Статья пятая*Так ли существенно, г дерасположен рычаг, длинный он или короткий ? Ч ем объяснить происходящиеизменениявформеирасположении рычагов? Разберемся в этом. Л ролеточныйкузов раннего автомоби ля так и щетинился палками-рычагами. Они былиосновной деталью органовуп равления. Д аже руль представлял собой , по существу, рычаг (поводок). Одних только тормозныхрычагов насчитывалось три : п ервый действовал на трансм иссию , в торой — на колеса, а тре тий — на так называемый горныйупор , то есть остроконечныйстержень , к ото рый опускали на дорогу на подъемах. Ставили рычагитам , откуда прощепро вести тягу куправляемомумеханизму . П роследимдляпримера , что проис ходило срычагомперемены передач. Сначала он своимнижнимконцомпере двигал шкивы или ремни трансмиссии подполомкузова . И ногда для каждой передачи был отдельный рычаг. Д алеко ли донего , у добно ли им пользоваться — о бэтомеще не задумывались. Водителя обрекали на акробатическиедви ж ения . Н едаром всех автомобилистов считали и называли спортсменами . Но машин становилось все больше, и уже не все водители были способныи согласны на акробатику , а возросшая скорость требовала быстрого, точного управления. Постепенно складывалось представление о взаимодействии элементов системы, к оторуюмы теперь наз ываем системой |ВАД. Казалось, что нужнососредоточить рычаги водном месте, п оближекрукам водителя. Таким местом избрали вертикальнуюрулевуюколонку ( с менившуюповодок — с м . «За рулем » № 5). Р ядомс ней провели вал ик для управления теперь уже шестеренчатыми передачами , к оторые находились здесь же , п одполом . С корость автомобилей все росла, и их пришлось делать низкими — д ляустой чивости исокращениялобовой площади. Сиденье водителя опустили, р улевуюко л онку наклонили, и ее механизм удалился вперед. П ереселился .вперед и двигатель, а трансмиссия заняла .место поза ди него. У правлениепередачамиско л онкиуже не получалось. Одновременно обнаружилось, что скопление рычагов не облегчает работу водителя, а создает неудобства и путаницу. Часть их заменили педалями, остальные разместили с расчетом на удобство и частоту пользования ими . В тогдашнем понимании это выглядело так: рычаг передач укрепили на карет к еспрорезями - к улисами на лонжеронерамы автомобиля. От кареткишелпо перечный вал ккоробкепередач . К онструкторов - м ехаников не .смутило появление кузововсдверямиисплош н ымибортами . Пусть водитель тянется крычагучерезборт ! Так было, п окаку зова оставались открытыми , да и на за к рытых отделение водителя еще не за стекляли. Рычаг торчал снаружи , над подножкойи мешал входу. * Предыдущие статьи — в журнале «За рулем», 1973, № 3, 5, 7, 9. 2»С КИТ АН ИЯРЫЧАГАНе перенести ли рычаг на середину кузова, непосредственно на коробку передач? И притом заменить кулису шар н иром , в округкоторого рычаг качался бы вправо — в левои вперед—назад? Так и сделали. Закончился первыйкруг скитаний ры чага. :К этому времени (20-е годы) относится появление на немшаровидной , д овольноудобной для захвата пластмассовой головки - р укоятки . Д о сих пор рычаг играл пассивную роль : что-то изменялось вконструкции руля, трансмиссии, к узова , а он при спосабливался. Н ужды водителя учитывали «по меревозможности » . В тридца тых годах вСША возникла новая ситуация. в развитии американского автомоб иляпроизошлитри события. Во-первых, к узов почти полностью поглотил крыльяиподножкии расширился так, что перед нее сиденье можно было сделать трехм естным (если бы не рычаг!). Во-вторых, к оробку передач снабдили синхронизатор ами , и усилие, н еобходимое для пере м еныпередач , уменьшилось. .В-третьих, на многихдорогих машинах установили автоматические трансмиссии. Тут-то и зародилась идея : на автомобилях с обычной коробкой передач еще раз убрать рычаг с пола под рулевое колесо ! Сиденье превратилось вобшир ный диван, на котором пассажир мог находиться искраю , и посередине , и можно было назвать сиденье трехместн ым , а автомобиль — ш естиместным ! И заработать на этомсотню - д ругую долларов. К рометого , д аже на самомдеше в ом автомобиле, где автоматикой и не пахло, п одрулем красовался рычажок — гордость владельца, — п охожий на рук оятку автоматической трансмиссии. У п р очениюновогоположения рычага спо собствовало и распространение автомобилей сприводом на передние колеса, у которых он находился хоть и не под «баранкой», но поблизости от нее — пронзал панель приборов ; во всяком случае, на полу его не было. Рычаг на рулевой колонкеи впрямь казался хорошим . Он появился почти на всех автомобилях. О днако ненадолго. И снова своим .нынешним возвратомв напольное положение рычаг обязан ряду событий, не обязательно относящихся к его прямымфункциям — п еременепере дач. lBo-первых, трехместный диван мало комунужен . В едь обычная загрузка авт омобиля — один-два человека. Во-вторых, в озросли требования кприемисто сти автомобиля. В городских условиях стало необходимым быстро переключатьпередачи при разгоне , а тяги иповодкис .неизбежными люфтамив сочленениях замедляли этот процесс . Речь идет о долях секунды , но они существенны, если разгонс места до 80 км/час длится всего десяток - п олторасекунд ! Увеличилась искоростьпрохожденияповоротов , водителю икаждому пассажиру понадобилась боковаяопора для противодей ствия центробежной силе, и диван раз делили на два «анатомических» кресла. Были идругие обстоятельства, с тимули р овавшие возврат рычага на пол. Так завершился второй круг скитаний. П ричем рычаг укоротился , больших уси лий он уже не требует. А рукоятка из скромногошарика превратилась всо лидный набалдашник, как устариков с кой трости, согласованный с формой руки водителя и снабженный рельефной схемой переключения передач. Все большую роль ввыборе места ифор м ы рычага играют требования удобства и четкости управления (система ВАД!), а самон влияет и на вместимость, и на общуюкомпоновку кузова, и на динам ику автомобиля. Не грозит ли рычагу новый круг странствий? М аловероятно . Ведь даже на автомобилях с автоматической передачей его теперь ставят на полу (точнее, на так называемой консоли, находящейся над средней частью пола). Так онопро ще, да и характер движений рычага хор ошо согласуется с выполняемой им раб отой : наибольшая скорость — рычаг впереди ; замедление, переход в нейтральное положение , задний ход, стоянка — рычаг отодвигается назад. М ожно было бы таким жеобразом проследить за развитием любых рычагов и педалей. Как ив случае срычагом передач, м ыобнаружили бы взаимосвязи конструкции автомобиля сменяющи м ися условиями, требованиями к удобствам, безопасности, с бизнесомимодой . М ы установили бы еще одну существенную закономерность. Одновременно ссокращением числа органов управления, к оторыми водитель должен систематически пользоваться, появляются но вые. Это больше всего относится куп р авлениюприборами освещения и сигнализации, номенклатура которых все расширяется. Но каждый новый прибор не создает водителю дополнительной нагрузки , а облегчает его работу. Бывает и так, что тот или иной прибор исчезает, а позднее возвращается в нов ом виде. Такова кнопка постоянного «газа» (ранее манетка на рулевом колесе), к оторую вновь признали необходи м ой для дальних поездокс более или менее постоянной скоростью . Н есмотря на все отклонения от гене ральной линии развития, вне всякого сомнения, дело идет ктому , что каждо м у органу управления найдется опреде ленное место, о но (да иформасамого органа) будет стандартизовано и станет подвергаться изменениям лишь после повсеместного возникновения неких новых условий движения автомобиля, к ото р ые не всегда можно предвидеть. Говоря оформе ручных органов уп равления, м ыимеемв виду не только ее удобство, но и различия вформерукояток , о собенно расположенных по близости одна от другой . О нидолжны быть хорошо отличимыми на ощупь , к ак бы ни были привлекательны одинаковые клавиши или кнопкисточкизрения иного художника - к онструктора . Стандартизация предполагает принятие таких положенийиформ педалей, рычагов, к нопок , п рикоторых пользование ими наиболее удобно , требует от водителя наименьших усилий, в ремени , з а трат нервной энергии, чтобы обеспечить беспрепятственную «передачу приказов» О кончание — на стр. 3611