ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙад Красной площадью—рокот моторов. Он неторопливо растекался под низким потолком серых октябрьских туч, перекатывался от Кремлевской стены к ГУМу, застревал в узком проезде Иверских ворот и отступал к Василию Блаженному, чтобы новой волной набежать на площадь. Сизая дымка выхлопа, смешавшись с осенним туманом, окутала Исторический музей. А по краям площади — длиннополые шинели, над ними — островерхие буденовки. Руки, вскинутые к козырькам. Перед глазами этих людей — радостными, сияющими, торжествующими — по маслянисто отсвечивающей от дождя брусчатке движутся танки, броневики, грузовые автомобили. Это парад автоброневых частей молодой республики Советов. Проходят пестрые от камуфляжа «уайты» и «гарфорды», «остины» и «рено». Эти машины построены не у нас, они отбиты у интервентов, белогвардейцев и, восстановленные руками рабочих АМО, «Промброни» и других заводов, стали частью Вооруженных Сил РСФСР. 8 октября 1922 года они прошли парадом по Красной площади. Когда на площади появляются танки, председатель ВЦИК РСФСР М. И. Калинин обращается к стоящему тут же в открытом сером автомобиле К. Е. Ворошилову: — Это мы в Крыму взяли! — Да, Михаил Иванович, — откликается он, — пять штук взяли. Оба молчат, но им уже, наверное, видятся танки и автомобили, построенные не иноземными, а советскими заводами. Первые боевые гусеничные машины два года назад выпустил Сормовский завод. А автомобили! Да вот он, тут — первый советский автомобиль. Лишь вчера собрали его на 1-м Броне-танко-ремонтном заводе в Филях. Сегодня утром на торжественном митинге рабочие вручили любовно отделанную машину всероссийскому старосте. Прямо с 1-го БТАЗа приехал он на ней сюда принимать парад. Первая ласточка. Вслед за ней к концу месяца появятся еще четыре. А потом... потом наконец можно будет поставить крест на восстановительном ремонте автомобильного старья. Том самом, каким занимаются сейчас на АМО, на бывшем заводе Лебедева в Ярославле, на «Русском Рено» в Рыбиннске. И развернуть свое, современное автостроение. ...Перед Петром Петровичем ДЕСНИЦКИМ, в прошлом рабочим 1-го БТАЗа, — старые фотографии, документы, пожелтевшие газеты, одна из которых — «Известия» за 10 октября 1922 года — рассказала об этом событии. — Предприятие, где я работал, — вспоминает ветеран труда, — ведет происхождение от Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, который с девятьсот девятого года строил автомобили. Летом пятнадцатого года линия фронта приблизилась к Риге, и завод эвакуировали. Часть его перебазировалась в Питер, некоторые цехи — в Тверь. Автомобильное же отделение переехало под Москву, в Фили. На его базе в шестнадцатом году началось сооружение завода, который должен был выпускать полторы тысячи «руссобалтов» в год. Но расчеты остались расчетами. Когда началась Октябрьская революция, в Филях стояли недостроенные корпуса, еще не застекленные, а на складах находилась часть станков и заказанные в Твери 300 комплектов поковок и литья для первой партии автомобилей. Русско-Балтийский завод в Филях 19 февраля 1919 года стал народным достоянием — был национализирован. Надо было закончить его строительство и оборудование. К концу года в механической мастерской находились уже 474 станка, и мы начали ремонт авиационных моторов, броневиков, грузовых автомобилей. Почему я говорю «мы»? Потому, что в том, 1919 году пришел на этот завод. Меня привел туда отец, который некоторое время работал на «Руссобалте» вРиге, а после Октябрьской революции поступил на филевский завод. В Риге отец оставался недолго, как, впрочем, и на других предприятиях — в Москве, Питере, Твери. Виной тому — «волчий билет», полученный им за участие в революции 1905 года. Только устроится на работу — а был он неплохим столяром, — поработает несколько месяцев, как его вызывают в контору. И дают расчет — пришли бумаги, свидетельствующие о неблагонадежности. Так и кочевала вся наша семья вслед за отцом из города в город. После Октября отец вернулся на завод, который считал родным. Поступил туда ия — молодой парень, комсомолец — вот поглядите на фотографию. Рабочих тогда на филевском «Руссобалте» было немного, человек триста, и среди них — около сотни комсомольцев. Выбрали они меня комсоргом. Наш 1-й Броне-танко-ремонтный завод, как его стали называть, помимо основной работы по ремонту автоброневой техники для Красной Армии вел подготовку к собственному производству автомобилей. К концу августа 1921 года у нас в цехах уже 196 станков находились в рабочем состоянии. Кроме того, действовала кузница, термическое отделение, инструментальный цех. Построили пять километров железнодорожной ветки к заводу, пустили в ход локомобиль с динамомашиной, которая давала электроэнергию В цехи. Словом, понемногу поставили бывший «Руссобалт» на ноги. А одновременно мы мало-помалу вели изготовление автомобильных деталей — шестерен, валов, радиаторов, рам, колес. К концу лета 1921 года уже завершили 57 процентов подготовитель-6 ных работ кпостройкепервой партии машин. Немного о самом автомобиле. Для производства взяли «Руссобалт» м одели «С», к оторыйзарекомендовал себя впрошломкакхорошая штабная машина . К онструктивноонзаметно отличался от своих собратьев дореволюционной пос тройки . Д ругими стали коробкапере дач, в пускнойколлектор , в одяной насос, радиатор, к олеса . У коротили базу — и з менили размерылонжероноврамы . В целом машина пережила второе рожде ние: в озрослас 40 до 50 л. с. м ощность , изменилась система смазки , появилось электрическое освещение, бампер. И, что на мой взгляд, да, собственно, и для всех старых руссобалтовцев очень важ но ( и эти1м мы весьма гордимся ) , — «все части сделаны из русскихматериа лов русскимирабочими » . Д а , п рямо так и писала газета «Известия» 10 октября 1922 года. Вот посмотрите — и заголо вок-то какой : « П раздникпервого автомобиля». Д ля нас пасмурное утро 8 октября 1922 года было большим праздником. Накануне закончилисборкупервойма ш ины . Наша красавица стояла всбороч н ом цехе, увитая зеленью . О на сияла никелемрадиатораи фар, с ерымибо к амикузова . На радиаторе — э мблема : меч, пересекающий зигзаг молнии. А кругом — ребята, к оторыестроили , с о бирали эту машину . М алярКраснов , л ю бовно покрывавшийкузовбесчисленны ми слоями грунтовки, краски. Неподал еку — М . Ефимов, И. Брюханов, к омсо м ольцы А. Галкин, И. М азилкини А. Л авушкин , старший вбригадесборщиковА . Эвель — те самые люди , к оторыеколдовали над монтажомузловмашины .Рядом с. н ими — в ысококвалифициро ванный специалист Иван Львович Степанов, ранее работавший на «Руссобалте» в Риге, слесари Богданов, К озлович . Я тожепринимал участие всборкеперво г о автомобиля — м онтировали налаживал электрооборудование . Как сейчас вижурадостное лицо начальника завода Ивана Степановича Олейничука . В гражданскую он командо вал бронепоездом , а в двадцать втор омпришлось встать во главе автопро изводства. Вместе сначальником — о за б оченный Карл ОскаровичМихель , техн ическийруководитель завода, з нающий специалист, у мелый организатор. Эти люди хорошо видны на снимке (на второй странице обложки — ред.). За рулеммашины — О лейничук , у правогокрылаМихель . Рядом сОлейничуком — водитель А. М ячиков , коммунист, участник гражданской войны. Забегая вперед , с кажу , что вбольшомВсероссийском испытательном пробеге 1923 года Мячиков вел один из двух «руссобалтов», п остроенных нашим заводом. Все собрались у главного корпуса. Белая галерея , и дущая вдоль сборочно г о цеха, была украшеназеленью , вывесили на ней лозунги , к расные знамена. Все ждалиприбытия Михаила Ивановича Калинина. П ервый советский легковой автомобиль, п остроенный на 1-м БТАЗе, было решено преподнести ему в подар ок . О нвскоре появился всопровожде нии главнокомандующего вооруженными силами республики С. С. Каменева, К. Е. В орошилова , представителей Мос совета. С реди гостей находился иДа ниил Филиппович Будняк, слесарь Русс ко - Б алтийского завода, выдвинутый над олжностьруководителяЦугаза (Центрального управления государственных автозаводов). Выступая на торжестве , Михаил Иванович Калинин высоко оценил успехи рабочих 1-го БТАЗа. Вот что он сказал :— Товарищи, разрешите приветствовать вас, рабочих и технические силы, с выпуском 1-го советского автомобиля... Сегодня мы присутствуем на празднестве зарождения технических сил России и моральной силы Красной Армии. Выпуск 1-го автомобиля пробивает первую брешь в нашей технически слабой стране. Одна ласточка весны не делает, и потому 1-ый выпущенный автомобиль должен явиться лишь звеном огромной цепи. Сегодняшнее торжество должно объединить рабочих, крестьян и честных интеллигентных тружеников в стремлении в наикратчайший срок пойти нога в ногу с новейшими достижениями западной и американской техники. Сегодня Советская Россия приступает к экономическому соревнованию с техникой, находящейся в руках капиталистов. Хватит ли у нас силы на это, как и4 года назад? Можно с уверенностью сказать, что да, хватит.О птимизм Калинина, вера в наши си лы, у бежденность , что Страна Советов поставит на ноги свое автостроение, п ро извели глубокое впечатление на всех присутствующих. Глядя на страницу «Известий», рассказывающую об этом памятном для меня событии, вчитываясь встрокире ч и (Калинина, я снова и снова вспоми наю детали тогопамятногодня . К огда закончились приветственные речи, наш «Руссобалт» подъехал к Калинину. После митинга Михаил Иванович прошел по цехам завода, о смотрелготовые детали для следующей партии автомобилей. П ридирчиво ощупал их — ведь сам ра ботал токарем . О собенноонинтересо вался тем , с колько деталей икакиеиз готовлены на заводе. К арбюратор , п од ш ипники — заграничные, а вот все остальное сделано руками русских рабочих. М . И. Калинин и К. Е. Ворошилов сели в автомобиль. За рулем — опытный водитель Мячиков . Советский «Руссобалт» в сопровождении длинной вереницы броневиков и легковых машин, отремонтированных нашим заводом, отправился на Красную площадь, г де состоялся парад автоброневых частей. Более полувека прошло со времени событий, о которых рассказывал Петр Петрович. Наша страна располагает сегодня современной автомобильной промышленностью, выпускающей в год более миллиона машин. Но начались они с той первой ласточки, как образно назвал М . И. Калинин первый советский «Руссобалт». И не важно, что 1-й БТАЗ после постройки первой партии автомобилей переключился на другой вид продукции. Важно, что его коллективом был сделан почин, который впоследствии подхватил и развил завод АМО — ныне ЗИЛ. Машина с эмблемой 1-го БТАЗа явилась первым советским автомобилем, а грузовики АМО - Ф 15 — первой серией, которая положила в 1924 году начало советскому автомобилестроению. Беседу вел Л. ШугуровИЮ1fa^//* i1-т,:}>:. \Группа рабочих 1-го ВТАЗа, принимавшая участие в сборке автомобиля, подаренного М. И. Калинину.Sв-.«^••'****ь,4.'.; • а ^*/niMlfaVf|«мвявявяяявж-^-я^яяШвШВИяявал^вавякяяОсень 1922 года. Первый советский легковой автомобиль в цехе 1-го БТАЗа. За рулем И. Л. Степанов, ветеран «Руссобалта», руководитель сборки. Слева от него — слесарьсборщик Богданов.«Первая ласточка» на Красной площади 8 октября 1922 года.7