14
15
... он позволяет пользоваться радиоприемником. электробритвой, вулканизатором...В нем как будто ничего не происходит, нет движущихся частей, да и самих-то деталей раз-два и обчелся. А без него автомобиль просто не тронется с места. Он во многом влияет на ваше настроение, спокойствие и даже здоровье. Именно аккумулятор обеспечивает уверенный пуск двигателя автомобиля морозной зимой, избавляя водителя от непосильных иногда упражнений с рукояткой, гарантирует яркий свет фар в ночное время, позволяет пользоваться на стоянках радиоприемником, электробритвой, переносной лампой или электровулканизатором. Так что в работоспособности батареи водитель кровно заинтересован, Как заставить заключенные в ней вольты и амперы послушно выполнять любое поручение? Почему среди аккумуляторов есть удачные «долгожители» и неудачные «одногодки»? И главное, что нужно делать и чего избегать, чтобы аккумулятор — тот колодец, откуда вы черпаете электроэнергию для всех систем автомобиля, — оставался всегда полон? Слово специалистам. Сегодня у нас в «Клубе» выступают работники НИИ Автоприборов — заведующий лабораторией пуска О. С. ТЮТРЮМОВ и инженер той же лаборатории А. К. ШЕЛЕНКОВА. Наш сегодняшций разговор не о том, как гальваническая система, именуемая аккумулятором, накапливает под действием электротока химическую энергию и как по мере надобности отдает ее, превращая вновь в электрическую. Мы не будем касаться здесь сложных обратимых процессов, протекающих в электролите между положительными и отрицательными электродами. О них можно прочитать в учебнике физики. Даже основные правила эксплуатации аккумуляторных батарей не будут главной темой — с ними вы, конечно, уже знакомы по инструкции, которая есть при каждом автомобиле, а более подробно эти правила изложены в книге «Аккумуляторные батареи» коллектива авторов (издательство «Транспорт», Москва, 1972). Давайте соберем и обобщим те сведения, которые вы, возможно, не знаете или забыли, но от которых во многом зависит долговечность и надежность батарей. Какие аккумуляторы ставят на отечественные автомобили? В таблице 1 приведены их наименования и краткие характеристики. Видите, рекомендованы в основном три типа. Как исключение, можно использовать на «волгах» (и старой и новой) более мощную батарею 6СТ-75 емкостью 75 ампер-часов. Зачем такие ограничения? Может быть, последовать рекомендациям тех любителей, которые, желая обеспечить зимний пуск «с гарантией», оснастили свои «москвичи» или «запорожцы» мощными аккумуляторами (не будем касаться вопроса, где они их достают) с тяжелых грузовиков? Нет, такое «усовершенствование» недопустимо, и результат, как правило, преждевременное разрушение привода стартера из-за того, что крутящий момент его в этом случае намного выше того, на который он рассчитан. Поэтому наш первый совет — соблюдайте соответствие аккумулятора автомобилю. А легкий пуск будет обеспечен, если батарея в хорошем состоянииКак заставить вольты и амперы выполнять любое поручение?ааТренировка всегда полезна.Защитите себя и одежду от возможных попаданий кислоты или электролита.Новые аккумуляторы храните при минусовых температурах, а старые при плюсовых...(об этом мы поговорим ниже), двигатель правильно отрегулирован и применяются рекомендуемые масла и бензин. Что требуется для контроля за аккумулятором и его обслуживания? Денсиметр с пипеткой, трубка для определения уровня электролита, стеклянная воронка, ртутный термометр со шкалой до плюс 50, стеклянная, керамическая или полиэтиленовая посуда для электролита и дистиллированной воды, { нагрузочная вилка, выпрямитель с напряжением на выходе 6и 12 в (например, ВСА-10, ВУ-1), резиновые перчатки и фартук, защитные очки (мы не затрагиваем область ремонта батарей — это не под силу делать дома). Итак, все, что необходимо, налицо^ Займемся непосредственно аккумуляторами. Покупая автомобиль, вы получаете его вместе с батареей. Она новая ив [рабочем состоянии. Но, если вы хотите быть на сто процентов уверены, что аккумулятор не подведет (особенно, если дело происходит зимой), доведите его до полной кондиции. Снимите, зарядите «дополна», разрядите в стартерном режиме (как это сделать, мы скажем ниже) и снова зарядите. Не забудьте в конце зарядки тщательно проверить плотность электролита. С одной стороны, это основной показатель степени заряженности, с другой — ( необходимое условие долговечности аккумулятора. Поэтому второй совет: следите за уровнем и плотностью электролита. И большая и меньшая, чем нужно, сокращают жизнь батареи. А с новым аккумулятором надо быть особенно внимательным. Дело в том, что в начале его эксплуатации плотность электролита может заметно повыситься — освобождается остающаяся при производстве в пластинах серная кислота, Это легко обнаружить и исправить в конце тренировочного цикла, о котором мы только что сказали. Уровень и плотность электролита, помимо всего, характеризуют еще правильность регулировок реле-регулятора и генератора, натяжение его ремня. Поэтому в первое время раз в три-че- ., тыре дня проверяйте уровень и удель- • ный вес электролита и, если они изменяются, обратите внимание на эти два узла. Потом, если все показатели стабильны, можно ограничиться однойдвумя проверками в месяц. А какова должна быть плотность электролита? Это зависит от условий, Необходимые данные приведены в таблице 2. Как видите, для большинства случаев подходят второй и третий варианты. И Крайний Север и тропики — сравнительно редкие условия для наших автолюбителей. Раз уж мы перешли к электролиту, расскажем, как его приготовлять и заливать в аккумулятор. Здесь нам кажется полезным повторить несколько известных истин. Вот они. Для приготовления электролита годится только аккумуляторная серная кислота (ГОСТ 667—53) или же ^ | кислота марки ЧДА и дистиллированная вода, не бывшая в железном сосуде. Наливать следует, непрерывно размешивая, только кислоту в воду, и никоим образом не наоборот. Защитите себя и одежду фартуком, перчатками и очками. А если капля кислоты или электролита все же попала на кожу,14 Таблица т Технические характеристики стартерных аккумуляторных батарей, применяемых на легковых автомобилях Обозначение гипа батареи Емкость при 20-часовом режиме разряда, а-ч Габарит, мм л5t О. [Пt-52см0,-чоОю йе-оз*_; ь-1=5 я2с иs *аОс »Вес без электролита, высокг длина ширита наНа каком автомобиле применяется6СТ-45 6СТ-42 6СТ-55 6СТ-55 6СТ-60 6СТ-54 6СТ-75 6СТ-6845 55 60 75Sag 12 12 12 12238 260 276 352178 173 180 182217 223 237 23515.5 22 19,3 25,6«Запорожец», «Москвич» (всех моделей) «Жигули*, «Москвич-412» «Победа», «Волга» ГАЗ-21 и ГАЗ-24 Допустима для «Волги» ГАЗ-21 и ГАЗ-24немедля нейтрализуйте ее раствором питьевой соды. Используйте керамическую или стеклянную посуду. Чтобы получить электролит плотностью 1,25, нужно на литр дистиллированной воды добавить 0,31 л кислоты (с удельным весом 1,83 г/см3), для плотности 1,27—0,345 литра и для 1,290,385 литра кислоты. Учтите, что в батарею нужно заливать электролит примерно на «одну ступеньку» меньшей плотности, чем тот, который вы хотите иметь в полностью заряженной батарее. Например, если нужно получить удельный вес 1,29, приготовьте электролит плотностью 1,27 и т. п. Наверное, надо объяснить, что такое «плотность, приведенная к плюс 15°». Дело в том, что электролит меняет удельный вес и соответственно все важные для нас качества в зависимости от своей температуры (кстати, это одна из основных причин, почему «холодная» батарея хуже работает). Условно считают за 100 процентов те данные, которые получены при плюс 15 градусах (для некоторых измерений принимают за точку отсчета плюс 30 или 25 градусов, но для нас «нулем» будет плюс 15°). Несколько упрощая вычисления, можно сказать, что каждые 15 градусов изменяют плотность электролита на 0,01. Так, для плюс 30° поправка будет плюс 0,01, для плюс 45° — плюс 0,02, а для нуля градусов — минус 0,01 г/см 3 . Следовательно, фактическая плотность 1,28 г/см3, поТаблица 2 Удельный вес электролита при разной степени заряженности аккумуляторных батарей Плотность электролита, приведенная к 15 С, г/смЗ Условия эксплуатации полнобатарея, батарея, стью заряжензаряжензаряженная на ная бата75% 50% рея 1,310 1,290 1,270 1,250 1.230 1,270 1,250 1,230 1,210 1.190 1,230 1,210 1.190 1,170 1,130лученная при плюс 30°, будет соответ3 ствовать 1,29 г/см при плюс 15°. Каковы основы зарядки? Современные батареи все сухозаряженные. Для приведения их в «боевую готовность» требуется лишь залить электролит нужной плотности и выдержать 20 минут. Можно и так поставить батарею на автомобиль, но рекомендуем (это наш третий совет), если в запасе есть время, провести тренировочный цикл: разряд — заряд. Наиболее приемлемый режим разряда — так называемый стартерный. Величина тока, отдаваемого аккумулятором в этом режиме, численно втрое превышает номинальную емкость батареи {понятно, для этого придется применить очень мощный реостат). Разряд занимает несколько минут и ведется до тех пор, пока напряжение на «худшей» банке не упадет до 1,5 в. (Напоминаем, для батарей с закрытыми перемычками типа 6СТ-55 пользование нагрузочной вилкой исключено.) Теперь заряд. Годится любой выпрямитель из поступающих сейчас в продажу. Величину зарядного тока установите равной 0,1 номинальной емкости батареи. Так, для 6СТ-55 (емкость 55 а-ч) — 5,5 ампера. Каждые полтора-два часа замеряйте удельный вес и температуру электролита. Показатель окончания заряда — стабильные плотность и напряжение в течение трех часов. Если при измерении вы увидите, что температура электролита дошла до плюс 45° — дайте остыть батарее до плюс 25—30°. Может случиться, что зарядом не удается довести плотность электролита до расчетной — причина в неисправности батареи (недоброкачественная сборка, отрыв пайки, осыпание активной массы, сульфатация) или слишком сильном токе, перегреве и выкипании воды из электролита. Вы поставили полностью заряженную батарею на автомобиль. Какого ухода она требует? Выше уже говорилось: главное — контроль за плотностью и уровнем. Кроме того, систематически обтирайте поверхность аккумулятора, очищайте выводные штыри от окиси, проверяйте плотность контакта наконечников проводов на штырях и крепление батареи в гнезде. Надеемся, что вы помните о важности чистоты вентиляционных отверстий ио том, что доливать в аккумулятор (при необходимости) можно только дистиллированную воду. Теперь поговорим о хранении аккумуляторных батарей. Этот вопрос вызывает у автолюбителей споры. Снимать или нет? На морозе или в тепле? И даже, не слить ли электролит? Какой контроль и обслуживание требуются при длительном хранении? Ответы на эти вопросы зависят от возраста и состояния батарей. Новые аккумуляторы — совет четвертый — желательно держать во время длительного хранения при минусовых температурах. Тогда практически не будет саморазряда и вода не станет испаряться из электролита; «законсервированная» таким образом батарея не требует, исключая первый месяц, ухода всю зиму. Но надо иметь в виду, что при охлаждении ниже ми- . нус 20° может отслоиться мастика от стенок моноблока. Поэтому следует снять батарею с машины, полностью зарядить и хранить в таких условиях, чтобы температура была отрицательная, но выше минус 20° *. В первый месяц хранения проверьте два-три раза, не падает ли плотность электролита и его уровень. Если все в порядке, можно три месяца не беспокоиться. Учтите, когда нужно добавить воду, делайте это в процессе подзаряда. Для «пожилых» (три года и более), изношенных батарей холодное хранение не годится. Дело в том, что со временем на кромках пластин образуется свинцовая губка, свинец как бы прорастает через сепараторы, на дне банок образуется много шлама, резко возрастает саморазряд, достигающий 3—4% емкости в сутки. А иной раз, при замыканиях через эту губку, батарея почти полностью разряжается за время ночной стоянки. Ясно, что, если оставить ее без надзора, это приведет к саморазряду, опасному снижению плотности электролита, его замерзанию при первом же морозе и разрыву корпуса батареи. Такие аккумуляторы — совет пятый — приходится хранить при плюсовой температуре, систематически их проверяя, заряжая, доливая воду, короче — исправляя их состояние. При этом нижним пределом, после которого требуется вмешательство, следует считать плотность 1,23 г/см3 (конечно, приведенную к плюс 15°). В старой литературе встречалась рекомендация хранить аккумуляторные батареи, вылив из них электролит. Для современных батарей этот заманчивый способ совершенно неприемлем. Дело в том, что сейчас у них весьма плотная сборка. Зазор между блоком пластин и стенкой корпуса всего 1 —1,5 мм. Донный осадок (шлам) через такую щелочку не выйдет наружу, а останется при переворачивании батареи на нижних кромках пластин и замкнет их. Это замыкание почти всегда сохраняется при заливании нового электролита, вызывает сильный саморазряд и даже может вывести батарею из строя. Теперь, когда вы все знаете, хотим дать еще один, последний совет: при работе с аккумуляторной батареей будьте очень внимательны и не спешите — ведь вы будете иметь дело с такими вещами, как серная кислота и электрический ток. * Это требование нового ГОСТа. рые правила допускали минус 30°. Ста-Мороз ниже 40° Мороз до 40° Мороз до 30° Южные районы Тропики15