Вместе с тем к такси предъявляется требование, практически прямо противоположное компактности: автомобиль должен быть вместительным, то есть иметь просторный кузов, широкие и высокие дверные проемы. Причину этого можно подробно не объяснять: такси призвано предоставить удобства пассажирам с детьми, инвалидам, пассажирам с разнообразным громоздким грузом. Понятие комфорта включает и удобства водителя. Большое внимание уделяется маневренности, тормозным качествам, приемистости, прочности, долговечности, топливной экономичности. Специфические требования к автомобилю-такси не раз были поводом для создания конструктивно оригинального типа машин. Например, автомобиль Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), о котором говорилось выше, представлял собой образец такси с вагонной компоновкой, принятой при конструировании современных автобусов. Разработкой образцов легкового такси на базе существующих моделей много занимался и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. Им и сформулированы приведенные выше основные требования к таксомоторам — легковому и грузовому. В них учитываются интересы пассажиров, экономические соображения, возникающие с развитием наших городов и их таксомоторного хозяйства. Жизнь обязывает невзирая на заслуги сегодняшних «волг» и «москвичей» искать новые решения, создавать новые модели, специальные автомобили-такси, наиболее полно отвечающие интересам будущего города. Кстати, «на должности» такси сейчас работают не только «волги» и «москвичи», но также РАФы, успешно осуществляющие маршрутные перевозки. О грузовых такси мы не говорим — там и выбор моделей, и «специальности» машин значительно шире. А как обстоит дело с организацией работы такси? В разных странах она строится по-своему, вплоть до экспериментов типа тех, что проводит французское Акционерное общество содействия развитию индивидуального транспорта. Оно испытывает в городе Монпелье «такси без шофера» — прокат легковых автомобилей на кооперативной основе. Здесь даже сама идея такси получила как бы обратное развитие.32 35 автомобилей СИМКА-1000 на юге Франции курсируют в качестве такси с самообслуживанием. Н а фоне современных экспериментов уже представляется странным то обстоятельство, что всамомначале во всех странах процесс вытеснения автом обилемпривычныхизвозчиков был нелегким . А в России, где так процвет ализвозный промысел, и мевший свои давниетрадиции , этот процесс был особенно тягостным , п одчасвозникали просто драматическиеситуации . В начале века извозчики прочно внедрилисьв быт русских городов. И хколичествонеуклонно росло, и этому не могли помешать ни появление конной железной дороги, н иобладавший несомненными достоинствами новый вид транспорта — т рамвай . Т олько автомобилю удалось вытеснить извозчик а , да и то постепенно. В России это была особая, к репкосколоченная корп орация со своими законамии нравами, против которых были часто бесс ильныпостановления городских дум. И звозчикизанимались «отправлением промысла» по собственному усмотрению. А втомобильдля них оказался неожиданным конкурентом . И все-таки со временем состоятельные столичныелихачипонялипреимущество моторов иотказались от лошадей . З аними потянулись остальные. Первые сотни российских таксомоторов принадлежаливдесятых годах нашего века нескольким компаниям ичастнымлицам . Это были автомобили иностранныхфирм — «Адам Опель», «Панар-Левассор», «Адлер», ФИАТ, «Форд». П ервыетакси по стилю малоотличались от карет . Б ылии немногоч исленные отечественные машины Русско-Балтийского завода. К о всем автомобилям , использовавш имсяв качестве такси, предъявлял ись особые требования . В сохранивш емся «Проекте обязательного постановления о таксомоторах, курсирующих в С.-Петербурге», составленном инженером Пашкевичем, говорилось: «Каждый автомобиль должен быть снабжен: не менее как двумя надежно действующими независимо друг от друга тормозами, причем один из них должен действовать также и при заднем ходе экипажа; пневматическою грушей;одним или двумя передними фонарями; приспособлением, которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им; приспособлением для дачи заднего хода; задним фонарем установленного образца со сквозным номером, причем передние фонари не должны допускаться силою света более 50 свечей. Кузова для таксомоторов допускаются типа ландоле, лимузин или дубльфаэтон, с закрывающимся верхом; передняя скамейка, если она предназначена для посадки пассажира рядом с шофером, должна быть длиною не менее 24 вершков. Отделка экипажа предоставляется усмотрению владельцев, однако внешний вид их должен быть опрятен, а внутренняя обивка не должна быть продрана, засалена или в пятнах. К управлению автомобилем общего пользования не допускаются лица моложе 21 года. Испытание на право управления автомобилями может быть выдержано на автомобилях, имеющих: а) двигатели внутреннего сгорания. б) электрические" двигатели и в) паровые двигатели». И в первые годы после революции парктакси состоял в основном из инос транных автомобилей. К огдав 1924 году постановлением Президиума Мо-. сковского совета было введено таксомоторное сообщение, на улицы столиц ывышло 15 машин «Рено». В 1930 году вЛенинградев качестве такси исп ользовались 86 автомобилей «Форд-А». А в 1932 году их осталось уже36 : с пуском Горьковского завода «форды» потеснились. Т аксомоторныйпарк стран ыстал быстро пополняться отечественными автомобилями. Первыми втаксипришли М-1 и ГАЗ-А. С 1937 года ихсменилимосковские ЗИС-101, а в конце войны — «победы» и ЗИС-110, позднее — «волги». После войны на нашихтаксипоявилсязеленый огонек ишахматныйпоясок на дверцах . Потом стали делать красные крыши. Рост выпускалегковых автомобилей впоследующие годы позволил значительно расширитьпарк такси. З а последн иепять лет он увеличилсяв 1,3 раза . Годовой пробег автомобиля-такси сейчас доходит до 80 тысяч километров. Т акая интенсивность эксплуатациивозможнаблагодаря высокой надежности и долговечности современных советских легковых автомобилей. Т акси стало обычнымэлементом городского быта. Сегодня, н апример , в 17 таксомоторныхпарках Москвы более 14,3 тысячилегковыхтакси . В основном это уже «волги» ГАЗ-24-01. Помимо перевозок, о существляемыхв нап равлении , которое указывает пассаж ир , ш ироко распространилось маршрутное движение такси между определ еннымипунктами по установленному графикус оплатой по билетам. Р АФы , р аботающие на маршрутах , теперь прив ычныкак некогда трамвай . Маршрутные такси используются ив междугородных перевозках пассажирови грузов, в том числе на дальние расстояния (Москва — Ялта и другие). В Лен инградемаршрутныетакси курсируют на улицах, с оединяющихкрупныеунивермаги , а в воскресные дни нап равляютсяк зонам отдыха. Все ширераспространяется система предварительных заказов на такси, п ринимаемыхдиспетчерскими пунктами. В Москве услугамитакси ежедневно пользуется более 600 тысяч человек. В предыдущейпятилетке столица израсходовала на развитие таксомоторного хозяйства 40 миллионов рублей. В результате количество населения , обс луживаемоготаксомоторами , возросла в 1,7 раза , рентабельность перевозок — вдвое, производительность труда — на 38 процентов. Сегодня в СССР таксомоторные перевозки пассажироворганизованыв 1545 городах инаселенныхпунктах . У читывая , что в девятой пятилетке , в 1975 году, производство легковых автомобилей возрастет в 3,5 — 3,8 раза , можно представить себе дальнейшееразвитиетаксив СССР. Особое вниманиеуделяетсявнашей стране обучению водителей такси , общей культуре обслуживания населения. Р абота водителя такси требует, помимо хорошей профессиональной подготовки, с пецифическихкачествизнаний , хорошей ориентировкив город?, у менияи такта в обращении с людьми. ...Вы выходите на перекресток иснадеждой смотрите на поток автомобилей, м чащихся мимо вас , — н е мелькнет лизеленый огонек. Поднимаете рукуи повторяете про себя призыв «Такси! Такси!» Минуты кажутся вечностью, но это — всего минуты . Вот вынырнул из потока зеленый огонек, и водитель открыл вам дверцу... Я. СЕМИНАВ 1924 году на улицах Москвы появились таксомоторы «Рено». Ф ото С. Ветрова и ТАСССегодня таксомоторную службу имеет любой областной и районный центр. На снимке: автомобили оренбургского пассажирского автотранспортного предприятия М 3.33