16
17
Зима началась. Несколько месяцев будут стоять морозы, будут снег в гололед, будут заботы о пуске двигателя и тепле в салоне. Почта «Клуба» в этом году принесла немало предложений и советов, связанных с зимней эксплуатацией автомобиля. Некоторые из них мы публикуем здесь, полагая, что они принесут пользу тем, кто не ставит свою машину на прикол с наступлением холодов. . _Ш9ЪТЕМ,СОВЕТЫ А. В. РОДНИКОВА (Москва)КТО ЕЗДИТ ЗИМОЙнебольшой вентилятор (фото 1) так, чтобы он гнал воздух на стекло, очищая его. Вентилятор установлен на жесткой пластмассовой пластинке, которая «заклинена» между уплотнителем заднего стекла и спинкой сиденья. Плюсовой провод подведен к клемме на колодке предохранителя (от нее же получает питание вентилятор отопителя), минусовый — соединен с корпусом машины. Чтобы обеспечить хорошую видимость через стекло левой передней двери, я поставил «второе стекло» из отмытой рентгеновской пленки. Теперь его даже в мороз не тронет иней. Сделать это может каждый. Вырежьте кусок соответствующего размера. При помощи клея «88» закрепите полоску резины шириной 5—6 и толщиной 3 мм по всему периметру пленки и тем же клеем прикрепите пленку (резинкой внутрь) к стеклу изнутри салона автомобиля, как показано на фото 2. При этом между пленкой и стеклом должен остаться слой воздуха. Весной вы легко снимите эту «вторую раму» и смоете следы клея тряпочкой, смоченной бензином. Чтобы не попадал снег. Владельцы «Жигулей», особенно те, чьи машины хранятся под открытым небом, знают, как трудно удалить обледеневший снег из короба отопителя, набившийся туда через заборную решетку капота. Тает он медленно и надолго ухудшает ра-Чтобы не обмерзали стекла. Когда становится холодно, заднее стекло ВАЗ-2101 запотевает, а в сильные морозы и обмерзает — видимость резко ухудшается. Причем эти явления не исчезают при включении первой скорости вентилятора отопителя. Стремясь избавиться от влаги или инея на заднем стекле, включают отопитель на вторую скорость. Стекло очищается, но в салоне становится слишком жарко. Кроме того, несколько раздражает шум двигателя отопителя. К ак быть? На полке под задним стеклом я поставилСОВЕТ С. Р. МАРОНА (Рязань)Чтобы не застрять в снегу. Предлагаемые быстросъемные цепи (рис. 1) устанавливаются на колесах «Москвича-407», «402» или «403» за несколько минут — и автомобиль легко преодолевает непроходимые, казалось, участки грязи и снежную «кашу». Делается это так : планку 1 пропускаем в отверстие обода 4; на свободный ее конец надеваем колодку 3 (она нужна для того, чтобы не повредить обод и облегчить «замыкание» замка 2). Теперь замок 2 пропускаем в отверстие планки 1 так, чтобы выступающая грань рычага прошла через прорезь. Подтягиваемзамок и поворотом рычага на 90° закрепляем цепь 6. На каждое из ведущих колес можно надеть две — четыре такие цепи, но часто достаточно одной. Облегчить подтягивание замка к планке можно с помощью специальных щипцов, которые достаточно просто сделать из обычных плоскогубцев, приварив к одной из их губок крючок (рис. 2). Такие цепи испытаны двумя годами езды по весьма трудным дорогам и ни разу не подвели. Адрес для спрашок: 390027, Рязань, ул. Лермонтова, 16, кв. 46. Марон Соломон Рафаилович.Рис. 2. Щипцы для подтягивания замка: 1 — плоскогубцы; 2 — замок; 3 — планка; 4 — крючок.а Ч /ВцдАВид Б\и161 [fr• аШg»4T/(йX гаРис. 1. Быстросъемная цепь на колесе: 1 — планка; 2 — замок; 3 — колодка; 4 — обод колеса; 5 — шина; 6 — цепь (детали 1, 2, 3 показаны развернуто). 1. Установка дополнительного вентилятора. 2. «Двойное стекло» передней двери. 3. Шторки-заслонки решетки воздухозаборника. 4. Защита гнезда для домкрата.,ч"•*3 ~~шботу отопителя. Я установил специальные заслонки (фото 3), которые задвигаю при длительных стоянках и отодвигаю, когда машина прогреется. Из дюралевого профиля с пазом в боковой стенке (такой профиль бывает в магазинах «Юный техник») надо сделать четыре стойки и укрепить изнутри по сторонам воздушных решеток. По пазу должна двигаться заслонка из тонкого листового металла или пластмассы. Конкретное решение зависит от материала, который будет использован. Чтобы сберечь гнезда для домкрата. С этой целью я закрыл их снаружи специальными пробками, вырезанными из толстой резины (фото 4). Изнутри, под кузовом, закрыл их пыжами из пропитанной маслом тряпки. Это предохранит гнезда от коррозии, при необходимости облегчит доступ к ним. Чтобы легко удалять грязь и снег из салона. В корытообразном полу салона «Жигулей» сор приходится доставатьиз каждого отсека. Зимой к грязи добавляется снег, который, растаяв, пропитает коврики, потом будет намерзать и вновь таять, открывая дорогу коррозии. Положите четыре резиновых половичка с крупными «шашками» на пол машины, подогнав их размеры по месту. Теперь грязь и снег очень легкоудалить, просто вытряхнув их из глубоких гнезд коврика. В верхнем правом углу одного из половиков сделайте прямоугольный вырез для основания педали акселератора. Адрес для оправок: Москва, А-195, Ленинградское шоссе, 95-а, кв. 5. Родников Алексей Владимирович.СОВЕТ В. Н. СМИРНОВА (Тула)Чтобы надежно запустить отопитель. Обычная свеча накаливания не всегда обеспечивает надежный розжиг отопителя «Запорожца», потребляет много энергии. В течение ряда лет я использую электронное устройство для искрового розжига. Изготовить его несложно, тем более что детали недефицитны и недороги. Я использовал транзистор П217А, но пригоден и П4Б, а также П210 и другие мощные транзисторы. Кроме того, нужна любая автомобильная катушка высокого напряжения с тремя клеммами, резисторы ПЭВ-5 (10 ом) и ПЭВР-15 (360 ом), провод, паяльник. Самое ответственное — переделка катушки (рис. 1). Отогните завальцованные края и снимите кожух. Затем, зачистив изоляцию на участке нижнего витка второго слоя первичной обмотки, припаяйте к нему провод и изолируйте это место лаком или краской (основная изоляция — масса, которой заполнена катушка). Другой конец выведите к клемме ВКВ. От клеммы, не имеющей индекса, нужно отпаять тонкий провод, идущий к вторичной обмотке, и соединить его также с ВКБ или с корпусом. После этого тщательно соберите катушку. Вместо свечи накаливания нужнаРис. 1. Схема электронного розжига отопителя «ЗАЗ» и переделка катушки высокого напряжения: 1 — катушка; 2 — резистор R1; 3 — резистор R2; 4 — транзистор; С — выключатель.К СВЕЧЕR2 <разборная или переделанная свеча зажигания (рис. 2). Электронная часть собирается в соответствии со схемой (см. рис. 1) на пластинке из гетинакса, текстолита или другого подходящего диэлектрика и закрывается коробкой из алюминия или латуни, которая одновременно служит радиатором (площадью не менее 100 см-) транзистора (см. рис. 1, позиция 4). Последний крепится непосредственно к этой крышке, а резисторы R1 и R2 — к изоляционной пластинке. Переделанную катушку можно разместить в любом удобном месте. Проследите за надежностью изоляции крышки-радиатора от массы автомобиля. Если все сделано правильно, схема начинает работать сразу, как только вы подадите ток в линию розжига отоггателя через выключатель «С». Может оказаться, что искра слаба, тогда уменьшите сопротивление R2. Если и это не даст нужного эффекта, — сделайте вывод на катушке от следующего ряда первичной обмотки. Теперь легкий розжиг отопителя обеспечен. Адрес для справок: г. Тула-27, ул. Металлургов, 47, кв. 17. Смирнов Валерий Николаевич.Лшvj>ISri4с^ 1• III' 1"R12^>чь1О О1о сст11i%% £су%Сргir>|^-^чРис. 2. Переделка свечи: 1 — изолятор свечи с центральным электродом; 2 — кожух, установленный вместо корпуса.ТЕМ,КТО ЕЗДИТ ЗИМОЙ