|
21
|
|
В Москве сейчас 110 тысяч легковых автомобилей индивидуального пользования, и лишь одна десятая из них имеет прописку в гаражах. Остальные хранятся под открытым небом, и не на специальных автостоянках, которых очень мало, а где придется. Они загромождают проезжую часть, мешая движению и уборке, оккупируют свободные площадки во дворах, вызывая недовольство окружающих. А ведь к концу нынешней пятилетки в столице прибавятся десятки тысяч новых машин. По прогнозам НИИ Генерального плана Москвы количество собственных легковых автомобилей на каждую тысячу жителей столицы к 1980 году достигнет 28—42, а к 2000 году — 125—165. Это значит, что через семь лет на каждые 10—15 московских квартир потребуется одно место для хранения машины, а дальше для каждых трех—пяти квартир. Как же решать эту проблему? Практика прошлых лет тут «е годится. Если продолжать ориентироваться на строительство одноярусных открытых автостоянок, боксовых и малоэтажных гаражей, они займут львиную долю всей городской территории, сделают сосуществование с автомобилем невыносимым. Выход из положения — частично в многоэтажных сооружениях, а главное — в максимальном использовании 'Подземного пространства. Весьма перспективным представляется размещение гаражей-стоянок в цокольных и подземных этажах жилых зданий или в подземных вставках между ними. Достоинство такого решения в том, что оно практически не требует городской территории для хранения машин и максимально приближает место прописки автомобиля к квартире его владельца. Можно поднять первые этажи домов на полторадва метра и 'в пространстве под ними размещать гаражи для машин индивидуального пользования. Стоимость одного машино-места здесь будет ниже, чем в специально построенном здании, так как большая доля расходов по присоединению к городским инженерным коммуникациям и часть элементов конструкции войдут в стоимость жилого дома. А дополнительные затраты могут быть возмещены владельцами автомобилей. Таким образом, встает вопрос о необходимости создания серии типовых 'проектов жилых домов с использованием технического подполья под гаражи-стоянки. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Московским научно-исследовательским институтом типового и экспериментального проектирования совместно с мастерской' № 12 института «Моспроект-3» разработаны предложения по возможному размещению встроенных гаражей-стоянок для машин индивидуальных владельцев в цокольных и полуподземных этажах в типовых .проектах жи лых домов. Кроме того, аналогичная тема разрабатывается Управлением по проектированию экспериментального жилого района в Чертанове совместно с той же мастерской № 12. По созданным здесь техническим проектам будут построены в подземных этажах жилых домов Чертанова одно- и двухъярусные гаражи-стоянки на 300, 400 и 500 ма-вание для шланговой мойки, два поста для техосмотра .и простейшего текущего 'ремонта; Стоянка на этажах — манежного типа с :рамповым подъемом к ним. ©о всех вариантах типовых проектов высота этажей 3 м. Предусмотрены подземные очистные сооружения, подъездная дорога.От одиночных гаражей — к общегородской системе сооружений для хранения автомобилей индивидуальных владельцевшин. Здесь показано, как они будут выглядеть. Конечно, не всегда и не везде можно упрятать гаражи под землю. Огромное количество существующих жилых зданий столицы построено без каких-либо возможностей хранения автомобилей в техническом подполье. Возле них придется строить только обособленные гаражи. Целая серия типовых проектов таких гаражей на 101, 222, 300, 420 и больше автомобилей также разработана. Это будут отапливаемые рамповые и полурамповые гаражи в комплексе с мойкой машин на открытой эстакаде или внутри здания. Вот некоторые данные, характеризующие этот тип гаражей. Самый маленький из них — на 101 автомобиль — представляет собой двухэтажное каркасно-панельное здание размером 36X30 м, запроектированное из деталей унифицированного каркаса серии КМС-101, принятого для строительства жилых и общественных зданий Москвы. На первом этаже — комната дежурного, санитарный узел, простейший пост технического обслуживания, помещения противопожарного оборудования, насосной, теплового пункта и стоянка манежного типа на 49 машин. На втором этаже — стоянка на 52 автомобиля. Такую же площадь занимает четырехэтажный гараж-стоянка на 222 машины. Здание гаража на 420 машино-мест (верхний рисунок), запроектированное на основе того же унифицированного каркаса размером в плане 54,0X33,6 м, поднимется на 6 этажей. Здесь предусмотрены два моечных поста и оборудоЗначительное место для строительства многоэтажных гаражей-стоянок, как надземных, так и подземных, должно отводиться в промышленно-коммунальных и складских зонах города, где хранение машин меньше всего входит в противоречие с задачами благоустройства жилых районов. Серия проектов гаражей вместимостью от 300 до 800 машино-мест для этой зоны сейчас разрабатывается. Очень нужны гаражи в районах сложившейся городской застройки, где проживает множество владельцев автомобилей. Здесь выбор вместимости и расположения гаража диктуется размерами свободных участков и действующими нормами санитарных и противопожарных разрывов. Эти особые условия проще учесть в индивидуальных проектах. Больше всего тут подходят гаражи повышенной этажности с использованием подземного пространства, механизированные, с вертикальной транспортировкой автомобилей. Одно из таких сооружений — 10-этажный гараж на 540 легковых машин, строительство которого ведется на улице Киевской. Композиционное решение здания основано на контрасте глухих кирпичных стен фасада с большими остекленными поверхностями торцев, освещающими основные проезды. Впервые в Москве в этом высотном гараже полы в зоне стоянки будут наклонными. Они выполняют роль рамп, соединяющих непрерывной спиралью все этажи, и создают лучшие условия для эффективной механизированной уборки. При решении проблемы размещения автомобилей в городе, помимо строительства гаражей, огромное значение имеет сооружение стоянок для временного и длительного хранения машин, в том числе и многоярусных, возле крупных общественных и торговых зданий. Проблема массового строительства гаражей-стоянок выдвигает ряд сложных вопросов. Приведу один пример. Сейчас типовые проекты гаражных зданий рассчитаны на унифицированные детали, принятые для жилищного строительства. Это существенно повышает стоимость машино-места. А ведь в гараже не нужна комнатная температура, его стены могут быть тоньше и дешевле. Значит, полезно бы наладить изготовление унифицированных конструкций специально для гаражей. Разумеется, нужно больше разнообразных типовых проектов, пригодных для самых различных условий; Эти и другие вопросы следует решать сейчас, пока автомобильное половодье в прямом смысле слова не подступило к нашим стенам. Н. ПИСАРЕВСКИЙ, руководитель мастерской № 12 института «Моепроект-3»