14
15
Для всех марок и моделейБЕСКОНТАКТНОЕ ••шШьУ ЗАЖИГАНИЕ Wзаседание 1 Если на вашем «Москвиче» или «Запорожце», на «Жигулях» или «Волге» уже установлено электронное зажигание, то без особого труда и затрат можно сделать эту систему бесконтактной. Тем самым вы значительно повысите надежность зажигания, так как именно контакты прерывателя — слабое место системы, от их чистоты и состояния в значительной мере зависит работа электронной части. Как перейти на бесконтактную схему, рассказывает членам «Клуба «Автолюбитель» инженер А. С. КОЛЬВЕРТ. них условиях из общедоступных деталей и материалов. Какие параметры мы от него ожидаем? Напряжение питания — 4—16 в; потребляемый ток — 3—10 ма; рабочие обороты от 0 до 10 тысяч в минуту, точность подачи сигнала — не менее 1°. Причем все требования остаются в силе при температурах от минус 40 до плюс 120 градусов. Теперь посмотрите, как будет выглядеть готовый датчик (рис. 1), установленный в распределителе вместо контактов (на рисунке «вырвана» одна из лопаток, чтобы показать, как соединена крыльчатка с валиком распределителя). Видите: весьма компактно, даже изящно. Конструктивно это маломощный генератор на кремниевом транзисторе. «За рулем», 1973, № 1), или транзисторы в таких системах, как ППЗ и ШРПС. Дополнительное достоинство схемы состоит в том, что, если установить электрический контактный разъем с несколькими штырями-контактами на съемном «ключе», получится отличное противоугонное приспособление. Итак, принцип ясен. Теперь расскажем о деталях. Катушки нашего генератора. Их наматывают на бумажные каркаеики 2 (рис. 2), которые затем помещают в ферритовые чашки 1 со стержнями 3 из такого же феррита Ф-600. Одна из катушек, L-1 содержит 550 витков провода ПЭВ-2 или ПЭТ диаметром 0,090,1 мм. Другая, L-2 — 250 витков про-.автолюбительРис. 2. Детали катушек L-1 и1 — ферритовая чашка; 2 — каркасик; 3 — кусок ферритового стержня.Рис. 1. Бесконтактный датчик, установленный ,в распределителе: 1 — валик распределителя; 2 — лопатки; 3 — датчик.Электронная система зажигания превращается в бесконтактную, если ввести в нее несложный датчик, который дает команду электронике «подать» искру в нужный момент ив нужный цилиндр в зависимости от оборотов коленчатого вала. В то же время, сам валик распределителя, на котором устанавливается датчик, не испытывает практически никакой нагрузки, и его подшипники не изнашиваются — в этом второе преимущество предлагаемой системы. Каким же должен быть этот узел? Ведь он будет работать при вибрациях, изменяющихся в широких пределах температурах и резкопеременных режимах. И при этом он обязан очень точно сообщать сигнал, соответствующий моменту зажигания. Всем этим требованиям отвечают так называемые параметрические датчики. Сегодня мы рассмотрим технологию изготовления такого прибора в домаш14Когда в зазор между катушками генератора вводится металлическая лопатка (как раз этот момент зафиксирован на рис. 1), нарушается связь между катушками и прекращается генерация тока. Это и соответствует моменту зажигания. Поскольку генерация исчезает при точно определенном положении лопатки в зазоре между катушками датчика, установка зажигания аналогична установке его при контактной системе, причем о моменте его начала судят по возникновению искры во вторичной цепи катушки зажигания. Количество лопаток соответствует числу цилиндров, а расположение их на валике распределителя — фазам зажигания. Последующая часть схемы, используя явление «импульсной» генерации, вырабатывает сигнал, которым управляется тиристор или силовой ключ (см.вода той же марки, но диаметром 0,10,13 мм. Ферритовые сердечники-чашки продаются в радиомагазинах. Там же вы легко найдете и другие детали схемы (смотрите рис. 3): конденсаторы С1 и С2 типа КТ-1, КП-1 или другие малогабаритные, причем С1 — любого цвета, а С2 синего или красного; резисторы Р1 и Р2 — типа МЛТ, УЛМ, УЛИ или другие малогабаритные, подобные им. А корпус сделаем из любого достаточно пластичного листового металла толщиной 0,2—0,35 мм (рис. 4) и после этого приступаем к сборке. На рис. 5 хорошо видно размещение «начинки» в корпусе датчика. При наматывании катушек L-1 и L-2 тонким проводом трудно пометить' начала и концы обмоток, поэтому правильность включения их придется проверять непосредственно при сборке. В готовый корпус вначале приклейте Длявсех марокимоделейэпоксидной смолой обе катушки. Выводы их припаяйте к остальным деталям (см. рис. б) и проверьте, работает ли генератор. Учтите, что для этой тонкой работы нужен паяльник с острым жалом. Качество пайки должно быть очень хорошим: когда вы зальете полость корпуса эпоксидной смолой, исправить что-либо будет невозможно. Проверку ведут при помощи осциллографа, миллиамперметра или, в крайнем случае, тестера с пределом Измерения 10—20 ма. При введении в зазор между катушками металлической пластинки показания прибора должны уменьшаться, при выведении — ток увеличивается. Если этого не происходит, поменяйте местами концы одной из катушек. В точке «А» (рис. 3 и 5) припаиваем мягкий многожильный провод в изоляции, соединенный с клеммой распределителя, а в точке «Б» — такой же провод, идущий к корпусу датчика и плате распределителя. Если все в порядке, можно залить корпус смолой. Для этой цели вполне подойдет эпоксидная шпаклевка, имеющаяся в продаже. При заливке нужно вставить в зазор подходящую по толщине пластинку гладкого полиэтилена или фторопласта, которую удаляют, когда клей затвердеет. Формирователь управляющего сигнала монтируем на печатной плате навесным способом или другим — в зависимости от ваших возможностей и квалификации. В формирователе можно использовать для Т2 и ТЗ любые маломощные кремниевые транзисторы типа п-р-п и любой маломощный р-п-р транзистор для Т4. Например, КТ-301, КТ-315 для первых и МП-40, МП-26, МП-16 и т. д. для Т4. В датчике, по соображениям размеров, советую использовать транзистор типа КТ-315 (на рис. 3 обозначен Т1). Главное — чтобы все детали были заведомо исправны. Налаживать работу датчика и формирователя нужно вместе с электронной системой. Сначала проверяем действие системы без датчика и подключаем его лишь после этого. При каждом вводе металлической пластинки в зазор должна возникать искра. Для проверки на максимальных оборотах раскрутите электромотором валик с надетыми лопатками распределителя (конечно, сняв его с автомобиля). Как сделать лопатки для четырехцилиндрового двигателя, ясно из рис. 6. Материал — листовой металл подходящей (0,8—1,2 мм) толщины. В верхней части втулки — заплечики, удерживающие лопатки от смещения, вниз. А ротор не дает им сдвинуться вверх по валику. Такое крепление вполне достаточно, ведь лопатки не несут никаких механических нагрузок. И последнее. Все размеры, приведенные на рисунках, рассчитаны на распределители Р-102 и Р-118. Для других типов нужно будет изменить размеры лопаток и их втулки.Рис. 3. Принципиальная электрическая схема: 1 — датчик; 2 — формирователь. Величины, помеченные звездочками, подбирают при наладке; начала обмоток катушек L-1 и L-2 помечены точками.f510CZ3IRZOчо ><С^Рис. 4. Корпус датчика. Размеры Р20 и РЗО взяты от центра платы распределителя.Рис. 6. Лопатки. круглить.Острыекромки заАдрес для справок: Москва, В-296, Университетский проспект, 5, кв. 165. 15з«