ВременагодаВодитель. Целиком присоединяюсь к этим рекомендациям. Не представляю себе, как можно отправиться в путь, не проверив работу двигателя, состояние шин, приборов освещения. Каждый раз я выясняю также, достаточно ли в бачке тормозной жидкости, а тронувшись с места, делаю несколько качков педалью, потому что тормозная жидкость может не только вытечь, но и загустеть. Некоторые неопытные водители, стремясь поскорее нагреть машину, закрывают сразу все стекла, включают «печку» и ждут, когда со стекол сойдет изморозь. А через несколько километров стекла начинают запотевать, будто за окном густой туман. Чтобы избежать этого, я стекла закрываю не полностью и минут десять даю двигателю поработать на разных режимах. Таким образом в салоне создается нормальная и постепенная циркуляция теплого воздуха. Когда обогреватели ветровых стекол начинают работать хорошо, трогаюсь в путь. Автоинспектор. Вот теперь, пожалуй, главное — не увлекаться скоростью, ибо погасить ее на зимней дороге чрезвычайно трудно. К сожалению, половина всех дорожно-транспортных происшествий — результат чрезмерного увлечения скоростью. Выбирая режим движения, постоянно помните о требовании пункта 73 Правил дорожного движения: «Водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть». Водитель. Но это не значит, что можно еле тащиться, мешая остальным участникам движения. Скорость — неотъемлемое качество современных машин. Опасность не в самой скорости, а в неумении правильно пользоваться ей. Я имею в виду способность -выбирать разумную скорость именно для того участка, по которому вы едете, с учетом состояния вашего автомобиля, поведения других водителей и пешеходов. Автоинспектор. И все-таки слишком часто среди причин аварий на зимних дорогах встречается формулировка: «Водитель не справился с управлением...» Водитель. Согласен. Но часто это результат не только просчета при выборе скорости, но и того, что водитель пользовался летними приемами управления. Летом, на сухом асфальте, в случае экстренной необходимости удаетсяЗИМАЯрШ !ШДИАЛОГ АВТОИНСПЕКТОРА И ВОДИТЕЛЯ«Времена года» — наша новая рубрика для молодых автомобилистов. Кому из тех, кто только осваивает тонкости водительского мастерства, не хотелось бы послушать многоопытного водителя или всеведущего автоинспектора, посоветоваться с ними о том, как избегать аварийных ситуаций, а на крайний случай — выходить из них с наименьшими потерями. Такой разговор может предостеречь от многих ошибок, стать хорошей трибуной передового опыта правильной езды в самых разных дорожных условиях. Для первого разговора мы пригласили вам в собеседники Юрия Ивановича ЛЕСОВСКОГО, шофера первого класса, заслуженного мастера спорта, участника сверхмарафонских авторалли Лондон — Сидней, Лондон — Мехико, «Тур Европы», и Александра Сергеевича ДУГИНОВА, сотрудника Управления Госавтоинспекции МВД СССР, — водителя и автоинспектора. Тему первого диалога подсказывает вступившая в свои права суровая и затяжная русская зима. Это самое трудное для водителя время года. Почему? Какие особенности зимней работы за рулем создают дополнительные трудности?Водитель. Зима усложняет действия водителя прежде всего тем, что машина в этот период становится менее управляемой. Даже на городских улицах зимой редко приходится ездить по сухому асфальту. Обычно лроезжая часть бывает покрыта жидкой снежной кашицей, разбрызгиваемой колесами проходящих машин. В морозные дни она превращается в ледяную корку, часто прикрытую свежей порошей. На многих загородных дорогах такие обледенелые участки сохраняются до саий' и™"^1 r»^W 'о^^'о* ми' 'пвж5* _^^w *о^^з* -^±)>. o^eS*мой весны. Кроме того, ширина проезжей части уменьшается из-за валов снега, убранного с середины дороги. Спасительный маневр с выездом на обочину уже невозможен. Наконец, на скользких зимних дорогах тормозной путь машины увеличивается вдвое, втрое, и управлять ей нужно с особой осторожностью: если летом, чтобы избежать наезда, достаточно «вильнуть» рулем, то зимой это почти всегда приведет к заносу. Все это усугубляется тем, что обзор и видимость в морозные дни ухудшаются. Боковые и задние стекла в автомобиле затягиваются инеем, а переднее забрызгивается снежной кашицей, которую по углам «дворники» расчистить не в состоянии. При всем этом зимний день короток, так что ездить в темное время суток приходится значительно больше. А снегопад при свете фар сокращает видимость до нескольких метров. Автоинспектор. Я добавлю к этому, что зимой" возрастает число дорожнотранспортных происшествий из-за технической неисправности автомобиля, то есть тех, что так или иначе лежат на совести водителя. Исключительное значение для безопасной езды по зимним дорогам имеет регулировка тормозов и состояние шин. Торможение правых и левых колес должно начинаться одновременно, а блокироваться передние колеса должны позже, чем задние. Нельзя выезжать с разным давлением в шинах слева и справа. В таком случае площадь контакта и сцепление с дорожным покрытием будут разными, несимметричными, что может привести к заносу. Правила дорожного движения теперь запрещают выезд, если «протектор шины легкового автомобиля, мотоцикла, автобуса и троллейбуса имеет глубину рисунка по центру беговой дорожки менее 1 мм, а грузового автомобиля — менее 0,5 мм». Это не надуманное ограничение, оно подсказано жизнью: слишком часто «лысая» резина становится причиной несчастий, особенно в зимнее время. Езду на изношенных шинах нельзя оправдать никакими экономическими и другими соображениями. «Экономия», угрожающая жизни водителя, никому не нужна. Поэтому я настоятельно советую: не пользоваться зимой шинами, у которых мала глубина рисунка протектора, снимите их и оставьте для лета.-^^L. чэ^-о* Il" I Ч *о^^^* ^^Л*. ^^^"о*fВЕНГРИЯ. В университете города Сегед создан бесконтактный прибор для измерения степени усталости водителя. Все в нем построено на электронике. Регистрируя и обрабатывая полученные данные, прибор выдает информацию о том, сколько еще времени водитель может провести за рулем без угрозы безопасности движения. ПОЛЬША. В городе Ченстохов специалисты нашли новое применение изношенным автомобильным шинам. Их перемалывают в специальных устройствах, а полученную массу добавляют в асфальт, идущий для покрытия дороги. Этим не только повышается сцепление колес с дорогой, но и значительно увеличивается износостойкость асфальта при всех температурах. 26АНГЛИЯ. Орган британской полиции журнал «Полис ревю» требует запретить окраску автомобилей в черные, темно-синие и темно-коричневые тона. Автомобили такого цвета плохо видны в сумерках на темно-сером фоне дороги. Кроме того, эти цвета угнетающе действуют на окружающих. КАНАДА. По прогнозам специалистов, к 1980 году объем автомобильных грузовых перевозок может возрасти в 1,5 раза. В этой связи ученые рекомендуют уделять больше внимания улучшению условий труда водителей, в первую очередь дополнительной установкой всякого рода приборов, помогающих им ориентиро- ваться и избегать аварийных ситуаций. Времена годабыстро затормозить, сманеврировать, уйти на обочину, резко увеличив скорость, проскочить опасное место. Зимой все это неприемлемо. Попробуйте резко затормозить или «прибавить газу» — м ашина станет неуправляемой. Поэтому зимой, по скользкой дороге нужно ехать со скоростью вдвое меньшей, чем летом. Следует помнить, что если на сухом асфальте при скорости 60 км/час остановочный путь автомобиля составляет 40 — 4 5 метров, то на укатанном снегу он возрастает до 90 — 9 5 , а в условиях гололеда — до 130 — 1 40 метров. Автоинспектор. Вывод напрашивается сам собой: если вы не хотите пополнить статистику дорожных происшествий, меньше думайте о времени, которое придется потратить на поездку, и больше думайте о том, сколько времени потребуется сейчас для остановки машины, если вдруг возникнет критич еская ситуация. Водитель. Кстати, о тактике езды. Превышение разумной скорости редко дает выигрыш во времени. Много раз мне приходилось наблюдать одно и то же . С кажем , еду из Москвы на юг, и обгоняет меня одна, другая, третья маш инана скорости 100 — 1 20 км/час. А уже где-нибудь в Тульской или Орловской области оставляю их позади я , хотя всю дорогу стрелка на моем спидометре стоит у 80 км/час. Дело в том, что езда на высокой скорости требует чрезмерного нервного и физичес когонапряжения , и не многим под силу это тяжкое бремя. Вот и выходит, что выигранные поначалу ценой большого риска минуты пользы не приносят. Встречаются водители и несколько иного склада. Два-три километра они гонят с максимальной скоростью, н а которую только способен их автомобиль, а затем пять — д есять — ползут какчерепахи : отдыхают после «скоростного участка». Затем циклы повторяются. Т ак ездить, конечно, н ельзя . Это не только не дает никакого выигрыша во времени, но и нарушает общий ритм транспортного потока, заставляет нервничать остальных водителей. Автоинспектор. Кроме того, т акие неоправданные рывки особенно опасны на зимней дороге. Водитель совершает обгон за обгоном, выходит на соседнюю полосу, возвращается на свою, а ведь при каждом маневре он рискует вызвать занос. Кстати, р ассуждая об этой (geaa^* f3™"'o' опасности, многие водители в качестве доказательства от противного вспоминают, что автогонщики иногда намеренно создают занос при прохождении поворотов, и ничего — обходится. Что вы скажете на это? Водитель. Автогонщики, действительно, т аким приемом пользуются, но слепо подражать им нельзя. Во-первых, выполняют его спортсмены, отрабатывавшие занос на тренировках, в безопасных условиях сотни итысячи раз. Во-вторых, они делают это на специально оборудованных автомобилях, где прочные предохранительные дуги «держат» кузов, а спортсмена оберегают ремни безопасности изащитный шлем. Но учиться этим приемам стоит. Потому что, хотя инужно ездить так, чтобы не допускать заносов, но если уж избежать этого не удалось, н ельзя тер ять самообладания. О том, к ак предупреждать занос и выходить из него, написано много. Напомню главное. Быстро, но плавно поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса задних колес. Одновременно плавно уменьшайте нажатиена педаль управления дросселем. Только после того, к ак автомобиль начнет двигаться по прямой, можно воспользоваться тормозами, наж имая на педаль не резко, а короткими, частыми движениями . Опасность заносов повышается в снегопад. Если снег лежит ровным ковром, то двигайтесь с равномерной, безопасной для данных условий скоростью, с нижая ее на спусках и крутых подъемах. Если же снег лежит грядами, словно дюны, то преодолевать такие участки нужнос ходу, не снижая скорости, но и не прибавляя оборотов на снежной гряде. И еще несколько советов. Помните, что зимой в гололед при потеплении светлые участки дороги надежнее, а если подморозило, то более надежными будут темные участки без снега. Н а мостах, крутых подъемах, на участках дорог, проходящих через лес, образуются наледи, часто трудноразличимые, поэтому здесь будьте особенно осторожны. Многими неприятностями грозит лед, присыпанный снегом. Такие места часто встречаются у перекрестков. Кроме того, перед регулируемыми перекрестками дорога обычно бывает отшлифована до блеска. Поэтому, чтобы не допустить заноса или выезда на перекресток под вспыхнувший запрещающий сигнал светофора, н ужноначинать притормаживать ^5"™^ ^aeg* *%шш$^ еще на дальних подходах. Пробуксовка и занос могут возникнуть здесь и при резком трогании с места. Автоинспектор. Уже говорилось о том, что видимость и обзорность зимой для водителя ухудшаются, да и темнота в это время года наступает рано. К ак свидетельствует статистика, с этим шутить нельзя. Ночью интенсивность движения резко снижается и составляет всего 10 — 1 5 процентов дневной, но именно в темное время суток случается основная масса дорожно-транспортных происшествий, и последствия их бывают более тяжелыми , чем днем. Около 15 процентов таких происшествий вызываются ослеплением водителя светом фар встречных машин : одни не выполняют требование правил движен ия переходить на ближний свет при разъездах, у других неправильно установлены или отрегулированы фары . Водитель. К сожалению, на ночных дорогах это требование правил соблюдается далеко не всегда, особенно водителями грузовиков и междугородных автобусов. Бывает, видишь встречную машину, переключаешь свет на ближний, а встречный и не думает ответить тем же . Еще раз переключаешь свет с ближнего на дальний и обратно, к ак бы урезонивая : «Ты шофер, я шофер, т акуважай коллегу!». Никакого впечатлен ия . А расстояние сокращается, не просматриваемая из-за ослепления зона увеличивается. Приходится тормозить и, ругая этого горе-водителя, ж датьв кромешной темноте, пока дорога снова станет различимой. Вот умению правильно пользоваться световыми приборами водителям нужно учиться у спортсменов. Много тысяч километров продолжается гонка, м ашины оборудованы дополнительными сильными фарами, но ни один гонщик не ослепит ни встречного, ни попутного водителя. И еще одно спортивное качество заслуживает подражания . Речь идет о товарищеской взаимовыручке. В дороге, особенно зимой, всякое может случ иться : то некстати кончится бензин, то загадочно пропадет искра зажигания, то забуксуешь в сугробе. В одиночку справиться с такой нежданной неприятностью бывает невозможно. Поэтому, коллеги-водители, не посчитайте за труд притормозить у стоящей на обочине машины , поинтересуйтесь, не нуждается ли «загорающий» неудачник в вашей помощи. Помните, что и вам может когда-нибудь потребоваться так ая помощь. !двввд» *^шш%* ^шш^ 1£Шш£**3*™'с^ ^ " ^ о * ^аивд» *я^вя* *о""б*•^шп^е ^ Ё И ^ ^ви^»США. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы нефтяным монополиям стало выгодно иметь разветвленную сеть АЗС без обслуживающего персонала, где водитель может самостоятельно не только заправить автомобиль, но и помыть его. На дорогах уже свыше 9 тысяч таких станций самообслуживания. Процесс мойки и заправки занимает не более 4 минут. Если же клиент купил бензина больше 25 литров, то право помыть машину ему предоставляется бесплатно. ФРАНЦИЯ. По данным статистики за последние пять лет в дорожно-транспортных происшествиях было ранено свыше 1,6 миллиона человек. Больше всех рискуют своей жизнью пассажиры и водители легковых автомобилей. Они состав-ляют почти 60 процентов всех убитых в дорожных катастрофах. Приблизительно 30 процентов несчастных случаев на дорогах происходит ночью, хотя интенсивность движения в это время уменьшается в пять раз. Тщательный анализ дорожно-транспортных происшествий позволил сделать вывод, что в большинстве случаев они связаны с нарушением правил преимущественного проезда перекрестков.ФРГ. Стремление снизить число нарушений правил движения привело специалистов к мысли ввести многобалльную систему оценки вождения автомобиля с начислением штрафных очков. За 12 штрафных очков на два года отбираетсяудостоверение на право вождения автомобиля, при наличии 9 очков следует сдавать экзамен по правилам уличного движения, а в ряде случаев И по вождению, при 6 очках водитель получает только предупреждение. За управление автомобилем в нетрезвом состоянии начисляется 4 очка, за вождение автомобиля без удостоверения — 3 очка, превышение скорости — 3 очка, незначительные нарушения правил — одно очко. Все штрафные очки регистрируются централизованным порядком в специальной картотеке. Сейчас в -ФРГ у 20 миллионов человек есть водительские права, из них около 3,5 миллиона уже набрали 1—2 штрафных очка, а 400 тысяч имеют реальную возможность расстаться с местом за рулем своего автомобиля и перейти в разряд пассажиров.