18,4 кг , то есть только 0,9 кг превратится в стружку. Но это не все. В конечном счете, такой метод литья позволил нам в два-три раза сократить трудоемкость механической обработки по сравнению с применявшимися ранее технологическими процессами, вдвое увеличить производительность труда. В настоящее время 20 из 28 автоматических линий уже действуют. К концу пятилетки мы рассчитываем закончить строительство, ввести в строй все оборудование и создать мощности по производству 500 тысяч моторов в год. Для сравнения: в 1972 году мы выпустили 156,5 тысячи двигателей. •Не все, разумеется, мы делаем сами. УМЗ изготовляет важнейшие детали •мотора: блоки и головки цилиндров, поршни и шатуны, коленчатые и распределительные валы, клапаны, гильзы цилиндров, масляные картеры и крышки клапанов — всего 178 наименований. Мы ведем сборку и испытание готовых двигателей. От .смежников получаем традиционные комплектующие детали и узлы (карбюраторы, электрооборудование, сальники, цепи распределительного механизма, сцепления, коробки передач) < некоторые заготовки (пои ковки коленчатых валов и шатунов). Налаживание четкой взаимосвязи со всеj g ^ ^ ми этими предприятиями — задача *РЩ5 сложная, от решения ее в большой мере зависит и качество выпускаемых двигателей и рост их производства. Этот .год, третий (год девятой пятилетки, для уфимского моторного, как и для «сей промышленности страны, является решающим. Начали мы выпуск двигателей (По так называемой обходной, то есть временной, технологии с использованием универсальных станков и имевшихся небольших площадей. А одновременно строили новые цехи, монтировали (и налаживали специальное оборудование — переходили на основной технологический процесс. В этом (постепенном переключении с обходной технологии на основную решающим является нынешний год. Именно в нем нам предстоит ввести в эксплуатацию новый корпус. А Успехи в выполнении производственной программы 1973 года мы тесно связываем с развертыванием социалистического соревнования. . В сентябре Прошлого тода завод принимал ижевских автомобилестроителей, с которыми заключил творческий договор. УМЗ соревнуется также с предприятиями в Омске и Тюмени, поставляющими ему коробки передач и сцепления. Прежде бывало, оба завода задерживали поставку комплектующих узлов, а это, в свою очередь, тормозило своевременную отгрузку в Москву ив Ижевск комплектных двигателей (в-сборе со сцеплением и коробкой). В нынешнем году тюменский завод взял обязательство поставить нам досрочно, к 24 декабря, 210 тысяч сцеплений, а омский, тоже досрочно, к 27 декабря, — 250 тысяч коробок передач. Назову два наиболее важных пункта наших социалистических обязательств на этот год: увеличить выпуск двигателей в 1,21 раза по сравнению с 1972 годом, ввести в эксплуатацию 15 автоматических линий. Освоение нового для нас производства, сооружение по существу нового завода встречало на своем пути немало трудностей — строительных, производственных, кадровых, даже чисто психологических, связанных с массовым характером выпуска автомобильных двигателей. Моторы для комбайнов, движки ЗИД-4,5 (мы делаем их и поныне) (и другая продукция изготовлялись в !иных масштабах, чем двигатели «Москвич-412». Это было серийное, но не массовое производство. И нам предстояло освоиться с размахом такого выпуска моторов и всеми его особенностями, сочетая это с высоким качеством. 'Ведущую роль в освоении новой для предприятия продукции (играли коммунисты. Вся работа велась под неустанным контролем парткома завода. В самые трудные периоды на самых ответственных участках трудились коммунисты — 'лучшие люди, гордость Уфимского моторостроительного. В последнем году пятилетки завод должен выйти на проектную мощность — 500 000 автомобильных двигателей в год. Мы приняли социалистические обязательства — досрочно, в мае 1975 года достичь уровня производительности труда, установленного на ко нец завершающего года. Н. КРАСИЛЬНИКОВ, заместитель главного инженера УМЗ г.УфаСтрони из писемЯ член клуба мототуристов нашего города. 100 000 километров наездил на своем «Ковровце» за одиннадцать лет. Побывал в Закарпатье ив Крыму, в Прибалтике и на Кавказе, в Волгограде ив Сибири (в Шушенском), причем почти все эти путешествия я совершил с пассажиром и, конечно, со всем туристским снаряжением. Нигде и никогда «Ковровец» меня не подводил. . Хочется сообщить о сроках службы некоторых узлов и деталей. Передняя вилка работает исключительно хорошо, полную разборку мне даже не приходилось делать: частичную разборку в связи с заменой сальников произвел после 70 000 километров пробега. Генератор Г-401 работает безотказно. То же можно сказать ио коробке передач. Ведущую и ведомую звездочки задней передачи (на двигателе и на заднем колесе) еще не менял — они находятся в хорошем состоянии. Моторная цепь разорвалась после 77 000 километров пробега. Поршневая группа работала без ремонта 40 000 километров. Задняя цепь работает 30 000 тысяч километров. Хочется отметить и слабые места мотоцикла, правда, их немного и можно исправить своими силами. Задние амортизаторы при езде < пас• сажиром срабатывают до конца даже ни сравнительно небольших неровностях дороги — нужны более сильные. Разбалтываются подшипники в ступицах колес. Бывают поломки возвратной пружины вала переключения передач. Считаю, что «Ковровец» — это легкий. удобный, быстроходный. очень надежный. очень выносливый и долговечный мотоцикл. Через журнал «За рулем» хочу выразить искреннюю благодарность всем рабочим и инженерно-техническим работникам Ковровского завода, принимавшим участие в разработке и изготовлении этих прекрасных мотоциклов. П. ПОДЛЕСНЫИ. слесарь завода им. П. Старостина г. Одесса У меня автомобиль «Жигули». Прекрасная машина! Не было еще случая. чтобы она подвела. Одной из основных причин нашего «взаимопонимания» является своевременное и добросовестное техническое обслуживание. Провожу я его всегда в одном и том же месте — на Таурагской станции, у одних и тех же мастеров Э. Кизилиса и В. Карейва. Пришлось как-то понаблюдать за их работой — и я залюбовался ими. И эти товарищи — не исключение. С таким же настроением работает весь коллектив этого небольшого предприятия Пример подчиненным показывает директор Ионас Шакис. Его можно увидеть везде: и на приемке, и на рабочих постах, и беседующим с посетителями. Этому заботливому хозяину помогает мастер-приемщик Р. Шиманскнс. После разговора с ним можно быть спокойным — все будет сделано точно ив срок. Получать автомобиль после такого обслуживания всегда приятно. Водитель может быть спокоен — в дороге ничего не случится. Хочется через ваш журнал передать, работникам станции искреннюю благодарность и пожелать им новых трудовых успехов. И. БАЛАЦКИИ, автолюбитель г. Калининград (областной)По письму приняты мерыЧитатель журнала Г. Маврин купил в магазине № 17 «Москомиссионторга» коробку передач для своего автомобиля. Как выяснилось впоследствии, коробка оказалась бракованной. Однако магазин претензию покупателя принять отказался. Г. Маврин обратился в редакцию. Письмо было направлено в «Москомиссионторг». Заместитель директора торга М. Простякова сообщила, что по заявлению покупателя была создана комиссия из товароведов-специалистов, на основании заключения которой тов. Маврину возвращены деньги.15