Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, A. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, В. Г. ДЕЙКУН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, Л. В. КОСТКИН, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь), B. П. НАУМЕНКО, В. И. НИКИТИН, В. М. ПЕТРОВ, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, Н. М. СТАНОВОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Б. Ф. ТРАММ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ Оформление Н. П. Бурлака Корректор М. И. ДунаевскаяАдрес редакции: 103092, Москва, К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 295-92-71; отдел обучения и воспитания — 295-21-49; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем — 221-62-34; отдел оформления — 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 3.10.1973 г. Подписано в печ. 29.10. 1973 г. Тираж 2 100 000. Бум. 60X90'/;. 2,5 бум. л. = 5 печ. л. Цена 50 ноп. Зак. 538. Г 35081 Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Ново-Рязанская, 26). 3-я типография Воениздата Набрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в Ордена Трудового Красного Знамени типографии издательства ЦК КП Белоруссии, г. Минск, Ленинский проспект, 79К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ Редакция просит всех читателей, направляющих свои статьи, корреспонденции, заметки об опыте эксплуатации машин и другие материалы, а также письма, которые могут быть использованы вжур нале, обязательно сообщать полное имя, отчество и домашний адрес с индексом.За рулёмДЕКАБРЬочти все население Австралии жи вет на узкой прибрежной полосе континента, а добрая половина его сконцентрирована в пяти—семи городах-портах. Это основные промышленные районы страны. Бурно же развивающиеся за последние годы горнорудные отрасли, привлекающие японский и американский капитал, находятся в районах, удаленных от цивилизации, на диких и незаселенных просторах. И поскольку железнодорожный транспорт страны отличается отсталостью (в разных штатах даже неодинакова ширина колеи), львиная доля трансконтинентальных массовых перевозок приходится на автомобили. Вместе с тем и дорожная сеть в Австралии развита весьма слабо. Фактически в стране имеется единственная автомагистраль, протянувшаяся на несколько тысяч километров по побережью, которая опоясывает весь континент, прерываясь лишь на севере у залива Карпентария. Ответвления от этой магистрали — главным образом узкие м неблагоустроенные дороги в среднем протяженностью по 30—70 километров. Не случайно в стране большое значение придается вездеходу — машине, которая способна двигаться по любой дороге, по воде и грязи. Автомобильная промышленность выпускает ежегодно около 400 тысяч легковых машин. Правда, значительная часть их деталей и узлов — заморские. Машин в личном пользовании достаточно много. Без них австралийцам просто трудно: городской транспорт развит недостаточно (трамвай есть лишь в трех городах), а жилые массивы — одноэтажные домики в окраинных районах, растянувшихся на многие километры, — расположены вдалеке от мест работы. Зато в некоторых городах, особенно в Сиднее и Мельбурне, весьма трудной стала проблема стоянок и организации уличного движения. Есть удобные платные гаражи-стоянки, но их очень мало. Большой парк индивидуальных машин, огромная территория, отсутствие курортов невольно превращают отдыхающего австралийца в странствующего «дикаря» с домиком-прицепом за автомобилем. Туристам сильно досаждает частное владение землей. Австралия — вся в колючей проволоке: каждое поместье, каждая ферма огороженьк Иногда колючая изгородь так близко подходит к дороге, что и метра обочины не остается. Так что остановиться можно только в платном лагере для автотуристов. Австралийцы — любители быстрой езды. И, видимо, не без связи с этим страна прочно занимает одно из первых мест в мире по количеству автомобильных катастроф и жертв на дорогах. Дорожных знаков на улицах сравнительно немного, но они часто дублируются. На сложных регулируемых перекрестках рядом со светофором устанавливаются дополнительные механические указатели в виде больших и ярких стрелок. Синхронно с сигналами светофора они подают такие, например, команды: «Направо — только при красном сигнале» (движение в стране — левостороннее). Эти указатели хорошо видны с любого места проезжей части. В городах мало регулировщиков: в обычное время здесь обходятся техническими средствами, а в часы «пик» и регулировщики беспомощны. В это время на самых бойких местах города (например, на знаменитом Кинг-Кроссе вПСиднее) появляются конные полицейские, которые едва справляются с пробками. На дорогах знаков и указателей тоже мало, но они дают полную возможность ориентироваться в самой сложной обстановке и при быстрой езде. Иногда встречаются необычные для европейца предупреждения. Скажем, «Осторожно, здесь ночью дорогу переходят коалы!». Коалы — австралийские сумчатые медведи, добрейшие и флегматичные животные, которых в свое время чуть не уничтожили полностью, а сейчас тщательно оберегают. У мало-мальски значимых мостов и тоннелей часты указатели «Стоп, плати пошлину!». За проезд в одну сторону она составляет 20—50 центов, в зависимости от вида транспорта. Эти деньги идут в пользу компании (нередко иностранной), построившей дорожное сооружение. На знаменитом сиднейском мосту, приспособленном для восьмирядного движения, плата взимается вот уже около 40 лет — со дня ввода его в строй английской компанией. Поскольку мосты и тоннели расположены на самых загруженных участках магистралей, процедура взимания пошлины всегда собирает длиннейшие вереницы машин. Немногочисленный общественный транспорт (автобусы и трамваи) работает без особой спешки и не отличается ни комфортом, ни техническим совершен- '^ ством. Часто это давние модели. Однако ' проезд весьма дорог. Только за посадку в трамвай нужно платить 10 центов, и еще по 5 центов стоит каждая миля пути. Поездка в автобусе и того дороже. При больших расстояниях в растянувшихся одноэтажных пригородах тем, кто пользуется общественным транспортом, приходится расходовать на него до 2030 долларов в месяц. Недешево обходится и личный транспорт — из-за высоких налогов и цен на бензин (он в три—пять раз дороже, чем у нас). Накладна и поездка в такси: посадочный тариф — 20—25 центов и каждый километр пробега — 15—16 центов. Мотоциклы в Австралии — большая редкость. Неприятности приносят владельцам машин кражи, хотя они и застрахованы «3 от угона. Пострадавшего мило встречают в полиции («О'кей! Спасибо за сообщение»), но с розыском не спешат. Нередко поиски затягиваются на целый год. Страховку тоже не выплачивают в течение года. А когда находят машину (уже мало пригодную для езды), то полагается возвратить страховку и заплатить немалую сумму в порядке компенсации затрат на розыск. Наши автомобили хорошо известны в Австралии: «москвичи» здесь стали особенно авторитетными после межконтинентального ралли Лондон—Сидней, в котором прекрасно выдержали трудный . экзамен. Фермерам особенно полюбились «москвичив-фургоны — за их выносливость, долговечность, надежность. Интересно отметить, что и шоферы-профессионалы и автолюбители внимательно следят за развитием автотранспорта в ^ . нашей стране, знакомы с новинками соД ^ ветского автомобилестроения и хорошо разбираются в тонкостях конструкции и эксплуатационных качествах наших" автомобилей. А. ПЕТРИЧЕНКО, доктор технических наук г. Харьковщ ПОАВСТРАЛИИSOF-.SERVICEItlOL1. Город Брисбен — столица штата Квинсленд. Интересная деталь: в цинле регулирования на перекрестке предусмотрена фаза, к огда останавливается движение транспорта со всех сторон и пешеходы могут спонойно переходить его в любом направлении . 2. Светофоры на кронштейнах и указатели направлений очень распространены ворганизациидвижения . 3. Так конкурирующиекомпании рек ламируютуслуги своих автозаправочныхстанций . На въезде в Таунсвилл « Б ритиш петролеум» п ризывает : « П устьХэнк зап равит ваш бак»,.. 4. ...а «Голден флис» в городке Гоул-ноуст действует с еще большим размахом. 5. Т акимсооружениемкомпания «Мобил» обозначила свою станцию техничес когообслуживания автомобилей. 6. К автомобильнымреликвиям относятся спочтением . Музей старыхмашинв городке Кулангатта. Ф ото Ю. Яснева