КАРТИНГСоветская сборная на соревнованиях третьего этапа Кубка дружбы социалистических стран в Курске добилась успеха — она пропустила вперед только спортсменов ЧССР и по сумме трех этапов передвинулась с третьего на второе место. На курском картодроме международные гонки проводились впервые. Его i расса, изобилующая поворотами, не имеет длинных прямых отрезков. Карты с ' о лее мощными моторами лишены здесь решающего преимущества. В этих условиях на первый план выступило индивидуальное мастерство спортсмена. Советские гонщики удачно использовали это благоприятное обстоятельство. В личном зачете первенствовал П. Кыселы (ЧССР). Вторым был его земляк Ф. Дыкаст, победитель первого и второго этапов. На последующих местах: 3. 3. Кыселы (ЧССР); 4. X. Шульц (ГДР); 5. М. Рябчиков (СССР); 6. К. Генц (ГДР)... 10. Л. Иванов; 11. В. Чуваев... 19. Р. Акопов. По сумме очков впереди идет Дыкаст (888), за ним — братья Кыселы (870 и 834 очка), Шульц (824) и поляки А. Холовей (797) и Г. Срока (791). Лучший среди наших гонщиков, М. Рябчиков с 785 очками занимает седьмое место. В командном зачете места на курском этапе распределились следующим образом: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ПНР; 4. ВНР; 5. НРБ; 6. ГДР. После трех этапов наилучшая сумма очков у сборной ЧССР — 2995. Далее идут: СССР — 2674; ПНР — 2545; ВНР — 2336; НРБ — 2155; ГДР — 2118. Последующие три этапа проводятся в Рунштале (ЧССР), Дунайвароше (ВНР) и Пловдиве (НРБ).РАЛЛИ«Рейд Польский» в нынешнем году впервые включен как этап в программу чемпионата мира по авторалли среди марок (седьмым из общего числа 13). По сравнению с прошлым годом соревнования были значительно усложнены. В результате из 62 экипажей, принявших старт, до финишаралли протяженностью 3171 км дошло лишь семь. Среди них лишь три уложились в норму времени и, таким образом, получили зачет. Победил экипаж И. Вармбольд (ФРГ) — Ж. Тодт (Франция) на «ФИАТ-Г24-раллиабарт». В тройку призеров вошли также два экипажа из социалистических стран: Э. Кульмбахер—В. Эрнст (ГДР) на «Вартбурге-353» и М. Ставовяк — Я. Чиж ик (ПНР) на ФИАТ-125П. Из советских экипажей до финиша дошла пара Л. Морозов—А. Калнайс на «Москвиче-412» ижевского производства, которая получила поощрительный приз. X. Сепп и Т. Бернстейн, выступавшие на такой же машине, первую половину ралли закончили четвертыми, но затем потерпели аварию и выбыли из борьбы.затраченное на смену водителей, заправку и ремонт, входило в общее время движения, и, естественно, все эти операции требовали «молниеносного» исполнения. А герой рекордного заезда, польский ФИАТ? Это была обычная серийная машина модели «125П» (двигатель № С-109639, шасси № 207836), с 1,5-литровым мотором, который после тщательной сборки и регулировки развивал мощность 85 л. с. (на серийных машинах она составляет, как гласят технические условия, не менее 75 л. с ) . Увеличенный топливный бак, трубчатый каркас безопасности, две дополнительные фары и пятиступенчатая коробка передач — вот все отклонения от серийного образца. П еред заездом автомобиль прошел 1323 километра. Пятнадцать дней и ночей шла охота за рекордами. |И вот результаты — три новых строки в сборнике ФИА . 50 тысяч километров пройдены за 361 час 36 минут 39 секунд, что соответствует средней скорости 138,27 км/час (старый рекорд на машине СИМКА — 1 17 , 2 8 км/час). Одновременно были установлены еще два мировых рекорда — на 25 000 километров и 25 000 миль (41 000 километров) — соответственно 138,08 км/час и 138,17 км/час. П режние результаты, показанные на автомобилях ОИМКА и «форд-кортина», были равны 117,61 и 118,56 км/час. Отмечая новые рекорды, директор завода ФСО наградил участников заезда ценными подарками, а всей команде спортсменов вручил изящный хрустальный кубок — приз Председателя Совета Министров ПНР П. Ярошевича. К роме того, семеро гонщиков награждены золотыми медалями «За выдающиеся спортивные достижения» и один ( Ф . Поставка) — серебряной ме далью. Несколько слов о техническом состоянии автомобиля. ФИАТ-125П прошел во время рекордных заездов 50 000 километров без серьезных неполадок, что само по себе, учитывая высокую среднюю скорость, является выдающимся результатом. В ходе нелегких испытаний четыре раза произведена смена покрышек, заменены поршень и крестовина карданного вала. Помимо обычных регулировок (например, клапанов через каж дые 6000 километров), потребовалась дополнительная «настройка» карбюратора, а также пришлось промыть засорившийся бензонасос, продуть сжатым воздухом радиатор, забитый насекомыми, устранить течь прокладки масляного картера. О бмер цилиндров после заездов показал, что их износ (0,03 мм ) не превышает нормальной величины для пробега в 50 000 километров. Расход масла за это время составил 1 л/1000 км , а бензина (с октановым числом 92) — 16 л/100 км . Оценивая состояние машины, вернувшейся с автострады Е22, специалисты за вода ФСОс удовлетворением отметили, что ФИАТ-125Л успешно сдал трудный экзамен. Л. ШУГУРОВ, спецкор «За рулем» г. ВроцлавмотогонкиПройдено девять этапов из 13, входящих врозыгрыш чемпионата мира. Они показали, что четырехтактные машины «МВ-Агуста» уже не имеют былого превосходства в классах 350 и 500 смЗ. Четырехцилиндровые двухтактные «Ямахи» с водяным охлаждением, очень легкие (около 100 кг) и очень быстроходные позволили финнам Т. Лянсивуори и Я'. Сааринену одержать ряд побед над неоднократным чемпионом мира Д. Агостини. Важным новшеством было появление в классе 500 см3 двухтактных четырехцилиндровых мотоциклов «Кёниг», построенных западногерманской фирмой, хорошо известной в водно-моторном спорте. Среди молодых талантливых гонщиков, добившихся в нынешнем чемпионате заметных успехов, следует отметить венгра Я. Драпаля (две победы в классе 350 см 3 ), финна Т. Лянсивуори. ш вейцарца Б. Кнейбюлера, австралийца К. Ньюкомба. После девяти этапов положение в таблице розыгрыша первенства мира следующее. 50 см 3 : 1. Я. де Фрис («Крайдлер»), Голландия — 45 очков; 2. Т. Тиммер («Ямати»), Голландия — 45; 3. Б. Кнейбюлер («Крайдлер»), Швейцария — 31. 125 см 3 : 1. К. Андерссон («Ямаха»), Швеция — 75; 2. И. Шургерс («Бриджстон»), Голландия — 57; 3. Э. Лаццарини («Пиоватиччи»), Италия — 51. 250 ом 3 : 1. Д. Браун («Ямаха»), ФРГ — 53; 2. Т. Лянсивуори («Ямаха»), Ф инляндия — 49; 3. Я. Сааринен («Ямаха»), Финляндия —45. 350 см 3 : 1. Т. Лянсивуори («Ямаха») — 72; 2. Д. Агостини («МВ-Агуста»), Италия — 57; 3. Ф. Рийд («МВ-Агуста»), Англия — 34. 500 см 3 : 1. ф . Рийд («МВАгуста») — 66; 2. К. Ньюкомб («Кениг»), Австралия — 51; 3. Д. Финдлей 3 («Сузуки»), Австралия — 37. 500 см с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгардт (БМВ), ФРГ — 105; 2. В. Швэрцель и К. Кляйс («Кениг»), ФРГ — 48; 3. 3. Шауцу и В. Калауш (БМВ) ФРГ — 45.АВТОГОНКИДва основных претендента на звание чемпиона мира на машинах формулы 1 — Д. Стюарт и Э. Фиттипальди — после шестого этапа попали в полосу неудач. В результате разрыв между ними и «вторым эшелоном» спортсменов заметно сократился. Девятый этап, проходивший на английской трассе «Сильверстон», не был исключением, Фиттипальди повредил свой «Джон Плейере Спешел» («Лотос-72Д») в самом начале гонки и выбыл из борьбы, технические неполадки преследовали и Стюарта. И на десятом этапе (в Голландии) Фиттипальди сошел на первом круге. Стюарт же оказался более удачливым и одержал победу, хотя 66 кругов из 72 лидировал Р. Петерссон (на его машине отказал двигатель). Это 26-я победа шотландца на этапах чемпионата мира и своеобразный рекорд. Высшее достижение до последнего времени принадлежало погибшему Р. Кларку — 25 первых мест. IX этап (Англия): 1. П. Ревсон; 2. Р. Петерссон; 3. Д. Хьюм; 4. Д. Хант; 5. Ф. Север; 6. К. Реятеманн. X этап (Голландия): 1. Д. Стюарт; 2. Север; 3. Хант; 4. Ревсон; 5. Ж. Бельтуаз; 6. Г. ван Леннеп. По сумме очков места распределяются таким образом: Стюарт '(«Тайрелл») — 51 очко, Фиттипальди («Лотос») — 41; Север («Тайрелл») — 39; Петерссон («Лотос») — 25; Хьюм и Ревсон (оба «МакЛарен») — по 23.* * *Чемпионат мира среди марок спортивных автомобилей приблизился к финишу — состоялись 10 этапов из 11. Девятый и десятый проходили в Австрии и США. Оба их выиграла французская пара А. Пескароло — Ж. Лярусс на - Матра-СИМКА-670Б». Таким образом, по сумме очков лидирует марка «МатраСИМКА». У нее 124 очка. На последующих местах идут «Феррари» и «Порше», набравшие соответственно 112 и 91 очко.МОТОКРОСССостоялись очередные этапы первенства мира в классе 250 см 3 . VIII этап (Финляндия). I заезд: 1. X. Андерссон (Швеция); 2. А. Вайль (ФРГ); 3. Д. Померой (США); 4. X. Миккола (Финляндия); 5. У. Палм (Швеция): 6. Я. Фальта (ЧССР). II заезд: 1. X. Андерссон; 2. Г. Моисеев (СССР); 3. X. Миккола; 4. Ж. Робер (Бельгия); 5. У. Палм; 6. Я. Фальта; 7. Л. Шинкаренко (СССР). IX этап (Ленинград). I заезд: 1. А. Вайль; 2. X. Миккола; 3. Т. Хансен (Швеция); 4. Г. Моисеев; 5. Я. Фальта; 6. Л. Шинкаренко. II заезд: 1. А. Вайль; 2. X. Миккола: 3. Т. Хансен; 4. П. Рулев (СССР): 5. Л. Шинкаренко; 6. А. Робертон (Англия). После девяти этапов X. Андерссон на «Ямахе» обеспечил себе звание чемпиона мира (159 очков). На последующих местах — А. Вайль («Майко») — 138; X. Миккола («Хускварна») — 128; Г. Моисеев (КТМ) — 89: Я. Фальта (43) — 77, Д. Померой («Бультако») и Т. Хансен («Кавасаки») — по 70 очков. Остальные три советских гонщика Л. Шинкаренко, П. Рулев и Е. Рыбальченко занимают соответственно 1011-е, 12-е и 13-е места.спортивный38